Распечатать: Наш современник Николай Гоголь РаспечататьОставить комментарий: Наш современник Николай Гоголь Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наш современник Николай Гоголь Посмотреть комментарии

31 марта 2009

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Наш современник Николай Гоголь

    Завтра, 1 апреля  (в День смеха!), исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Накануне этого события я принялся перечитывать некоторые произведения одного из своих любимых писателей. Вновь поразился тому, насколько он современен, как прозорлив и мудр. Создается впечатление, что изображаемое им списано не с жизни России XIX века, а с нашего вчера и сегодня. Чаще всего обращаюсь к его "Выбранным местам из переписки с друзьями". Эта книга и подсказала мне пойти по пути Гоголя и подкрепить картины нашей современной жизни выбранными местами из его произведений.

    Стоит надеть немецкие штаны

    Начну же с памятных всем кыргызстанцам потуг первого президента суверенного Кыргызстана сделать из страны то вторую Швейцарию, то некое подобие Турции, то экономический слепок с Японии и так далее. Увы, пальма первенства здесь принадлежит не Аскару Акаеву. Задолго до него один из персонажей второго тома "Мертвых душ" полковник Кашкарев "с соболезнованием жаловался, как трудно дать понять мужику, что есть высшие побуждения, которые доставляет человеку просвещенная роскошь, искусство и художество; что баб он до сих пор не мог заставить ходить в корсете, тогда как в Германии, где он стоял с полком в четырнадцатом году, дочь мельника умела играть даже на фортепиано; что, однако же, несмотря на все упорство со стороны невежества, он непременно достигнет того, что мужик его деревни, идя за плугом, будет в то же время читать книгу о громовых отводах Франклина, или Виргилиевы "Георгики", или "Химические исследования почв"... Много еще говорил полковник о том, как привести людей к благополучию. Костюм у него имел большое значение. Он ручался головой, что если только одеть половину русских мужиков в немецкие штаны - науки возвысятся, торговля подымется и золотой век настанет в России".

    Прежде чем собирать пожертвования

    С обретением независимости в Кыргызстане в неимоверных количествах расплодились всякие некоммерческие и неправительственные организации, именные и благотворительные фонды, ставящие в основу своей деятельности помощь нуждающимся. В иных головах родилась даже идея о создании общенационального фонда по погашению государственного долга.

    Вот только почему-то не спешат граждане нести свои кровные в эти фонды. И дело здесь не в одной только бедности подавляющей части населения. Есть и другая немаловажная сторона, на которую более 160 лет назад обращал внимание гениальный писатель и которая так же злободневна сегодня.

    "...Пожертвованья собственно в пользу бедных у нас делаются теперь не весьма охотно, отчасти потому, что не всякий уверен, дойдет ли, как следует, до места назначенья его пожертвованье, попадет ли оно именно в те руки, в которые должно попасть. Большей частью случается так, что помощь, точно какая-то жидкость, несомая в руке, вся расхлещется по дороге, прежде чем донесется, и нуждающемуся приходится посмотреть только на одну сухую руку, в которой нет ничего. Вот о каком предмете следует подумать, прежде чем собирать пожертвованья".

    Как поступить, чтобы разбогатеть?

    Перечитывая то место из дошедших до нас глав второго тома "Мертвых душ", где рассказывается о помещике Константине Костанжогло, я вспоминал годы работы собственным корреспондентом "Советской Киргизии" по Джалал-Абадской зоне Ошской области. Тогда героями моих статей и очерков были председатели колхозов Ольмасхан Атабекова, Юсуп Момбеков, Алимжан Юнусов, Аттокур Азимканов, Сайпидин Атабеков, директора совхозов Николай Порощай, Байбува Матанов, Ефим Басин.

    Это были подлинные хозяева и хозяйственники. Руководители, радеющие за землю, свои хозяйства, за дело и людей, которыми руководили. Они исповедовали те же принципы, что и живший за полтора века до них помещик Костанжогло.

    "...Возделывай землю в поте лица своего сказано. Тут нечего мудрить. Это уж опытом веков доказано, что в земледельческом звании человек нравственней, чище, благородней, выше. Не говорю - не заниматься другим, но чтобы в основание легло хлебопашество - вот что!..

    ...Как поступить, чтобы разбогатеть? А вот как... Надобно иметь любовь к труду. Без этого ничего нельзя сделать. Надобно полюбить хозяйство, да! И, поверьте, это вовсе не скучно. Выдумали, что в деревне тоска, - да я бы умер, повесился от тоски, если бы хотя бы один день провел в городе так, как проводят они в этих глупых своих клубах, трактирах да театрах. Дураки, дурачье, ослиное поколенье! Хозяину нельзя, нет времени скучать. В жизни его и на полвершка нет пустоты - все полнота. Одно это разнообразье занятий, и притом каких занятий! - занятий, истинно возвышающих дух. Как бы то ни было, но ведь тут человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении. Рассмотрите-ка круговой год работ: как еще прежде, чем наступит весна, все уже настороже и ждет ее; подготовка семян, переборка, перемерка по амбарам хлеба и пересушка; установленье новых тягол. Весь год обсматривается вперед и все рассчитывается вначале...

