Распечатать: Битье определяет сознание РаспечататьОставить комментарий: Битье определяет сознание Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Битье определяет сознание Посмотреть комментарии

30 апреля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Битье определяет сознание

    В СШ № 5 г. Майлуу-Суу учительница побила ученика 9 класса. Кто-то из одноклассников снял происшедшее на видеокамеру телефона. Это случилось 19 марта. Спустя три недели родители обратились в правозащитную организацию. Как только ЧП получило широкий общественный резонанс, прокуратура Майлуу-Суу объявила о назначении проверки. Тогда же была экстренно создана комиссия Министерства образования и науки КР. В настоящее время учитель и директор школы освобождены от занимаемых должностей.  Вынесен выговор заведующему Майлуу-Суйским городским отделом образования. В целом все наказания, последовавшие за преступлением, вполне логичны и предсказуемы. Вопрос в другом. Это ЧП - частный случай, происшедший в отдельно взятой школе, или опасный симптом, свидетельствующий о глубокой нравственной деградации нашей системы образования?

Умутхан ТЫНАЛИЕВА, заместитель министра образования и науки КР

    У нас много учителей-подвижников

    - Майлуу-суйский инцидент - достаточно серьезный сигнал для всех педагогических коллективов страны. Работа выездной ведомственной комиссии не ограничилась лишь рабочим совещанием с руководителями школ города Майлуу-Суу. Такая же расширенная встреча проведена со всеми руководителями районных отделов образования и директорами школ всей Джалал-Абадской области. Минобразования планирует провести такие встречи во всех регионах республики. Уже подготовлен приказ о проведении комплексных мер по профилактике таких ситуаций.

    Это ЧП действительно вопиющий факт. Но хочу обратить ваше внимание, что даже отец ребенка посчитал, что мальчик сам спровоцировал инцидент. Конечно, мы исходим из буквы закона, согласно которому педагог ни при каких обстоятельствах не имеет права поднять руку на ученика, даже если имели место провокационные факторы. И данный поступок несовместим с этикой педагога.

    Однако не стоит из этого случая делать выводы обо всей системе в целом. У нас очень много самоотверженных педагогов, учителей-подвижников. Но их труд остается в тени, а инциденты, подобные майлуу-суйскому, широко обсуждаются. А между тем за все то время, которое я работаю в системе образования, официальных обращений по поводу рукоприкладства учителей не было. Родители чаще всего жалуются на низкую квалификацию педколлектива и незаконные финансовые сборы. К сожалению, тенденцией последнего времени стало неуважительное отношение к учителям. Связано это в первую очередь с непрестижностью профессии учителя. Кроме того, сейчас в школе практически нет условий для нормальной воспитательной работы. Нет социальных работников. Ставка завуча по воспитательной работе сокращена наполовину. Прошлогодний проект по совместной работе администраций школ и инспекторов по делам несовершеннолетних привел к тому, что инспекторов перевели под начало МВД. Раньше они у нас зарплату получали и хотя бы что-то делали, а сейчас загружены оперативной работой.

    Но, конечно, мы намерены менять ситуацию. Сейчас проводится целый комплекс мероприятий, в том числе утверждается новое типовое штатное расписание, которое будет приниматься на уровне правительства.

Фатима РАИМКУЛОВА, психолог

    Око за око

    - Конфликт в майлуу-суйской средней школе вызвал серьезный резонанс в обществе. Несколько комиссий изучают инцидент, на интернет-сайтах ведутся дискуссии. Одни обвиняют учителя в жестокости и непрофессионализме. Другие полагают, что ученик сам спровоцировал педагога. Однако агрессивность ребенка начинается с агрессивности взрослых. Сто лет назад великий педагог Януш Корчак написал: "Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, кто слабее". С тех пор ситуация только усугубилась. Все больше школьных работников пренебрежительно, а порою и жестоко относятся к "плохим" ученикам. Слава Богу, до рукоприкладства дело доходит редко. Гораздо чаще в ход идет психологическое давление. Сюда относится неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание. При этом в разряд "плохих" иногда попадают вполне успевающие ученики, которые чем-то не понравились учителю, например тем, что вовремя не сдали деньги на очередные "благотворительные" акции.

