Распечатать: Фильм, фильм, фильм! РаспечататьОставить комментарий: Фильм, фильм, фильм! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Фильм, фильм, фильм! Посмотреть комментарии

29 мая 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Фильм, фильм, фильм!

Подведены итоги первого национального фестиваля молодых кинематографистов "Умут". Обладателем Гран-при стал режиссер фильма "У нас все хорошо" Акжол Бекболотов. Награды по другим номинациям, в числе которых приз за лучшую режиссуру, сценарий и операторское мастерство, также завоевали выпускники курсов по подготовке кинорежиссеров на базе Кыргызско-Турецкого университета "Манас". На эту молодежь надеются их старшие коллеги. Как же обстоят дела в отечественном кинематографе?

Марат АЛЫКУЛОВ, кинорежиссер

    Дилетантизм становится нормой

    - Наш кинематограф переживает системный кризис. У кыргызстанцев сложилось стереотипное мнение, что главными его причинами являются недостаток финансирования и слабая материально-техническая база. На самом деле это скорее следствие отсутствия кинематографической стратегии, адаптированной к сегодняшним реалиям. Продолжает действовать устаревшая советская модель, от которой отказались кинематографисты соседних республик. Режиссер приносит сценарий на киностудию, худсовет его рассматривает и если считает годным к производству, то одобряет. Фильм снимают, показывают в столичном Доме кино, отправляют на какие-нибудь региональные кинофестивали. И все. Дальнейшая судьба ленты никого не интересует: ни автора, ни руководство "Кыргызфильма", хотя на производство были потрачены государственные средства.

    К сожалению, в Кыргызстане не существует кинокритиков, которые помогли бы зрителям сориентироваться, выявляя действительно достойные фильмы, и тогда, возможно, мы бы не стали свидетелями процесса, приведшего от "Первого учителя" Кончаловского к "Первому кадру" Шер- Нияза. На наших глазах меркнет былая слава кыргызского кино. Продукцию "Кыргызфильма" уже не отличить от самодеятельных фильмов, заполонивших бишкекские кинотеатры. Дилетантизм становится нормой. Новая волна так называемых кинематографистов без малейшей тени самоиронии и трезвости разбрасывается фразами "мое кино обречено на успех", "я в своем творчестве", "мой фильм продолжает "кыргызское чудо". Что касается департамента кинематографии, то его руководство к киноотрасли вообще отношения не имеет, соответственно занимается чем угодно, только не исполнением своих должностных обязанностей. На слете руководителей Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии собираются известные режиссеры и обсуждают проблемы развития кинематографа на постсоветском пространстве. Что может предложить их кыргызстанский коллега, если основной его деятельностью является торговля сантехникой в одном из столичных супермаркетов?

    Между тем Кыргызстан обладает самобытной киношколой, одной из сильнейших на территории бывшего Союза и нынешнего СНГ. Наш кинематограф конкурентоспособен на международной арене, достойно представляет национальную культуру без унизительных скидок на экзотику и этнографизм. Нам нужна сознательная интеллектуальная база, так как средства и ресурсы притягиваются беспроигрышными идеями.

Айбек ДАЙЫРБЕКОВ, кинорежиссер

    Ситуация поправима

    - У нас много талантливых ребят, которые хотят снимать кино. Многие из них, не имея профессионального опыта, получили признание зарубежных кинематографистов. Например, операторскую работу Евгения Крохмаленко в моем дебютном фильме "Берег" впервые оценили на Иссык-Кульском кинофестивале стран - участниц ШОС. После этого Женю приглашали на кинофестивали стран СНГ и Балтии.

    Съемки требуют финансовых затрат, и наша молодежь старается найти средства. Они пишут проекты, предлагая их иностранным организациям. Говорить, что коллеги делают ставку на экзотику и этнографизм, неправильно. У нас богатая самобытная культура, которая интересна европейскому зрителю. Снявшись в фильме "Светлая прохлада" Эрнеста Абдыжапарова, я убедился: создавать народное кино не так просто, как кажется на первый взгляд. Зритель должен понимать, что хотел сказать автор. Таких принципов стараюсь придерживаться в своей работе. Прокатная судьба таких фильмов вполне успешна, об этом можно судить по количеству пиратских копий "Светлой прохлады", которые появились на столичных рынках.

