Распечатать: Вся надежда на реформу РаспечататьОставить комментарий: Вся надежда на реформу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вся надежда на реформу Посмотреть комментарии

12 июня 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Вся надежда на реформу

    Кажется, еще звенит в ушах последний школьный звонок, у детей только- только начались летние каникулы. Но взрослые уже живут заботами об осени - о новом учебном годе. За два с небольшим месяца в учебных заведениях надо решить множество задач. И главная из них - найти педагогов, по возможности хороших, и заполнить вакансии. Сделать это сложно, потому что учительская профессия давно стала непрестижной. Что надо делать, чтобы успешно решать проблему учительских кадров? На днях президент Курманбек Бакиев представил Концепцию проведения реформы образования, в которой намечено, что нужно сделать в первую очередь. Надо надеяться, что внимание главы государства к проблемам образования заставит наших чиновников повернуться лицом к школе.

Светлана КЕРИМКУЛОВА, директор УВК школы-гимназии № 67

    Благодаря родителям у нас все хорошо

    В моей школе нет проблем с кадрами. Если учителя и увольняются, то в связи с переездом на другое место жительства. В этом году уходит одна учительница. Она закончила год и со спокойной душой едет в Россию.

    Первое, что устраивает учителя, - это материально-техническая база школы. Новая мебель, есть различная техника для проведения урока. Все здесь делается для учебного процесса. Педагоги, которые приходят из других школ, говорят: "Да, вот это работа!". Они любят нашу школу, потому что в ней царит доброжелательная атмосфера.

    Уже с порога, хотя бы по цветам, можно почувствовать, что здесь очень уютно. Учеников отбираем достойных статуса гимназии - проводим тестирование, учителя-предметники беседуют с ними. Если учащийся имеет две-три тройки, но мы видим, что он может подтянуться, зачисляем его.

    Второе - зарплата. Из попечительского совета родители доплачивают педагогам, для некоторых предусмотрены особые льготы. Поэтому они работают у нас с воодушевлением и удовольствием. При приеме на работу смотрим на компетентность педагога, из какой школы он пришел, какой имеет стаж работы.

    Почти все наши учителя имеют первую и высшую категории, средний стаж работы - пятнадцать лет. Из ста двадцати человек только четверо молодых специалистов, двое закончили вуз в этом году. Мы их присмотрели, когда они проходили у нас практику. Частично оплачиваем им квартиру, выдаем ежемесячную премию - у нас в школе действует программа "Депозит молодого учителя". Еще двоим учителям, приезжающим из Сокулука, оплачиваем дорогу. Они очень хорошие специалисты.

    Хвала и честь пенсионерам. Самому старшему - 70 лет. Могу сказать, что они в числе лучших, в этой школе они заработали и оформили пенсию. У них есть льготы. Все мы их любим, чествуем на праздниках. Никто из пенсионеров не захочет уйти отсюда. Коллектив у нас хороший. Наши учителя любят и ценят свою работу, делают все, чтобы дать детям глубокие знания, воспитать их достойными гражданами своей страны. Таким и должен быть учитель.

    Учителя и школьники относятся друг к другу доброжелательно, с пониманием. Но ученики есть ученики. Не все они одинаковы. Одни более способны от природы, хорошо учатся, другим знания даются с трудом. Иногда бывает, что ученик не справляется с программой, ему приходится перейти в другую школу. Дается такой шаг тяжело. Это же о чем-то говорит.

    Я хочу выразить большую благодарность нашим родителям, потому что без их помощи и поддержки учителям трудно было бы выполнить свои задачи.

Наталья, молодой учитель

    Сначала диплом, работа потом

    Работать в школе психологически трудно. Дети в большинстве своем невоспитанные. Нельзя сказать, что грубят в лицо, однако есть и такие. Но самое ужасное - равнодушие к знаниям основной массы. Стараюсь объяснить ребенку, что так нельзя вести себя, что нужно готовиться к урокам. Он вроде бы слушает, но на следующий урок вновь открываю чистую, без домашнего задания, тетрадь. Два процента учащихся старается отвечать, один процент реально учится. Сама я ничего не смогу сделать. Пока родители не возьмутся за своих чад, от нравоучений учителей толку не будет. Считаю, что скорректировать личность можно еще в начальной школе. Значит, многое зависит от педагога младших классов.

