Распечатать: Жизненно–смертельная тенденция, однако РаспечататьОставить комментарий: Жизненно–смертельная тенденция, однако Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жизненно–смертельная тенденция, однако Посмотреть комментарии

3 апреля 2009

ДВА АВТОРА

Жизненно–смертельная тенденция, однако

В Кыргызстане наблюдается стойкое снижение количества вскрытий тел умерших. И специалисты в лице патологоанатомов, судмедэкспертов, а также их руководство (главврачи центральных районных и областных больниц, бюро судмедэкспертиз) ничего не могут с этим поделать. Причина в том, что родственники погибших всеми возможными способами стремятся избежать вскрытия из-за религиозных убеждений.

    Конфликт между людьми в белых халатах и верующими в Кыргызстане продолжается уже давно. Если в моргах в советское время подвергалось вскрытию 90 процентов тел умерших, то сегодня - едва ли 20. Особенно часто приходится сталкиваться специалистам с этой проблемой на юге страны.

    Причем кыргызстанцы не только стараются ограничить любые контакты врачей с телами умерших родственников, но даже начинают не доверять врачам и в первые минуты жизни своих детей. Например, верующие женщины категорически отказываются рожать в роддомах, где акушерами работают мужчины. Вместо поиска компромисса обе стороны идут на очевидную конфронтацию.

    В практике одного главврача районной больницы была история, когда он был вынужден отдать тело без вскрытия патологоанатома. За телом приехала целая делегация из числа высокопоставленных чиновников областного значения. Конфликт после долгих дебатов, казалось бы, разрешился на месте. Но потом медика еще полгода доставали, мягко говоря, разного рода проверками. По словам этого же главврача, бывали отдельные случаи, когда родственники тяжелобольных, карауля минуту смерти, даже силой отбирали тела для совершения похоронного обряда.

    Следует подчеркнуть, что вскрытия проводятся с целью получения точных и достоверных данных о причине смерти и диагнозе. Они необходимы в первую очередь в тех случаях, когда есть подозрение, что смерть человека была насильственной. Тогда и согласия родственников не требуется.

    В нормативных документах Минздрава перечислены следующие пункты для обязательной экспертизы: насильственные причины или подозрения на таковые, механические повреждения, отравления, механическая асфиксия и другие. Но в действительности и эти предписания зачастую не выполняются.

    Вот один из последних примеров. В Кочкорском районе (Нарынская область) местные милиционеры задержали подозреваемого в преступлении прямо на похоронах его предполагаемой жертвы. По данным МВД, 9 марта в селе Мантыш внезапно скончался 44-летний ничем не болевший мужчина. Родственники погибшего скрыли причину смерти. Но милиция выяснила, что сельчанин умер от побоев.

    По версии следствия, он был избит до смерти младшим братом на почве ссоры. Последний был задержан и позже дал признательные показания. А родственники, скрывшие все обстоятельства данного дела, спокойно пояснили милиционерам, что они, мол, действовали по канонам ислама. По их словам, у мусульман нельзя тревожить тело покойного. Мол, любое прикосновение неприятно для его души. Мол, что суждено, то и было. На все воля Всевышнего...

    Милиционеры, расследующие данное дело, не очень хорошо понимают сельчан из айыла Мантыш, хотя в глубине души и они люди верующие. Но есть законы, за несоблюдение которых сокрывшим преступление нарынцам грозит уголовная ответственность.

    Другой похожий случай зарегистрирован на юге страны. Там в Алайском районе в одном из горных айылов умерла пожилая женщина. Ее похоронили. Но потом из России приехала ее дочь, по специальности врач. У нее возникли подозрения на отравление. Она настояла на эксгумации и судебно-медицинской экспертизе. Факт отравления подтвердился.

    В большинстве случаев отказываются сегодня кыргызстанцы от вскрытий тел их родных и близких при суицидах, несчастных случаях на воде, а также при сердечно-сосудистых, онкологических заболеваниях. Свое категорическое "нет" они укрепляют расхожей фразой, что следует как можно быстрее предать усопшего земле. А вскрытием умерших сына, дочь, мать, отца, сестру, брата  уже не вернешь.

    Один из судмедэкспертов, с которым автору этих строк часто приходилось сталкиваться во время выездов на места совершения преступлений, привел пример из собственной практики. По его словам, когда родственники ссылаются на религию, он им задает вопросы: "Где это написано, что мусульманина нельзя вскрывать? Покажите мне! Вскрытые больные к Богу не попадают, да?! Всевышнему только целенькие и красивенькие нужны, что ли? Все мы им созданы!". И эти слова, как правило, действуют.

    Служители мечетей в своих суждениях по данной проблеме крайне осторожны. Обычно они отмечают, что каждый конкретный случай следует рассматривать отдельно. По их утверждению, в Коране нет слов, откровенно запрещающих либо разрешающих производить вскрытие. По шариату тело погибшего как можно скорее надо предать земле и вреда в любых целях не причинять.

    При этом они, как правило, подчеркивают, что государственные законы и шариат не идут вразрез друг другу. И там, и здесь все предусмотрено во благо человека. Но обязательно добавляют, что вскрытие следует проводить не всегда, а только в случае крайне острой необходимости.

    В исламском праве истолкованы и сформулированы нормы шариата и сунны применительно к отдельным случаям. Там отмечается, что вскрытие тела умершего мусульманина во многом целесообразно. В этом нет ничего предосудительного, если соблюдается уважение к нему. Вскрытие не считается грехом или нарушением законов Божьих, если это не противоречит человеческому достоинству, если над телом не глумятся, не издеваются.

    Предусмотрен в нем и вопрос о лечении женщин и принятии родов врачами-мужчинами. Основополагающим принципом в нем является следующее: если имеется врач-женщина мусульманка, то именно она обязана осмотреть пациентку. Но если таковой нет, то ее может осмотреть врач-женщина немусульманка. Если и ее нет, осмотр может произвести врач-мужчина мусульманин. И только в крайнем случае, когда нет врача-мужчины мусульманина, осмотр можно доверить врачу-мужчине немусульманину.

    Последний вправе осматривать тело пациентки только в пределах, необходимых для диагностики и лечения и не более, отводя по мере возможности взор. Причем происходить это должно в присутствии ее близкого родственника или мужа, либо другой женщины, заслуживающей доверия.

    Проблема, увы, налицо, и от нее так просто не отмахнуться даже в нашем светском государстве. Но заставляет задуматься и то, что некоторые недобросовестные врачи уже начинают ее использовать. Зачастую при летальных исходах, если родственники, возмущаясь, вопрошают, мол, человек лечиться к вам на своих ногах пришел, почему он умер? То врачи, нисколько не смущаясь, уже научились отвечать: "Хотите отправить на вскрытие?" Конфликт при таком подходе сразу угасает.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27213/


Распечатать: Жизненно–смертельная тенденция, однако РаспечататьОставить комментарий: Жизненно–смертельная тенденция, однако Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жизненно–смертельная тенденция, однако Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007