    Кинорежиссер должен учиться всю жизнь, чтобы его работы были узнаваемы. В кино, как в изобразительном искусстве: у каждого свой индивидуальный стиль, почерк. К сожалению, нет финансовой возможности воплощать все задуманное. Мне повезло, что работаю в одной команде с режиссером Абдыжапаровым. Также с друзьями снимаем клипы нашим эстрадным звездам. Заработок позволяет откладывать на будущие фильмы. Сейчас участвую в проекте молодых узбекских кинематографистов, которые собираются заняться дистрибуцией своих фильмов в Кыргызстане и наших фильмов у себя в стране. Нужно налаживать связи с российскими киношниками, у них есть чему поучится. До недавнего времени их кинематограф переживал не лучшие времена, но им удалось справиться, справимся и мы.

Эмиль ДЖУМАБАЕВ, кинорежиссер

    Чудеса бывают

    - На базе нашего продюсерского центра "Ковчег" в рамках проекта "Страна и государство" молодые кинематографисты и дебютанты снимают документальное кино. Выявить потенциально одаренных киношников несложно, киносфера у нас небольшая, все на виду.

    Мы даем возможность дебютировать, развиваем документальное кино, которое у нас в загоне. Почему так получается? Во все времена к этому жанру относились с опаской, ведь в нем о действительности говорится без прикрас. Поэтому многие режиссеры предпочитают снимать этнографические картины. Зритель видит, что у нас все хорошо: чистый воздух и вода, величественные горы и прекрасный Иссык-Куль. Копать глубже никто не хочет. Но мы любим свою страну и хотим участвовать в ее судьбе. Я не говорю о возрождении "кыргызского чуда". На то оно и чудо, что его нельзя возродить, оно бывает один раз. Наша задача в другом: сохранить и приумножить духовное богатство, которое оставили нам предшественники. И у нас есть шансы. Если мы это сделаем, то, возможно, явится новое чудо.

Абибилла ПАЗЫЛОВ, директор департамента кинематографии при Министерстве культуры и информации

    Эстафета не прерывается

    - Благодаря кинофестивалю "Умут" выяснилось, что среди молодых есть желающие снимать кино, пусть малобюджетное, но ведь нужно с чего-то начинать. В фестивале участвовали авторы до сорока лет, и это не случайно. Мы искали талантливых режиссеров, сценаристов, операторов, у которых есть амбициозные планы и творческий потенциал. Новое поколение кинематографистов, как и старшие коллеги, делают упор на документальное кино. Так начинали многие наши именитые ныне режиссеры: Толомуш Океев, Альгис Видугирис, Болот Шамшиев. Радует, что творческая эстафета не прерывается. К сожалению, нет финансовой возможности поддержать как можно больше молодых авторов. Поэтому нужно искать спонсоров. Конечно, тут возникают разногласия, но нужно находить компромисс и стараться договориться об условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, заместитель председателя Союза кинематографистов КР

    У нас должна быть мечта

    - Помимо нынешних призеров фестиваля в конкурсном отборе участвовали десятки молодых авторов, но строгая комиссия допустила в основном тех, кто уже успел заявить о себе как начинающий кинематографист. Радует, что есть амбициозная молодежь, которая осталась за бортом этого кинофестиваля, но никто не собирается опускать руки. Есть стремление работать в кино, единственное, чего хотелось пожелать, - чтобы каждый осознанно шел к достижению цели. Киноотрасль требует много знаний и умений. Картину ждет успех, если она снята на стыке двух понятий: коммерческого и некоммерческого кино. Искусство требует финансовых затрат, которые со временем себя окупят, нужно только все правильно рассчитать. Жизнь не стоит на месте, у нас много интересного, взять, к примеру, транспортировку рабочего колеса на строящуюся ГЭС Камбарата-2. Почему бы не снять кино об этом?

