Распечатать: Сумеречная зона РаспечататьОставить комментарий: Сумеречная зона Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сумеречная зона Посмотреть комментарии

15 мая 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Сумеречная зона

    Правительство страны посыпало голову пеплом, открыто признав неудовлетворительной собственную борьбу с теневой экономикой. Но руки не сложило и... передало на рассмотрение в парламент уже новый законопроект "Об амнистии незаявленных налоговых обязательств и легализации имущества". Напомним, что все предыдущие попытки исполнительной власти провести данную реформу успеха не имели. Но в новом варианте, по мнению разработчиков, учтены не только международный опыт, но и все промахи, которые были допущены ранее. О легализации теневого бизнеса говорят сегодня отечественные и зарубежные предприниматели.

    Аида АСАНОВА, главный бухгалтер ОсОО "Тулпар"

    Бизнесу нужны гарантии

- На мой взгляд, для успешной амнистии капиталов как минимум необходимы три составляющие. Это внутриполитическая стабильность, доверие населения, в частности, бизнеса к властям, и, конечно, сильные институты, способные обеспечить правильный надзор и контроль за исполнением четких и недвусмысленных норм и правил. Если первый фактор у нас уже налицо, хотя оппозиционеры и пытаются изо всех сил расшатать лодку, то о двух других говорить пока не приходится.

    Понятно, что уклонение от налогов, неполная их выплата - это головная боль любого государства. Но исполнительная, и законодательная власти должны учитывать естественное желание бизнесменов минимизировать издержки производства - чем выше налоги, тем больше желающих их избежать. Пока я не вижу сколько-нибудь последовательной политики государства по ослаблению налогового бремени. Сократили число налогов и уменьшили ставку НДС - и в то же время ввели новые, более высокие коэффициенты налога с продаж. Фактически предприятия ныне вынуждены отдавать даже больше, чем раньше. Например, торговые компании стали платить по ставке 1,5 процента с общего оборота. А новый налог на недвижимость! Допустим, он сейчас под мораторием, но завтра многие предприятия, в собственности которых находятся пустующие, неиспользуемые помещения, просто не потянут их содержание.

    Теперь что касается предлагаемого правительством ново-введения о списании штрафных начислений в случае погашения основной задолженности. Это неплохая инициатива, но она хороша только для больших предприятий, не универсальна и исправным налогоплательщикам ничего не дает. Кроме того, из нее "выпадают" предприятия с огромными долгами, вроде энергокомпаний. У них основная сумма задолженностей так велика, что нет никакой возможности погасить их единовременно. Поэтому амнистия затронет лишь незначительную часть компаний.

    Налицо плюсы только для государства - произойдет рост налогооблагаемой базы, снизятся размеры теневой экономики. Но в свою очередь и оно должно что-то гарантировать бизнесменам в обмен на опасения, что власть или группа лиц постараются использовать информацию о легализации доходов для передела собственности, судебных разбирательств, давления на отдельных чиновников и публичных людей.

    Кроме того, сама процедура легализации доходов юридически достаточно сложна и требует серьезного обсуждения в парламенте. Например, очень четко должен быть проработан вопрос о тех же гарантиях безопасности и иммунитета от судебных преследований для граждан и их семей, которые воспользуются легализацией доходов.

Евгений ГУРЕВИЧ, генеральный директор финансово- кредитной компании "MGN Group"

    Страна с теневой экономикой обречена на стагнацию и регресс

    - Рост благосостояния населения невозможен без развития национальной экономики и, безусловно, одним из основополагающих факторов для обеспечения ее развития является легализация бизнеса.

    Для модернизации экономической инфраструктуры Кыргызстана, по самым скромным подсчетам, требуется несколько миллиардов долларов. Но таких денег в стране нет. Дефицит бюджета - прямое следствие малого числа налоговых поступлений, существования теневой экономики. Хотя многие аналитики расценивают теневую экономику как неоднозначное явление, она совершенно точно влечет за собой целый ряд конкретных негативных социально-экономических последствий - снижение реальных доходов и уровня жизни населения, снижение воспроизводственного потенциала, отсутствие внутренних источников накопления, дезорганизацию финансовой и денежной системы. Кроме того, репутация страны с преобладанием теневой экономики является фактором, влияющим на условия предоставления займов, масштабы иностранных инвестиций и т. д. И, как любая репутация, она с трудом поддается восстановлению.