    Впрочем, очень часто учитель унижает ребенка не по злобе, а от собственного бессилия и безысходности. И это главная беда нашей школы. Неразрешимые конфликты с детьми - свидетельство низкой квалификации педагогов. Они не умеют, не научены выходить из кризисных ситуаций. Тех специалистов, что приходят сегодня в детский сад и школу, в институтах учат многому, но дают лишь минимум знаний о ребенке. А ведь бездушные требования рождают не только боль обиды, но и сопротивление, протест, агрессию. Фактически учитель получает ответную реакцию - око за око. И никакой суд не сможет вернуть уважение учителю и учительству. Уважение к себе педагог может заслужить только уважительным отношением к ребенку. К сожалению, не многие это понимают.

    Как изменить положение? Увы, не знаю. В стране, где не хватает не то что квалифицированных учителей, а хоть каких-нибудь, наивно говорить об изменении подхода к работе с педагогическими кадрами. Но в любом случае учитель обязан знать детскую психологию и предупреждать возможные конфликты.

Назгуль ТУРДУБЕКОВА, директор Общественного фонда "Лига защитников прав ребенка"

    Проблема есть, это нужно признать

    - При нашем фонде работает телефон доверия (его номер: 66-25-87), позвонив по которому ученики и их родители могут рассказать о любых нарушениях прав ребенка в школе. Случаев неправомерного, а нередко и жестокого отношения педагогов к детям мы фиксируем множество. В одной школе учитель стукнул ребенка указкой, в другой - ударил по лицу, в третьей - не пускал в течение длительного времени на уроки... Конечно, мы пытаемся реагировать на все сигналы, улаживать конфликты. Но "Лига защитников прав ребенка" - неправительственная организация, мы не можем выполнять функции государства, которое обязано защищать всех своих граждан.

    В Кыргызстане нет четко отлаженного механизма, способствующего реализации прав ребенка. Правда, два года назад появился департамент по защите прав детей. Но это очень маленькая структура в составе Госагентства по делам физкультуры, спорта и молодежной политики. У департамента недостаточно полномочий для решения проблем детей.

    Приведу такой пример бесправия наших школьников. Мы получили несколько серьезных жалоб по поводу работы администрации Лебединовской школы-гимназии № 2. Чтобы разрешить конфликт, мы прошли все инстанции. Ходили на прием к акиму и губернатору. Не дождавшись реакции, обратились к министру образования и науки КР. Тогда этот пост занимала Ишенкуль Болджурова. Она внимательно выслушала нас и создала свою комиссию, которая провела проверку учебного заведения, на наш взгляд, формально. Поэтому мы обратились к тогдашнему вице-премьер-министру Эльмире Ибраимовой. Она немедленно поручила проверить факты. В комиссию вошли представители аппарата правительства, МВД, УГКНБ, психолог, общественные защитники. Проверку завершила уже новый вице-премьер-министр Уктомхан Абдуллаева. Именно за ее подписью мы получили ответ на наш запрос. В нем сказано: "Подтвердились факты сокращения контингента учащихся и неправомерного перевода их на заочное обучение, систематического применения различных форм насилия над детьми, принудительных денежных сборов с родителей, неудовлетворительной организации службы безопасности и нарушений финансовой деятельности в гимназии". К письму была приложена справка о результатах изучения деятельности Лебединовской школы-гимназии № 2, где на 15 страницах описывались нарушения, замеченные в школе.

    Итак, жалобы родителей подтвердились. Но, во-первых, для этого понадобилось задействовать всю государственную машину, хотя такого рода вопросы должны решаться на местном уровне. А во-вторых, сам конфликт так и не был разрешен. Директор школы по-прежнему работает, а дети по-прежнему страдают. Некоторых школьников родители перевели в другие учебные заведения, а один мальчик вообще не ходит в школу.