    Молодые кинематографисты держат руку на пульсе жизни, снимая фильмы на актуальные темы. Обладатель Гран-при фестиваля "Умут" Акжол Бекболотов в двадцатый раз представляет свою картину. В ближайшее время его фильм "У нас все хорошо" вновь будет участвовать в кинофестивале "Парижская весна" во Франции. Возлагаю надежды на Эльнуру Османалиеву, снявшую короткометражку "Шамчырак". Удивило, что жюри "Умут" никак не отметило эту работу. Жаль, что на кинофестивале не были представлены фильмы "Граница" Марата Алыкулова и "Берег" Айбека Дайырбекова. Эти режиссеры также заслуживают внимания.

    Что касается обещанной награды победителю в номинации Гран-при - съемки полнометражного фильма на базе "Кыргызфильма", то, на мой взгляд, молодому режиссеру будет нелегко отвоевать место под солнцем. Нет гарантии, что худсовет студии отдаст предпочтение его проекту, ведь претендентов на бюджетные средства хоть отбавляй. Новичка просто съедят. Однако, как говорил режиссер Сергей Смирнов: "Мы мылись в душе и мечтали, как идем по красной дорожке Каннского кинофестиваля".

Надежда ПОПОВА, корреспондент "МСН"

    Потенциала мало

    Никто не спорит, фильмы, снятые некоторыми молодыми авторами, вызывают у многих кыргызстанцев чувство стыда за отечественный кинематограф. На премьере короткометражного фильма на социальную тематику, снятого "Кыргызфильмом" во главе с режиссером Бакытом Карагуловым, едва удержалась от желания покинуть актовый зал Кыргызско-Турецкого университета "Манас". Избитый сюжет, монтаж и звук плохого качества. Результат - жидкие аплодисменты студентов. Довольными остались только заказчики и спонсоры фильма - республиканский Социальный фонд и Швейцарское бюро по сотрудничеству в Кыргызстане.

    Кинематографисты упрекают СМИ в отсутствии качественной критики таких фильмов, считая, что "журналисты, не ориентируясь в иерархии мировых кинофестивалей, превозносят до небес фильм, получивший третьесортный приз где-нибудь в Урюпинске или в Могадишо, не подозревая, что существуют градации фестивалей". Хотя сами мало что делают, чтобы пишущая и снимающая братия могла рассказать о них как о национальных героях.

    Корифеи отечественного игрового кино когда-то начинали с короткометражных документальных фильмов. Такой подход позволял как следует подготовиться к серьезной трудоемкой работе. В одном из интервью автор "Замков на песке" Альгимантас Видугирис признался, что его коллеги черпали вдохновение в уникальной природе родного края.

    - Несмотря на то что "Кыргызфильм" был самой маленькой киностудией на советской территории, о "кыргызском чуде" знали во всех уголках большого государства. У нас было огромное желание снимать хорошее кино и это стало делом жизни.

    По словам заместителя председателя нашего Союза кинематографистов Гульбары Толомушовой, в последнее время большая часть документальных фильмов создавалась при финансовой поддержке международных организаций. Профессиональные кинорежиссеры редко обращаются к этому жанру, так что Союзу кинематографистов практически нечего представить на ежегодные форумы и смотры.

    На рассмотрение руководству департамента кинематографии при Минкультуры и информации была предложена модель стратегии развития малобюджетного кинематографа в Кыргызстане "Пилот плюс". Авторы проекта режиссеры Эмиль Джумабаев, Талгат Асыранкулов, Улан Жукенов и Марат Алыкулов считают, что их разработки помогут вытащить из кризиса отечественный кинематограф. Однако толковая разработка была положена под сукно.

    Все понятно: нет пророков в своем отечестве. А за рубежом их идеи не остались бы без внимания.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27929/


Распечатать: Фильм, фильм, фильм! РаспечататьОставить комментарий: Фильм, фильм, фильм! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Фильм, фильм, фильм! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007