Распечатать: Квотный рефлекс РаспечататьОставить комментарий: Квотный рефлекс Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Квотный рефлекс Посмотреть комментарии

19 июня 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Квотный рефлекс

    Группа депутатов Жогорку Кенеша готовит законопроект, согласно которому устанавливается квота на трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья (подробно об этом "МСН" сообщала в номере от 5 июня текущего года). Если он будет принят, то руководители всех организаций, независимо от форм собственности, обязаны будут принять на работу энное количество людей с ограниченными возможностями или платить штрафные санкции. Эта идея уже вызвала жаркие споры в обществе. С одной стороны, все прекрасно понимают, что право на труд распространяется на всех без исключения. Однако давно известно, что насильно мил не будешь. Способно ли квотирование изменить процент трудоустроенных инвалидов в нашем обществе? Не приведет ли законопроект к новому витку непонимания между людьми с ограниченными физическими возможностями и теми, кто считают себя здоровыми?

Матс СВЕНСОН, эксперт по трудовому законодательству, Швеция

    Это тоже дискриминация

    - Швеция - страна с развитой системой помощи инвалидам. Похожие системы сложились во многих странах, но Швеция несколько впереди: именно там еще в 60-е годы прошлого века был выдвинут принцип нормализации жизни инвалидов. Это означает, что жизнь инвалида должна быть как можно более нормальна или как можно более приближена к обычной жизни. Что значит нормальная жизнь? Для маленьких детей - жить вместе с родителями в семье. Для детей дошкольного возраста - посещать вместе со своими друзьями, живущими по соседству, ближайший детский садик. Для ребенка школьного возраста - ходить в школу, а для молодого человека после 18 -20 лет - жить в собственной квартире отдельно от родителей, учиться или работать по будням и отдыхать по выходным.

    В трудовом законодательстве Швеции предусмотрены меры поддержки инвалидов. Они направлены на то, чтобы, во-первых, облегчить им трудоустройство, а во-вторых, компенсировать работодателю те дополнительные расходы, которые связаны с приемом на работу лиц с ограниченной работоспособностью. В результате 60,1 процента инвалидов трудоспособного возраста в Швеции имеют постоянную работу. Это самый высокий показатель в мире. Процент этот тем более важен, поскольку инвалидам в Швеции легко уйти на полное государственное обеспечение. Проболев не менее года, следует обратиться в Государственную страховую кассу с заявлением о получении пенсионного пособия. Инвалиды делятся на четыре категории по степени лишения трудоспособности (полная, три четверти, половина и четверть). Полная инвалидность обеспечивает прожиточный минимум, однако и "частичные" инвалиды не бедствуют: им доплачивает социальная служба, они получают компенсацию квартплаты.

    При этом в Швеции существует пакет мер, направленных на поощрение инвалидов, стремящихся работать. Активно поддерживаются и работодатели, принимающие в штат сотрудников с ограниченными возможностями. Однако квоты не предусмотрены. Несмотря на то, что шведская демократия очень внимательно относится к правам меньшинств и их интеграции в общество, законодательство запрещает позитивную дискриминацию (политические меры, направленные на принятие во внимание, например, пола, расы или этнической принадлежности субъекта с целью обеспечения равенства возможностей). Понятно, что позитивная дискриминация направлена на укрепление прав рабочих, тем не менее такая политика считается несправедливой. Помимо этого считается, что позитивная дискриминация подчеркивает отличие меньшинств от основной массы населения, обособляет их и тем самым еще сильнее ослабляет.

    Шведские власти признали тот факт, что на работодателя в плане трудоустройства инвалидов нельзя воздействовать административно. Поэтому наше законодательство предусматривает социальное партнерство государства и работодателя. А именно: на предприятии для инвалида оборудуют рабочее место, на котором тот мог бы полноценно и наравне с другими работниками трудиться, а работодателю эти устроительные затраты компенсируют из бюджета. Возможен вариант, когда работодателю компенсируют часть заработной платы инвалида.

