Распечатать: Анатолий АДАЛИ:  Театр - это лобное место РаспечататьОставить комментарий: Анатолий АДАЛИ:  Театр - это лобное место Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Анатолий АДАЛИ:  Театр - это лобное место Посмотреть комментарии

26 марта 2009

ПЕРСОНЫ

Анатолий АДАЛИ: Театр - это лобное место

    Когда-то мудрец Конфуций сказал, что мир изолгался, слова потеряли смысл, и нужно заново давать имена вещам и понятиям. Этим вот уже 40 лет занимается народный артист Кыргызской Республики Анатолий Адали. По мнению

    коллег - успешно. Мы встретились с ним в канун Международного дня театра, и Анатолий Курбанович согласился ответить на наши вопросы. "Театр не случайно называют храмом искусства, - говорит он. - И в храм, и в театр,

    как правило, приходят те, кого что-то тревожит".

    Перемена участи

    - В последние годы вы перестали общаться с прессой. Даже в канун ваших прошедших юбилеев было всего две-три публикации, не больше. Не любите журналистов?

    - Дело тут не в любви или нелюбви. Если бы я не любил журналистов, то не было бы и нашего сегодняшнего разговора. Даже в юбилеи Адали пишущая и снимающая братия интересуется не им и его творчеством, что было бы логичнее, а всякими "жареными фактиками", не фактами даже - о нынешнем положении в нашем Национальном русском театре драмы. А потом читаешь их публикации и возникает мнение, будто в театре ничего, кроме склок и скандалов, не происходит. Понятно, что читателям нужно "остренького", но поверьте восточному человеку: употреблять много острого тоже вредно - на печени, знаете ли, сказывается.

    - Ну так и расскажите, что происходит в театре - раз и навсегда, чтобы к вам с этими вопросами больше не приставали.

    - С приходом нового руководства пересматривается работа творческого коллектива и технической части. Нам уплотнили график работы - театр стал выпускать больше спектаклей. Пересматривается зарплата артистов. 

    - Обычно слова "пересмотр зарплаты" звучат угрожающе. В какую сторону пересмотр?

    - Повышения, разумеется. Внутренний облик театра также изменился. Все это дается нелегко, и "подводных камней" здесь хватает. Но главный сегодняшний принцип: театр - не богадельня. Кто работает - тот ест. Вот это и есть нынешняя жизнь театра. Он живет и работает - вот что для зрителя главное. А наши внутренние разногласия зрителей не интересуют, им своих проблем хватает. Слушайте, давайте говорить о более вечном, чем проблемы в театральном коллективе, - праздник все-таки.

    - Вы служите на театре, как говорили раньше, 40 лет. Из них почти 30 лет играете на бишкекской сцене. Не устали?

    - Скажу без кокетства: я благодарен судьбе за то, что она мне подарила знакомство с профессией артиста. Что она для меня? Сложно ответить однозначно. Не помню, кто сказал, что лицедейство - самая сладостная и жестокая забава. Мой театр - это счастливые моменты открытия самого себя, возможность поделиться со зрителем тем, что наболело в твоей душе. Но главное - через профессию артиста я познаю жизнь. От этого не устают.

    - А чего больше в вашем театре - зрелища, игры, трибуны, кафедры, "клуба для дискуссий"?

    - В моем театре хватает всего, что вы перечислили. Я давно сформулировал для себя: театр - это лобное место. Вспомните историю - с него людей либо выносили мертвыми (в нашем случае - провальный спектакль), либо провожали овациями.

    Из одной - многое

    - Самый популярный сейчас вопрос: для чего вообще нужен театр?

    - Театр нужен, чтобы разбудить в человеке дарованные ему свыше, но в силу разных обстоятельств "уснувшие" качества: добро, любовь - не только к себе, сострадание ближнему... Мне кажется, искусство вообще нужно, чтобы не умереть от правды жизни. Впрочем, Томас Манн сказал задолго до меня и лучше: "Своим воздействием театр превращает толпу в народ". Лучше не скажешь, правда?

    Меня порой спрашивают: "Жалеете ли вы о том, что стали артистом?". На это я всегда отвечаю русским выражением, которое мне нравится: "Ни боже мой!". Это - моя жизнь, моя выдуманная реальность. Мне в ней интересно находиться. Чем хороша профессия артиста? На сцене артист проживает множество жизней. В отличие от "простого смертного", который живет всего одну. На мой взгляд, это скучно и мало.

    - "Простой смертный" Александр Вертинский сказал однажды: "Актеры - это боги, а боги - одиноки".

    - У него есть и другое: "Нас не надо любить и не надо жалеть. Если мы вам не нравимся, придите и возьмите свое пальто с вешалки". И то верно: если тебя любят все, и то, что ты делаешь, всем нравится, это уже не искусство, а шоу-бизнес. А с другой стороны, артиста можно не любить, но артист обязан любить своего зрителя. К слову, насчет одиночества можно поспорить даже с таким авторитетом, как Александр Николаевич. Пока у артиста есть зритель, он не одинок. Вот когда на спектакль с твоим участием не придет никто, это и будет твое настоящее одиночество. Не дай Бог никому до такого дожить.