    ...А если видишь еще, что все это с какой целью творится, как вокруг тебя все множится да множится, принося плод да доход, - да я и рассказать не могу, что тогда в тебе делается. И не потому, что растут деньги, - деньги деньгами, - но потому, что все это дело рук твоих; потому что видишь, как ты всему причина, ты творец всего, и от тебя как от какого-нибудь мага, сыплется изобилие и добро на все. Да где вы найдете мне равное наслажденье?..

    ...Случился падеж - уж тут нечего глядеть на свое добро: тут все свое продай да снабди мужика скотиной, чтобы он не оставался и одного дня без средств производить работу. А ведь теперь и годами не поправишь. И мужик уже изленился, загулял, сделался пьяница. Да этим только, что один год дал ему пробыть без работы, ты уж его развратил навеки: уж привык к лохмотью и бродяжничеству".

    Комиссии по особым поручениям

    Мне уже доводилось писать о невесть откуда взявшемся и крайне живучем убеждении представителей от власти, что путь к решению той или иной наболевшей проблемы кроется в создании специального комитета, комиссии, палаты или какого-либо госведомства. Наиболее наглядно это проявляется у нас в деле борьбы с коррупцией. Сколько создано комиссий, советов, организаций, призванных бороться с этим злом. А эта многоголовая гидра как душила и разъедала наше общество сверху донизу, так и продолжает. Мы словно задались целью утвердить на нашей земле давнее наблюдение Гоголя: "Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не рождены быть бесчестными".

    И хотя официальные власти заявляют о том, что с коррупцией у нас ведется наступательная борьба по всему фронту, меньше ее, на мой взгляд, не становится. Как не уменьшается число хищений материальных и денежных средств, различных форм собственности. Ежегодные отчеты Счетной палаты и ежедневные сводки МВД наглядное тому подтверждение.

    А вот что писал по этому поводу Николай Васильевич: "...Приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в его воровстве, - значит сделать двух воров вместо одного. Да и вообще система ограничения - самая мелочная система. Человека нельзя ограничить человеком; на следующий год окажется надобность ограничить и того, который поставлен для ограниченья, и тогда ограниченьям не будет конца. Это пустая и жалкая система, подобно всем системам отрицательным, могла образоваться только в государствах колониальных, которые составились из народа всякого сброда, не имеющего национальной целизны и духа народного, где неизвестны ни самоотверженье, ни благородство, а только одни корыстные личные выгоды. Нужно оказать доверье к благородству человека, а без того не будет вовсе благородства. Кто знает, что на него глядят подозрительно, как на мошенника, и приставляют к нему со всех сторон надсмотрщиков, у того невольно отнимаются руки. Нужно развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона, чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом - чтобы он был введен в значенье высшей своей должности".

    Кто скажет всемогущее слово?

    Особенность российского общества (а мы, как это ни покажется кому-то странным, прямые выходцы и потомки его) состоит в том, что оно издавна испытывало потребность в незаурядном наставнике, в энергичном и авторитетном, говоря современным языком, лидере. И по большей части не имело и не находило его. Так что в жажде и поисках "мудрого вождя и учителя", "доброго отца народа" мы далеко не оригинальны и не одиноки. И можем лишь с небольшой поправкой повторить то, о чем с состраданием и надеждой говорил автор "Мертвых душ".

    "...Нет теперь никого во всем свете кто бы был в силах воздвигнуть шатаемые вечными колебаниями силы и лишенную упругости немощную волю, кто бы крикнул душе пробуждающим криком это бодрящее слово вперед, которого жаждет повсюду, на всех ступенях стоящий, всех сословий, и званий, и промыслов, русский человек.

    Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед! кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мановеньем мог бы устремить нас на высокую жизнь? Какими слезами, какою любовью заплатил бы ему благодарный русский человек! Но веки проходят за веками, полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить это всемогущее слово".

    Пора сделаться порядочными

    Завершая работу над выбранными местами из произведений Николая Васильевича Гоголя, хочу сказать то, о чем сам думаю постоянно. Сказать словами завтрашнего юбиляра.

    "...Покамест, брося все то, из-за чего грызут и едят друг друга на земле, не подумают о благоустройстве душевного имущества, - не установится благоустройство и земного имущества. Наступят времена голода и бедности как во всем народе, так и порознь во всяком... Что ни говорите, ведь от души зависит тело.

    ...Пора в самом деле сделаться порядочным.

    ...Но оставим теперь в стороне, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного... И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно... Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной твоей должности, потому что это уже нам всем темно представляется, и мы едва..."

    На этом рукопись второго тома "Мертвых душ" обрывается, как будто Гоголь приглашает каждого додумать недописанные им строки и действовать сообразно его советам и заветам.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27171/


Распечатать: Наш современник Николай Гоголь РаспечататьОставить комментарий: Наш современник Николай Гоголь Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наш современник Николай Гоголь Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007