Светлана УМУРЗАКОВА, владелица швейного цеха

    У предпринимателей хватает проблем

    - Пару лет назад на моем предприятии работала глухонемая девушка. Шила она аккуратно, правда, медленно. Кроме того, с ней возникало много проблем социального характера. Она читала по губам, но говорить надо было четко и медленно. Поэтому ей приходилось объяснять задание отдельно от других швей, а главное, я не понимала, что ей надо, какие у нее возникли вопросы или проблемы в ходе выполнения работы. Но тогда наш бизнес активно развивался. Швей не хватало, и мы были рады любым рабочим рукам. Та девушка сама очень быстро уволилась, устроилась в цех, где работали несколько швей с подобными ограничениями здоровья. Там она чувствовала себя комфортнее, поскольку было с кем общаться.

    Сейчас в мире финансовый кризис. Он сильно сказывается и в нашей отрасли. Многие цеха без работы. Так что найти швею не проблема. И, естественно, в первую очередь я обращаю внимание на квалификацию и работоспособность. При введении квотирования меня обяжут принимать во внимание еще и другие аспекты, но это уже ущемление моих интересов как предпринимателя.

    Прекрасно понимаю, что проблемы людей с ограниченными возможностями надо решать. Но делать это административными мерами нельзя. Предприниматели не могут взвалить на себя все трудности государства. У нас и своих хватает. 

    В советские времена существовала схема трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Например, на фабрике 8 Марта, где я была начальником отдела труда, существовал специальный участок, где работали люди с ограниченными физическими возможностями. Там для них были созданы все условия, кроме того, существовали льготы на прибыль на продукцию этого участка. В выигрыше оказывались все. Думаю, такую схему можно взять за основу и сейчас.

Барбро ЛОРАН, эксперт Международной организации труда

    Две стороны одной медали

    - Первые попытки ввести квотирование начали предприниматься в 20-х годах прошлого столетия в Германии, Италии, Польше, Австрии и Франции. С помощью этой меры страны пытались трудоустроить ветеранов первой мировой войны. После 1945 года и другие европейские страны ввели схожую систему защиты раненых солдат, вернувшихся с фронта. Затем квотирование распространилось на других людей с инвалидностью. Такая система до сих пор довольно широко используется в мире. Компании, не резервирующие рабочие места для инвалидов, обязаны выплачивать компенсационный налог в пользу фонда занятости. Как и у каждой социальной меры, у этой есть свои плюсы и минусы.

    Положительные стороны идеи в том, что она увеличивает количество трудоустроенных инвалидов. Кроме того, благодаря финансовым санкциям, предусмотренным за несоблюдение квоты, определенные денежные средства аккумулируются в специальном фонде. В разных странах деньги расходуются по-разному. Скажем, в Японии доплачивают работодателю за каждого трудоустроенного инвалида сверх квоты. Кроме того, средства используются на профориентацию, компенсацию затрат работодателя на создание рабочих мест.

    Минусы системы квотирования в том, что она вызывает негативное отношение к вопросам трудоустройства инвалидов. К тому же при таком подходе обычно трудоустраиваются инвалиды с незначительными нарушениями здоровья и на должности, требующие наименьшей квалификации. Но чаще всего компании просто выплачивают штрафы, устанавливаемые государством за невыполнение квот, рассматривая это как дополнительный налог. И жизнь инвалидов реально не улучшается.

    Вот почему система квотирования считается все менее эффективной. Передовые государства стремятся использовать другие механизмы стимулирования занятости инвалидов. В частности, во многих странах предусмотрены компенсации работодателям, принимающим на работу инвалидов. Кроме того, делается все возможное, чтобы повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке труда: проводятся их профессиональная ориентация, обучение и переобучение.