    Высокая доля наличных расчетов, коррупция и низкая финансовая грамотность - вот основные препятствия на пути привлечения инвестиций. Сейчас не более 38 процентов всех имеющихся в Кыргызстане средств находится на банковских депозитах или в других финансовых инструментах и каким-либо образом участвуют в инвестировании. Остальное - наличность, находящаяся в обращении. Высокая доля наличных расчетов между юридическими и физическими лицами внутри Кыргызстана - одна из основных финансовых проблем, ведущая к увеличению теневых потоков денежных средств. Развитие фондового рынка, безусловно, будет содействовать притоку этих свободных средств в инвестиционные проекты. Приток внешних и внутренних инвестиций напрямую зависит от прозрачности экономики. У граждан, не показывающих доходы, деньги не работают. Легализация капитала - гарантия того, что он начнет работать, что эти деньги пойдут в какие-то реальные проекты.

    Налоги - отдельная тема при легализации бизнеса. Легализация бизнеса и капитала должна сопровождаться низкими налогами. В свою очередь зарубежные инвесторы также обращают внимание на то, насколько работающим является законодательство в стране.

    Усилия правительства КР, направленные и на легализацию бизнеса, безусловно, заслуживают одобрения и поддержки. Понятно, что часть мер, введение того же налога на недвижимость, будет непопулярна. Но он призван заставить "работать" пустые, простаивающие производственные площади и квартиры. В отдельных странах, например в Канаде, этот налог обеспечивает 40 процентов всех поступлений в бюджет. Такие ново-

    введения стимулируют людей более эффективно использовать свои активы, заставить их работать и приносить выгоду.

    Думаю, 2009 год все-таки станет годом либерализации правил ведения бизнеса. Но тут важно "не пережать", а, наоборот, сделать их более простыми и гибкими. Я неоднократно высказывался, что деньги - самый обесценивающийся "товар", и лучше их во что-то вкладывать. Так вот, сейчас существует уникальная возможность приобретать активы во всем мире. Нынешний период - тот самый, про который спустя три-четыре года скажут, мол, если бы я тогда приобрел ценные бумаги, то стал бы миллионером! Поэтому амнистия капитала, предлагаемая сейчас правительством, - один из тех моментов, которые важно не упустить.

Виктор ЕРЕМЕЕВ, частный предприниматель

    Амнистия не найдет отклика в сердцах бизнесменов

    - Готовящуюся налоговую амнистию и легализацию капитала мы уже проходили. На кого рассчитано все это сегодня? Казалось бы, на богатых людей, тех, кто ворочает миллионами. Но, увы, под прицел в основном попадают не они, а в первую очередь представители бизнеса мелкой и средней руки. Хотя такой ли страшный вред приносят они, в отличие, скажем, от чиновничьей рати, вовсю паразитирующей на действующей экономике?

    По-моему, для очередного шага из "сумеречной зоны" еще не пришло время. Что может заставить местных "олигархов" легализовать доходы? Пусть правительство вначале хотя бы наведет порядок в собственных рядах - заставит министров и их подчиненных вывести свой настоящий капитал на свет и показать свое реальное материальное положение.

    Что касается представителей мелкого и среднего бизнеса, то они скорее помогают развитию официальной экономики, нежели препятствуют ей. Товары и услуги производятся? Производятся. Рабочие места создаются? Создаются. Теневики действуют более автономно, независимо от всяких указов, постановлений и распоряжений. Поэтому, по сути, их бизнес стабилен.

    Со стороны может показаться, что власти поддерживают мелких предпринимателей. Например, количество видов деятельности, подлежащих добровольному патентованию, увеличилось с 71 до 124. Но одновременно была увеличена и стоимость патентов. Я знаю многих людей, которые сегодня просто отказались от своего бизнеса. Правда, власти обещали пересмотреть ставки патента по некоторым видам деятельности, в том числе по швейному производству, в сторону понижения, но пока эти обещания остались пустыми словами.