    Вот почему мы надеемся, что инцидент в майлуу-суйской средней школе, который в отличие от других школьных конфликтов получил широкую огласку, заставит общество признать эту проблему, чтобы затем начать ее решать.

    После многих исследований детских домов и школ мы пришли к выводу, что Министерство образования и науки КР не осуществляет эффективный контроль за соблюдением прав детей в подведомственных ему учреждениях, что приводит к грубейшим нарушениям прав ребенка. Министерство образования является поставщиком образовательных услуг, соответственно оно никогда не будет заинтересовано в выявлении проблем.

    Выход один: правительству Кыргызстана необходимо создать вневедомственный полномочный госорган - Госкомитет по защите прав детей и семьи, который будет отвечать за реализацию государственной политики по защите детей во всех министерствах. Голос ребенка должен быть услышан на уровне правительства!

Наталья ТИМИРБАЕВА, корреспондент "МСН"

    По разные стороны баррикад

    Когда мы учились в 9 классе, наша учительница математики серьезно заболела. На временную работу была приглашена амбициозная Маргарита Александровна, которая все время пыталась доказать, что она лучше нашей Эльвиры Даниловны. У нее это получалось неубедительно, поэтому новая математичка все время злилась. На одном из уроков наш одноклассник запустил спичкой в другого пацана, но попал в Маргариту Александровну. Учительница топала ногами и грозила неудачливому стрелку всеми карами. "Немедленно выйди из класса", - в конце концов провизжала она. Парень спокойно поднялся, собрал сумку и вышел из кабинета. Вслед за ним вышли все мы.

    Наш 9 "А" отправился к директору и заявил, что учиться в такой обстановке не может. Учительницу нам заменили.

     Для такого решения конфликта необходимы два условия. Первое - добрая воля администрации, желание разрешить конфликт, а не замять его.

    Второе - сплоченный коллектив. Вот почему в маулуу-суйском инциденте меня волнует не только поведение учителя и побитого ученика, но и психология третьего участника случившегося - класса, который спокойно наблюдал за происходящим. Почему дети не попытались остановить беспредел или просто не выбежали из класса?

    Ответов может быть несколько. Первый: перед ними разворачивалось привычное, а значит, совсем не страшное действие. Вполне возможно, что учитель (или учителя) и раньше позволял себе подобные методы "воспитания". И при таком раскладе инцидент в средней школе Майлуу-Суу пусть неприятный, но все же частный случай.

    Однако случаев детской агрессии (от массовых драк до школьного рэкета) фиксируется пугающе много. И это проблема не только нашей страны. Но аргумент "не мы одни такие" - утешение слабое. Растет жестокость не только по отношению к детям, но и  к педагогам. Опять же, не только у нас. Во Франции в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет до 6 месяцев тюрьмы. В феврале 2005 года премьер-министр Японии призвал учителей заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах. Члены Берлинской палаты депутатов обсуждают вопрос "об ужасающем росте насилия" в школах. Самые радикальные требуют "отлучать виновных учеников от дальнейшего процесса обучения, а к учителям приставить персональную  охрану".

    Но утверждать, что теперь ученик пошел более бездушный, а учитель  более конфликтный, я бы не стала. Вспомним хотя бы "Республику ШКИД" Пантелеева - историю о борьбе беспризорников с педагогами. Просто сейчас при попытке разрешить любой школьный конфликт сразу же образуется два фронта - по одну сторону непонятые учителями школьники, по другую - непримиримые педагоги. Однако кто-то должен сложить оружие и забыть про свою фронтовую передовую. Если мы, взрослые, думаем, что первыми на путь примирения встанут подростки, то ждать нам придется долго. Куда более перспективно запастись педагогической мудростью, родительским теплом и пониманием.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27555/


Распечатать: Битье определяет сознание РаспечататьОставить комментарий: Битье определяет сознание Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Битье определяет сознание Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007