Распечатать: На бУРАНном полустанке РаспечататьОставить комментарий: На бУРАНном полустанке Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На бУРАНном полустанке Посмотреть комментарии

15 мая 2009

ПРИРОДА

На бУРАНном полустанке

Кыргызстан в очередной раз пытается привлечь внимание мировой общественности к проблеме хвостохранилищ вообще и урановых в частности, расположенных на территории республики. По инициативе президента Курманбека Бакиева 29 июня в Женеве состоится международный форум по урановой проблеме. А пока прошла, так сказать, генеральная репетиция. На вопрос "Как избавиться от хвоста?" пытались ответить на региональном уровне.

Участники конференции "Урановые хвостохранилища: местные проблемы, региональные последствия, глобальное решение" должны были выработать единый подход к решению задачи. И им это удалось. Общее мнение Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана сформулировано предельно четко и ясно: "Проблему нужно решать немедленно. Но денег у нас нет. Нужна помощь международных доноров".

    Впрочем, заграница помогать не отказывается. Однако загвоздка в том, что масштабы проблемы до недавнего времени не были определены. При Союзе информация об урановых могильниках была настолько строго засекречена, что даже на кухнях боялись говорить, где и как фонит. В словаре советских людей вообще не было слова "хвостохранилище". Известен, например, случай, когда корректор исправила фразу "хвостохранилища уранового рудника" на "овощехранилища уранового рудника". В 1998 году, когда была предпринята первая попытка решить эту проблему, выяснилось, что в республике нет централизованного банка данных по радиоактивным отвалам и набора нормативных стандартов.

    Есть миллионы, нужны миллиарды

    Согласно данным Совбеза, на территории Кыргызстана распложено 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами. Наибольшую опасность представляют 38 хвостохранилищ радиоактивных отходов общим объемом 62,12 млн кубометров, в том числе 29 урановых хвостохранилищ с суммарным объемом радиоактивных отходов свыше 41 млн кубометров. По уровню опасности они разделены на три категории. Первая учитывает потенциальную возможность катастрофического прорыва хвостохранилища с последствиями, которые могут вызвать немедленные человеческие жертвы. Вторая категория характеризуется опасностью, которая способна повлиять на здоровье населения и вызвать преждевременную смерть. Третья может привести к экономическому, социальному или экологическому кризису, угрозе здоровью и благосостоянию населения. Неотложных мер требуют хвостохранилища Туюк-Суу в поселке Мин-Куш, № 1 и 4 в поселке Ак-Тюз, Бурдинское в поселке Орловка, а также отвалы в поселке Каджи-Сай. Непредсказуемыми последствиями грозят майлуу-сууйские хвостохранилища № 3, 5, 7, 18. Одно только 3-е хвостохранилище, расположенное вблизи города, содержит около 60 тысяч тонн переработанной руды. Но опасение вызывает даже не само хранилище, а "ползущая" тут гора. Ежегодно она приближается к реке, сдвигая и урансодержащую насыпь.

    Чтобы собрать эти сведения, понадобились годы работы и немалые финансовые вложения международных доноров. Самый крупный денежный вклад сделал Всемирный банк - около 11 миллионов долларов, которые направлены на решение проблем хранения отходов в Майлуу-Суу. Несколько сотен тысяч долларов США инвестировала Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора (США) в Каджи-Сай; правительство Чешской Республики профинансировало оценку окружающей среды в Ак-Тюзе. 700 тысяч долларов затрачено программой ТАСИС, 900 тысяч долларов получено от Международного научно-технологического центра (г. Москва), 900 тысяч долларов - от Международного агентства по атомной энергетике, 200 тысяч - от проекта НАТО "Наука во имя мира".

    Казалось бы, огромные суммы. Но этих средств хватило только на авральное латание прорех. По подсчетам международных экспертов, для проведения реабилитационных работ Кыргызстану понадобится не менее 40 миллионов долларов США. И это только на первом этапе. Для сравнения: затраты на окончательную консервацию и реабилитацию уранового наследия в немецком городе Висмут достигли тринадцати миллиардов евро.