    Вопрос амнистии капиталов представляется мне более чем спорным. В Казахстане в свое время она была сделана при нулевой ставке обложения. А у нас, насколько я знаю, какой-то процент все-таки оставляют. Но дело даже не в этом. Далеко не все ринутся легализовать имеющиеся капитал и имущество даже совершенно бесплатно. Человек должен быть уверен, что он и в будущем может беспрепятственно воспользоваться своими накоплениями. Должны быть гарантии, причем не на год или два, а надолго. Но пока у нашего государства семь пятниц на неделе. Поэтому, на мой взгляд, теневая экономика в стране будет процветать еще достаточно долго.

Юрий ГРУЗДОВ, специальный корреспондент "МСН"

    Стратегические цели разбились о реальность

    Впервые в Кыргызстане об амнистии капиталов заговорили в феврале 2006 года. В своем выступлении на расширенном заседании правительства глава государства, касаясь блока вопросов экономической стратегии развития страны, высказал идею о необходимости осуществления экономической легитимизации. Под-разумевались под этим термином закрепление итогов приватизации и амнистия капиталов.

    Но эта идея Курманбека Бакиева до сих пор не получила должного развития. Хотя была развернута соответствующая широкомасштабная кампания, а затем в июне 2007 года на заседании Жогорку Кенеша депутаты приняли законопроект "Об амнистии (легализации) капитала".

    Напомним, основной целью данного закона являлось выведение части средств граждан из теневой экономики путем предоставления им льготных возможностей для работы на законных основаниях с уплатой налогов государству. Предполагалось, что амнистия поможет привлечь в экономику до миллиарда сомов в качестве дополнительных инвестиций и увеличить налоговые поступления на 80 миллионов сомов. То есть теневики получили реальную возможность легализовать свой капитал, а также движимое и недвижимое имущество в течение 90 дней, но ни один предприниматель на это не пошел.

    Первой и пока единственной страной в Центральной Азии, где успешно была опробована амнистия капиталов, является Казахстан. Некогда черные деньги там давно работают в экономике республики (порядка полумиллиарда долларов США), причем в режиме банковской тайны. А на втором этапе у соседей было легализовано движимое и недвижимое имущество.

    У нас же этого не произошло. Экономисты считают, что принятый закон об амнистии не сработал по нескольким причинам. В его третьей статье говорилось, что средства, полученные в результате нарушения ряда статей УК КР, не могут быть легализованы. По сути, эта статья, что называется, свела на нет сам дух закона - если ты раньше незаконно увел деньги, нахватал взяток, взял кредит и сбежал, то не можешь легализовать этот капитал. Кроме того, закон запрещал амнистировать и те средства, которые были не украдены, а заработаны, но выведены из-под налогообложения.

    Связывали экономисты провал амнистии и с высоким налогом (5 процентов) на легализованный капитал. Кстати, и поправки в третьей статье закона, и пятипроцентный сбор появились в нем на стадии обсуждения в стенах парламента. Депутаты просто не поняли или не захотели понять, что цель закона - это не пополнение бюджета, а предоставление теневому бизнесу возможности работать легально.

    У политиков, в отличие от экономистов, была своя версия провала. По их мнению, республика к этому еще не была готова - закон был подписан в августе 2007 года, в октябре прошел референдум по принятию новой редакции Конституции, в декабре - выборы в Жогорку Кенеш. И подчеркивали, что в Казахстане легализация прошла успешно только из-за политической стабильности.

    В 2009 году к таковой наша страна уже стала подходить. И тогда в целях сокращения теневого сектора экономики, а также увеличения объемов инвестиций и стимулирования деловой активности глава государства Курманбек Бакиев поручил правительству в трехмесячный срок подготовить и внести на рассмотрение в парламент соответствующий законопроект, подписав соответствующий указ.

    Согласно документу, кабинет министров не только должен был обеспечить последующую гарантию защиты легализованного капитала и имущества, включая введение запрета на проверку их происхождения, но и конфиденциальность информации, а также освобождение от уголовного преследования и применения мер административного воздействия в виде налоговых, финансовых и иных санкций.

    Сей пряник правительство уже испекло и представило в законопроекте предпринимателям гарантии, что результаты легализации не будут пересмотрены, когда придут новые власти. А что касается кнута, то параллельно усиливаются и меры ответственности по доходам, имуществу, полученным незаконным путем, которые не будут легализованы в соответствующем порядке.

    Слово - за парламентариями.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27729/


Распечатать: Сумеречная зона РаспечататьОставить комментарий: Сумеречная зона Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сумеречная зона Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007