    - А кроме театра есть что-то, на что вам не жалко потратить свое свободное время? Некоторые марки коллекционируют, а вы?

    - А я коллекционирую двухэтажные дома.

    - ???

    - Не бойтесь, это шутка. Но имеющая под собой реальную основу. Когда я участвовал в рекламных роликах одного известного ювелирного центра, обо мне пошел слух, что я вообще его хозяин. Некоторым нужно было прийти в наш театр, чтобы развеять свои заблуждения. Слава Богу, хоть налоговые органы меня по этому поводу не трясли - чувство юмора-то у людей разное. А если серьезно, когда появляется возможность, мы с друзьями выезжаем на природу: на озера, например - порыбачить или просто искупаться. Жаль, что это происходит не очень часто.

    Я вам сыграю войну

    - Анатолий Курбанович, в одном из интервью вы признались, что хотели поработать в нашем театре 3-4 года. Но задержались почти на 30 лет. Почему вы остались?

    - Действительно, лет 15 я так и работал в России - от трех до пяти лет в одном театре. Не потому, что я сильно "звездил", нет. Мне хотелось побольше узнать. Но в тогдашнем Фрунзе я увидел очень сильную труппу, прекрасного зрителя и весьма завидную гастрольную афишу театра. Который год люди интересуются: "Вы не собираетесь уезжать из Кыргызстана?". И после моего ответа: "Нет, я с вами", меня тут же приглашают либо домой, либо в кафе - "на чай с огурцом", скажем так.

    - И вы соглашаетесь?

    - Бывает, что и соглашаюсь (смеется). Здесь - как и везде: нужно потреблять, но не злоупотреблять. И потом, водка - это напиток, который очень быстро превращает черную тоску в белую горячку. Если начинаешь пить на работе, рано или поздно придешь к тому, что будешь пить вместо работы.

    - Многие известные артисты говорят, что всегда мечтали сыграть роль Гамлета. Вас принц датский тоже "коснулся"?

    - Наверное, я "неправильный" артист. Потому что когда-то мечтал сыграть роль Хлестакова. Смотрите: Гоголю в этом году исполняется 200 лет, а его "Ревизор" - до сих пор самое выдающееся и наисовременнейшее произведение. Хотя... У меня была и остается еще одна заветная мечта - сыграть роль солдата Великой

    Отечественной. Неважно - рядового, офицера или генерала.

    - А с чем это связано? Ваш отец воевал?

    - Как многие в те годы. Я и сам родился в 1941 году - за два месяца до начала войны. Отец был офицером, подполковником - служил в знаменитой "узбекской" дивизии генерала Сабира Рахимова, которого сам Сталин называл "железным" генералом. Мой отец погиб под Ростовом-на-Дону. Сейчас в театрах спектаклей про Великую Отечественную нет, к сожалению, а когда были - сыграть в них не случилось. Если бы мне посчастливилось показать солдата той войны, это, наверное, и стало бы моей данью памяти отцу, да и многим, прошедшим войну. У вас деды воевали?

    - Конечно.

    - Значит, и им тоже. Сейчас опять начали говорить о воспитании патриотизма в гражданах. Может быть, поставят в нашем театре спектакль о Великой Отечественной, и мне найдется там роль, о которой я мечтаю. Мне на днях только 68 лет исполняется - все еще впереди.

    - А в профессии артиста вообще есть пример для вас, достойный подражания?

    - О да! Я был бы самым счастливым человеком - артистом, удайся мне хотя бы половина того, что достиг в искусстве танца великий Махмуд Эсамбаев. После его божественного действа - танца Бога Солнца, немой ребенок в зрительном зале заговорил. Вот что такое волшебная сила Искусства! Еще один пример для меня - выдающаяся оперная певица, народная артистка СССР Елена Образцова, личное знакомство с которой подарила мне судьба. Такого фанатичного отношения к своей профессии, как у нее, я не встречал. Оба они для меня - примеры, достойные подражания, мало того: глубочайшего восхищения.

    - Кроме игры на сцене, у вас есть ряд совместных работ в качестве режиссера. Что такое быть режиссером театра?

    - Потрясти зрителя, удивить его - вот к чему должен стремиться, по-моему, каждый режиссер. А если того же хочет и артист, да еще они с постановщиком составят крепкий тандем, будет просто замечательно.

    А по поводу способностей артиста есть анекдот. Устраивается артист в театр. Главный режиссер его спрашивает: "Что вы умеете делать?". Артист отвечает: "Подражать птицам". Главреж ему: "Ну, это у нас каждый может. Вы нам не подходите" - "Хорошо", - сказал артист и... выпорхнул в окно. Думаю, работа режиссера заключается в том, чтобы выявить у артиста некие "эксклюзивные" способности и довести их до высочайшей точки мастерства. Так и рождаются театральные шедевры. 

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27134/


Распечатать: Анатолий АДАЛИ:  Театр - это лобное место РаспечататьОставить комментарий: Анатолий АДАЛИ:  Театр - это лобное место Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Анатолий АДАЛИ:  Театр - это лобное место Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007