    Признаюсь, что даю детям мало знаний. Я знаю предмет, но объяснить его доходчиво ученикам не всегда получается. В университете методике должного внимания не уделялось. На этот предмет было отведено крайне мало часов, и опять же были только лекции. Что может дать автоматическое заучивание конспекта? Правда, отправляли нас в школу на практику. Одну неделю мы слушали учителя, другую - пытались что-то сделать сами. Этого недостаточно. В университете хорошо было бы проводить игры, чтобы мы, студенты, могли потренироваться на самих себе. Тогда будет видно, кто на что способен, кому на что нужно больше обратить внимания.

    Может быть, это происходит потому, что я еще молода, имею мало опыта. А возможно, выбрала не ту профессию. Были у меня мысли учиться на другом факультете. Но папа обещал, что если я поступлю на бюджет, отправит меня на курсы вождения. А получить водительские права - мечта моей жизни. Мама настойчиво советовала мне идти на факультет русской филологии.

    Двум моим подругам-сокурсницам работа учителя по душе. Про себя такого сказать не могу. Но уже привыкла - преподаю три года. Навсегда остаться в школе не думаю, это мой запасной вариант. Если только на хлеб денег не будет. Сами посудите. Трачу нервы целый месяц, а мне этой зарплаты едва хватает на две недели - на дорогу и перекусить. Сейчас главное отработать положенный срок и получить диплом. Высшее образование никогда не помешает.

Джоомарт БАЙСАЛОВ, доктор педагогических наук, директор Института педагогики КГУ им. И. Арабаева

    Сельчане осознанно выбирают учительскую стезю

    В основном наш контингент - абитуриенты из отдаленных сельских районов. Чаще всего из учительских семей. В прошлом году мы приняли сто двадцать человек, из них только трое городских. Конкурс был два с половиной человека на место. Думаю, в нынешнем году претендентов станет больше - растет число желающих поступить на педагогический факультет. Поддерживает и Министерство образования, увеличивает грантовые места.

    К нам на факультет приходят абитуриенты с разной подготовкой. Зачисляем по результатам общереспубликанского тестирования. У кого свыше 140 баллов, те усваивают программу успешно. Кто набрал баллов меньше, с ними в течение полугода проводим индивидуальные занятия. Конечно, есть и очень сильные студенты.

    С 1 по 20 сентября первокурсникам мы раздаем анкеты, рассматриваем их личные дела, беседуем. Как показывают наши наблюдения, они осознанно выбрали свою профессию. Сейчас сельская школа уже не та, что прежде, она оснащена компьютерами, есть Интернет, много новых учебников. Родители стали больше уделять внимания своим чадам, чем раньше, проявляют большую заинтересованность в том, чтобы их ребенок был грамотным и получил хорошую специальность.

    Внимание к учительской профессии связано с дальнейшим трудоустройством. Строятся школы, растут дети , значит, работой будут обеспечены. Все прекрасно знают, что не хватает учителей, особенно в отдаленных районах. Выпускники-сельчане осознают свою ответственность и после окончания института возвращаются преподавать в родные места. Они понимают также, что сегодня зарплата маленькая, но с каждым годом она повышается.

    С первого курса отправляем на педагогическую практику. Честно сказать, иногда боюсь, как студенты проявят себя. Сам лично езжу по школам, вместе составляем планы уроков. Пока, славу Богу, получаем хорошие отзывы.

    Студентам четвертого-пятого курсов мы разрешаем подрабатывать. Выпускников, обучающихся на бюджетной основе, распределяем на работу уже в марте. К нам регулярно поступают заявки от заведующих районо и директоров школ, с ними мы заключаем договор. Трудоустроены почти все молодые специалисты.

