Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
20 марта 2009 | ДВА АВТОРА |
Верните зрителя!Двадцать седьмого марта в мире отмечают Международный день театра. По традиции в этот день театры показывают свои лучшие постановки, а также представляют премьерные работы. В связи с этим хотелось бы поговорить о том месте, которое сегодня театр занимает в нашей с вами жизни. Например, Николай Васильевич Гоголь считал, что "театр - это кафедра, с которой можно сказать миру много добра". А большая часть современной публики ждет зрелищного шоу. В основном наш театр ищет истину в бессмертной классике и изредка обращается к новой драме. Спектаклей-событий, когда постановки становятся явлением общественно-политической жизни, как это было в советское время, мы давно не видели. Неужели сегодня театр существует отдельно от жизни? Все поменялось: мир, наше восприятие искусства. Среди моих знакомых есть люди, которые вообще никогда не были в театре. Есть такие, кто когда-то был, но плохо помнит и давно не посещает подобные заведения. Заядлыми театралами у нас считаются те, кто бывает в театре хотя бы пару раз в год. Публика уходит из театров. Кто к телевизору, кто в кино, а кто в ночной клуб или на концерт. Чтобы театр жил, нужно вернуть зрителя. Для большинства людей посещение театра способ провести вечер, отвлечься немного от семейных дел, уйти с кухни. Лишь для единиц это способ задать себе вопросы о том, что происходит с обществом. Драматический театр и должен удовлетворять эту потребность, давать возможность зрителю подумать о себе, о жизни. Но есть еще и другой театр - развлекательный и сугубо коммерческий. Театр выживает в сложных условиях конкуренции, поскольку помимо него существует масса других развлечений. Почему же театр, который много раз хоронили, продолжает жить? Потому что только здесь можешь вместе с другими пережить то, что тебя волнует. Это совершенно особый эффект соучастия, сопричастности высокому искусству, без которого истинные театралы не мыслят своей жизни. В материальном плане артистам живется очень трудно из-за мизерных зарплат, кое-кто подрабатывает на корпоративных вечеринках. Безденежье сказывается и на качестве постановок. Под большим вопросом стажировки кыргызстанских актеров за рубежом, репертуарная политика отечественных театров, их взаимосвязь с мировым театральным искусством. - Театральное искусство требует больших финансовых и моральных затрат. Каждому режиссеру хочется подготовить достойные костюмы для спектакля и сделать декорации, - говорит художественный руководитель Бишкекского городского драматического театра им. Арсена Умуралиева заслуженный деятель искусств КР Айгуль Умуралиева. - Наш театр муниципальный, поэтому мы получаем помощь от мэрии Бишкека. Остается только удивляться терпению отечественных театральных деятелей. По крайней мере столичным зрителям грех жаловаться. В Бишкеке ежедневно идут постановки. Отдельный разговор - репертуарная политика. В советское время, когда государство полностью содержало театры, оно отслеживало репертуар. Было даже такое понятие "датские спектакли", поставленные к определенной дате. Сегодня государство лишь формально может контролировать репертуар театров, потому что для этого в Минкультуры и информации нет специалистов и средств, чтобы финансировать постановки. Да и сами театры страдают от нехватки кадров. Только полноценно укомплектованная труппа может поставить качественный спектакль. - Театральное поле еще со времен бывшего СССР сохранило просветительско-воспитательные функции, коммерческие театральные постановки у нас пока невозможны, потому что мы не можем рекламировать свое искусство, а отечественные зрители еще не готовы платить достойную цену за билет, - говорит Айгуль Умуралиева. В Кыргызстане в ближайшее время все театральные коллективы пройдут аттестацию. По данным Министерства культуры и информации, в республике действуют 20 профессиональных театров. Из них - три государственные филармонии и один цирк. В селах Чаек, Кочкор и Гульча также работают музыкально-драматические театры. Как отмечается, аттестация проводится для раскрытия творческого потенциала коллектива и поднятия художественного уровня театров. В период с 25 марта по 20 апреля будут аттестованы все творческие работники театров, включая их руководителей. Интересно, как пройдет аттестация в Государственном национальном русском театре драмы имени Чингиза Айтматова. О непростых взаимоотношениях между некоторыми актерами и его руководством в лице директора Бориса Воробьева знают не только в театральных кругах. По словам одного из уволенных артистов - Александра Балбекина, конфликт разгорелся из-за разработанной Борисом Воробьевым новой политики оплаты труда, которую условно можно назвать "контрактной". Борис Воробьев указал на дверь шестерым артистам. По их версии, за критику в адрес директора. На стороне уволенных Государственная инспекция по труду КР и Федерация профсоюзов Кыргызстана, они выдали предписания вернуть актеров на работу и выплатить им зарплату за время вынужденного прогула. Дошло до того, что артисты обратились к президенту Курманбеку Бакиеву, премьер-министру Игорю Чудинову, депутатам Жогорку Кенеша и попросили их вмешаться в эту историю и посодействовать скорейшему исполнению предписаний. Сейчас между противниками ведутся судебные тяжбы. Этот пример показывает, что до сих пор в наших театрах директор руководит и административными, и творческими делами. Получается, что он же худрук, он же председатель худсовета. Сегодня репертуарная политика полностью отдана на откуп художественному руководителю театра. В идеале директор должен заниматься административными, оргвопросами, менеджментом, а руководить творческим процессом - обязанность художественного руководителя. - Сегодня необходимо восстанавливать систему госзаказов. В последние 15 лет творческие люди перестали писать и выпускать высокопрофессиональные произведения, так как понимают, что на них нет спроса или госзаказа. Наша задача - возродить создание профессиональных произведений искусства через поддержку авторского творчества, - заявил министр культуры и информации Султан Раев год назад на заседании комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике Жогорку Кенеша, презентуя законопроект "О культуре". Тогда же министр и предложил перейти на контрактную основу труда деятелей искусства. Но народные избранники не поддержали это ноу-хау. Согласно предлагаемой поправке в соответствующий закон, актеры должны заключать трудовой договор, иначе говоря, контракт с директорами театров. Только в этом случае их оформляют в труппу. Депутаты посчитали, что данная поправка противоречит Трудовому кодексу, и отклонили статью. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27046/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007