    Так ли страшен хвост, как его малюют

    Описывая угрозу, исходящую от захоронений токсичных отходов, экологи, увы, ничуть не сгущают краски. И кыргызстанцы уже имели возможность в этом убедиться. В декабре 1964 года в результате землетрясения была разрушена дамба хвостохранилища № 2 в селе Ак-Тюз. Более полумиллиона кубических метров радиоактивных отходов попало в реку Кичи-Кемин. Отходы, содержащие торий и тяжелые металлы, распространились по руслу реки на расстояние до 40 километров вплоть до ее впадения в реку Чу на территории соседнего Казахстана. Более трех с половиной тысяч гектаров земли оказались зараженными. Последствия этой катастрофы устранялись много лет. Однако и сейчас, спустя 45 лет, они продолжают сказываться на здоровье населения и состоянии окружающей среды.

    Тревожный набат прозвучал и в 2002 году. 12 мая около города Майлуу-Суу оползень объемом 400 тысяч кубометров перекрыл русло одноименной реки, образовав озеро, которое затопило часть территории завода "Электроизолит". В этом районе находятся 23 хвостохранилища и 8 горных отвалов с урановыми отходами. К счастью, тогда катастрофы не произошло. Последствия ЧП удалось ликвидировать достаточно быстро, и хвостохранилища не были размыты.

    Впрочем, "спящие" хвосты тоже представляют собой немалую опасность. Так, например, зафиксировано, что у 36 процентов взрослого населения Майлуу-Суу обнаружены так называемые предопухолевые заболевания. Эта цифра почти в 4 раза превышает среднестатистический показатель по стране. Вместе с тем увеличилось количество врожденных патологий. Более 55 процентов таких детей умирают. Однако связано это с урановыми отходами или нет, неизвестно.

    - В ряде подобных районов Кыргызстана, например в Майлуу-Суу, причиной повышенной заболеваемости местного населения может служить не столько радиоактивность хранилищ отходов, сколько вода из реки, в которую сбрасываются канализационные стоки поселка Сары-Бия, расположенного выше города, и которую используют для питья и орошения жители находящихся ниже поселков, констатируется в отчете ПРООН. Кроме того, в водах реки Майлуу-Суу обнаружена повышенная концентрация хрома, кобальта, селена, кадмия, которые своим происхождением обязаны наличию в природной геохимической провинции этих элементов. Это может свидетельствовать о том, что ни одна из болезней не вызвана только лишь радиацией. Однако не исключено, что некоторые из хворей связаны и с неблагоприятными экологическими, и с социально-психологическими условиями и боязнью радиации, которые могут также влиять на иммунную систему.

    Что делать

    Внятной программы по поводу того, как решать проблему, нет. На современном этапе существует несколько способов реабилитации хвостохранилищ. Первый - это укрепление могильников и консервация урановых отходов. Подобный способ активно используется в Германии.

    - В ГДР в 1990 году урановые хранилища находились в гораздо худшем состоянии, чем в целом кыргызстанские, - отметил немецкий эксперт по урану Герхард Шмидт из Института экологии в Дармштадте. - На восстановительные работы ушло более 15 лет. Однако сейчас люди живут в непосредственной близости от урановых захоронений без всякого ущерба для здоровья.

    В Центральной Азии тоже есть хвостохранилище с надежной консервацией. Находится оно в Таджикистане, в поселке Гафурово. Там процесс был повторен дважды, сейчас перекрытие достигает толщины два метра. Однако в нашей республике для многих могильников простой консервации недостаточно.

    - Это связано с неблагоприятным выбором места для складирования столь опасных веществ с геологической точки зрения, - говорит Герхард Шмидт. - В республике многие могильники расположены возле рек и в селеопасных зонах. Такие хвостохранилища нужно сначала перенести в другое место, а потом законсервировать.

    Перенос хвостохранилищ считается самым сложным способом реабилитации с технической точки зрения. Тем не менее "переезд" могильников в Майлуу-Суу начнется в ближайшее время.

    - Мы понимаем риски и предпринимаем меры по их минимизации, - говорят реализаторы проекта. - Однако большинство страхов по переносу не имеет оснований. Радиоактивный материал в хвостохранилищах находится в полужидком состоянии, и попадание его в воздух исключается.

    По второму кругу

    Предполагается, что на Женевской конференции пройдут переговоры с фирмами, желающими утилизировать урановые хвостохранилища.