    Трое городских, которые пришли учиться к нам в прошлом году, - это, конечно, крайне мало. Надо их число увеличить хотя бы в десять раз. Чтобы добиться такого роста, нужно среди городских учащихся проводить профориентацию уже с пятого-шестого класса.

Валентина САДОВСКАЯ, учитель с многолетнем стажем работы

    У меня любимая работа

    Есть мнения, что сейчас идут в педагоги неудачники, которые нигде больше не могут устроиться. Конечно, учитель никогда не получал большие деньги, но в советское время этого хватало на жизнь.

    Когда я сорок лет назад выбирала эту профессию, она была в почете. На педагогический факультет мне удалось поступить только на третий раз - не проходила по конкурсу.

    Себя я неудачницей не считаю: люблю вести уроки, общаться с детьми. Поэтому до сих пор и работаю в школе. 

    Анастасия ХОДЫКИНА, корреспондент "МСН"

    Выход из лабиринта

    Актуальная проблема сегодня - низкое качество преподавания. За последние восемь лет только пятая часть сельских учителей повысила категорию. Нехватка учителей приводит к уродливым явлениям. Были случаи, что учитель физкультуры преподавал русский язык, биологию, математику, в начальной школе занятия вели ученики старших классов. Таковы и знания.

    От воспитателей-учителей в решающей степени зависит, как дети будут относиться к школе и к учебе, что молодые люди возьмут с собой в жизнь, какими людьми вырастут. Конечно, дело учителя заинтересовать ребят, разработать интересную методику, дать материал в необычной форме. Одни ученики старательные, другие не прочь пошалить. Пример истинному служению своей профессии Демьян Шевцов, о котором я рассказывала в одном из прежних номеров "МСН". У него шесть авторских свидетельств по методике преподавания. Среди них замысловатый экзаменатор, прибор со светящимися лампочками для объяснения темы кровообращения. Как у такого учителя не станешь прилежным и любознательным?

    Но в наших условиях всю ответственность перекладывать на педагога я бы не стала. Чтобы свести концы с концами, учителя берут по две ставки и даже больше. При такой нагрузке не удается вести урок, как надо и как хотелось бы. Кроме того, на учителя вешают громаду неоплачиваемой общественной беготни. Они собирают деньги на то и на се, поддерживают различные марафоны и телемосты, участвуют в выборах, агитируют и пропагандируют, а в каникулы "своими силами" делают ремонт. Зарплата, как и для любого человека, важна, но этот фактор не является решающим. Остановить воодушевление педагога может только безрезультатность своего труда. Такое сейчас не редкость. Учеников, которые хотят получить не только высокую оценку, но и реальные знания, увы, не очень много, а главное, они будто стесняются своего интереса к учебе. Речь идет не о частных школах и гимназиях. В них ситуация несколько благоприятнее. Тамошняя администрация прежде чем принять ученика, обратит внимание на его знания, прилежание, способность логически мыслить. И родители заинтересованы в качественном образовании своих детей. Школы без статуса готовы подобрать всех остальных. В такой обстановке учителя вынуждены "плыть по течению". Оставляют сейчас на второй год редко, отчисления за неуспеваемость канули в Лету. Приходится тянуть до девятого класса - действует Закон о "Всеобщем среднем образовании" - а то и до одиннадцатого! Раньше неуспевающих переводили в вечернюю школу, теперь их туда не заманишь. Сейчас от выпускника "вечерки" даже документы в техникумах и вузах не примут. А ведь и самые "слабые" метят на престижный факультет в университете.

    Есть мнения, что причиной нежелания учеников грызть гранит науки является то, что вузы открыли контрактные отделения. Зачем учиться, когда за деньги можно поступить и закончить? Поэтому нужно всячески поощрять способных, старательных учеников, за ними потянутся остальные. Стимулировать различными денежными вознаграждениями необходимо и талантливых молодых педагогов. А для качественного привлечения кадров - проводить профориентацию среди учащихся школы. Тогда больше людей осознанно выберут эту профессию, станут настоящими учителями.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28122/


Распечатать: Вся надежда на реформу РаспечататьОставить комментарий: Вся надежда на реформу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вся надежда на реформу Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007