Александр СМОРОДИН, инвалид первой группы по зрению

    Пора понять нас. И принять

    - До тех пор пока правительство не заставит работодателей, они не повернутся лицом к людям с ограниченными возможностями. Конечно, и в Конституции, и в Трудовом кодексе оговаривается, что дискриминация по любым критериям, не связанным с деловыми качествами кандидата на должность, запрещена. Но на деле под любыми предлогами инвалидам стараются отказать в приеме на работу. В этом году я окончил медучилище по специальности массажист, работать, скорее всего, буду в какой-нибудь поликлинике, потому что там проблема с кадрами. В частных клиниках мне говорят: ты классный и работаешь здорово, но нам не подходишь. А с принятием квотирования бизнесмены будут заинтересованы в привлечении людей с ограниченными возможностями на работу, и количество трудоустроенных инвалидов резко возрастет. Да и общество в целом перестанет прятать голову в песок и делать вид, что нас не существует. Давно пора понять: мы есть, мы можем работать и приносить пользу обществу. Понятно, что принятие такого закона не способно сразу изменить мир, который сегодня приспособлен только под здоровых людей. Но ведь надо с чего-то начать.

    Наталья ТИМИРБАЕВА, корреспондент "МСН"

    Кризис инвалидности

    У одного из моих коллег искусственный клапан в сердце. У другого - левая нога короче правой, из-за чего он заметно хромает. Третий глух на одно ухо. Все они имеют право считаться инвалидами. Но официальной справки у них нет, поскольку ни один из них не чувствует себя человеком с ограниченными возможностями. Точнее, каждый из них понимает, что все мы в той или иной степени ограниченны. Введут новый закон, и, если попросит руководство, все они "выйдут из тени". Таким образом, трудоустроенных инвалидов больше не станет, а вот количество инвалидов в стране увеличится.

    У этой проблемы есть и другая сторона. Когда я готовила материал, то интересовалась мнением  многих работодателей по поводу законопроекта. Большинство из них сказали, что воспримут эту акцию как введение еще одного налога в дополнение к тем, что уже и так мертвым грузом висят на бизнесменах, мешая развиваться. Но были и такие, кто отметил, что им безразличны физические возможности сотрудника.

    "Важно, чтобы человек был способен грамотно и дисциплинированно выполнять свои профессиональные обязанности, - поясняли они. - Сколько у него рук или ног - не принципиально. Была бы голова на плечах да хорошее образование".

    А вот с этим как раз проблема. Инвалиды в массе своей действительно менее квалифицированы, чем их здоровые сверстники. И дело не в интеллектуальных способностях той или иной группы населения, а в подготовленности системы предоставить доступ к образованию всем гражданам без исключения. Более или менее нормально обстоят дела с возможностью получить начальное образование. Затем у инвалидов начинаются серьезные проблемы. Для многих таких людей путь к образованию закрыт, потому что в республике просто не существует училищ и вузов, где есть учебники для слепых, где глухонемые могут сдавать зачеты письменно, а парализованные самостоятельно передвигаться. Правда, время от времени учебные заведения, работающие с отдельными группами инвалидов, все же появляются. Так, в профлицее № 27 существует группа для глухих и слабослышащих юношей, профлицей № 18 работает с глухонемыми девушками, в медучилище есть группа по подготовке массажистов из числа слепых и слабовидящих молодых людей. Правда, для того, чтобы эти учебные группы появились, потребовались колоссальные усилия самих инвалидов и их родителей. Хотя, казалось бы, больше всего в открытии подобных образовательных учреждений заинтересовано государство.

    Конечно, инвалиды должны получить право на труд, подкрепленное реальными возможностями, а не декларациями. Но даже разработчики законопроекта понимают, что предложенные ими меры не увеличат количество трудоустроенных инвалидов. Это лишь позволит открыть некий спецсчет, средства с которого в идеале будут идти на поддержку людей с ограниченными возможностями. Но социальная поддержка граждан - забота прежде всего государства. Ее нельзя перекладывать на плечи бизнеса. И в этом смысле квотирование не может стать первым шагом на пути к нормализации жизни людей с ограниченными возможностями.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28236/


Распечатать: Квотный рефлекс РаспечататьОставить комментарий: Квотный рефлекс Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Квотный рефлекс Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007