    - Рост мировых цен на уран создает возможности для прихода в республику частных инвесторов, желающих поспособствовать его извлечению из хвостохранилищ, - отметил постоянный координатор ООН Нил Волкер. - Однако в связи с намерением разрешить частным структурам перерабатывать урановые хвосто-хранилища должна быть создана более сложная система. Повысится уровень требований к организациям. Сам же план действий составляет несколько этапов. С Кыргызстаном будет подписано рамочное соглашение. Дополнительно будут представлены и разрабатываемые требования. Последней фазой станет отслеживание проделанной работы и реакции на нее.

    Идея вторичной переработки урана из некоторых хвостохранилищ в Кыргызской Республике была инициирована в Майлуу-Суу иностранной компанией, а предварительные эксперименты проведены LLNL Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора (США) совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций на хвостохранилище Туюк-Суу в поселке Минкуш. Интерес к вторичному извлечению урана на территории республики уже проявили "Укр-

    атом", "Росатом" и некоторые другие организации.

    Между тем большинство ученых Кыргызстана считают, что не стоит начинать с вторичной переработки радиоактивных отходов урановых хвостохранилищ для извлечения урана. Имеются различные варианты, например, извлечение сопутствующих металлов. Кроме урана в хвостохранилищах Кыргызстана могут содержаться серебро, медь, хром и другие элементы.

    Не только у нас

    Хвостохранилища - головная боль не только Кыргызстана. Производством урана занимались практически все центральноазиатские республики. В урановых хвостохранилищах Кыргызстана, Узбекистана (Ташкентская и Навоийская области) и Таджикистана (Согдийская область) насчитывается более 100 миллионов тонн отходов. Например, на территории поселка Шекафтар (Узбекистан) расположено 8 горных отвалов, которые активно размываются водами реки Сумсар. Весной 1994 года в результате обильных осадков было разрушено хвостохранилище № 1, расположенное в непосредственной близости от реки, и объект превратился в источник постоянного загрязнения водного бассейна. В поселке Чоркесар Ферганской долины отработанная руда использовалась для строительства жилых домов, поэтому здесь уровень радиации внутри помещений значительно превышает предельно допустимые нормы. В городе Табошар (Таджикистан) вода из карьера беспрепятственно вытекает в две заброшенные штольни и используется местным населением для полива.

    На том стоим

    В Центральной Азии четкая программа по управлению урановыми хвостохранилищами на государственном уровне есть только в Казахстане. Оно и понятно. Эта республика - самое богатое государство региона, кроме того, здесь продолжается добыча урана.

    Кыргызстан предпринимает ряд мер по стабилизации ситуации на урановых и иных хвостохранилищах, выделяя ежегодно средства из бюджета. Однако в целом позиция нашей республики по этому вопросу иждивенческая. Связано это с тем, что, во-первых, урановые хвостохранилища - наследство единого советского атомного комплекса. А во-вторых, в случае чего расхлебывать последствия придется всему региону. Например, если будет разрушено хвостохранилище № 3 в г. Майлуу-Суу, Ферганская долина на несколько лет останется без сельского хозяйства. А значит, в превентивных мерах заинтересованы все страны региона.

    - Общие масштабы проблемы не позволяют только собственными силами обеспечить ее решение, - сформулировал проблему премьер-министр КР Игорь Чудинов. - Необходима дополнительная помощь со стороны международного сообщества. Кыргызстан получает такую поддержку от ряда стран, финансовых институтов и организаций. Но для практической реализации комплекса мер по реальному сокращению рисков национального и тем более регионального масштаба ресурсов пока недостаточно. В этом контексте особое значение приобретает эффективная и сфокусированная на достижении практических результатов координация совместных действий стран региона, международных организаций и доноров. Правительство Кыргызской Республики настойчиво и целенаправленно работает в этом направлении.

СПРАВКА "МСН"

    Урановые хвосты - это то, что остается после извлечения урановых минералов из пород. Породу дробят до состояния песка, потом с помощью вспененной воды извлекают урановые минералы, а то, что остается (каша из песка и воды с остатками реагентов), отправляется в полужидком состоянии в специально обустроенные большие ямы, которые после заполнения засыпаются грунтом. Это и есть урановые хвостохранилища. В хвостах и после изъятия урановых минералов остается часть радиоактивного материала.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27730/


Распечатать: На бУРАНном полустанке РаспечататьОставить комментарий: На бУРАНном полустанке Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На бУРАНном полустанке Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007