Распечатать: Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? РаспечататьОставить комментарий: Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? Посмотреть комментарии

13 марта 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность?

    В Кыргызстане по инициативе Генпрокуратуры в судебном порядке решается вопрос - является ли "Таблиги Джамаат" религиозно- экстремистской организацией? Решения пока нет. Между тем при спокойной реакции светского общества отдельные правозащитные организации пытаются жестко критиковать действующую власть. Причем за то, что она хоть что-то пытается противопоставить наводнившим страну религиозным миссионерам самого разного толка.

К. Садырбай, активный последователь идей "Таблиги Джамаат"

    Таблиги не радикальны

    - К сожалению, о таблигах, странствующих миссионерах, которые проповедуют ислам, многие кыргызстанцы, особенно в крупных городах, практически ничего не знают. Но те, кому пришлось хоть раз столкнуться с ними, отмечают миролюбие, умеренность последователей нашего движения.

    Хочу сразу подчеркнуть, что миссионеры "Таблиги Джамаат" не выказывают никакого интереса к участию в политике, избегают открытого ее обсуждения и добиваются того, чтобы большинство правительств в странах мира считали их не экстремистским, а пиетистским объединением, которое стремится к укреплению веры, самосознания и духовному развитию личности.

    Мы проповедуем "большой джихад", который предполагает исправление, улучшение человека. Мусульманин должен знать Коран, традиции, должен правильно вести себя, любить ближних, уважать старших.

    "Таблиги Джамаат" не имеет никакого отношения к терроризму. К нам, конечно, цепляются. Спрашивают, почему мы избегаем всяческих контактов с прессой? Почему сами ничего не публикуем ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации? При этом легко сыплют обвинениями, мол, уж слишком независимо таблиги держат себя. Не на деньги ли "Аль-Каиды", учитывая, что в движении участвуют миллионы людей?

    Ответ прост - сегодня в Кыргызстане, когда спецслужбы стараются отслеживать все проявления экстремизма, афишировать свою принадлежность даже к такой миролюбивой организации, как наша, никто не станет - опасно.

    Упрекают нас еще и в том, что таблиги не имеют духовного сана и что якобы они очень необразованны. Поверьте, это не так. И у наших юристов найдется не один аргумент, чтобы с блеском разбить доводы, на основании которых предпринимаются попытки в судебном порядке признать "Таблиги Джамаат" религиозно-экстремистской организацией.

    Хочу еще коснуться и женского головного платка (хиджаба). Отныне его ношение запрещено в школах страны. Очень жаль, что государство с преимущественно мусульманским населением ступило на такой путь борьбы с радикализацией ислама. Даже в развитых странах Европы подобный запрет порождал нередко агрессивную общественную дискуссию.

    Канатбек Мурзахалилов, заместитель директора Государственного агентства по делам религий

    Проповеди, подразумевающие вербовку

    - Движение "Таблиги Джамаат" было основано в Деобандском исламском университете (Индия) в 20-х годах прошлого века богословом Мауланой Ильясом.

    Как известно, под контролем Деобанда по всему миру находится много школ, медресе и исламских университетов. Эксперты по религии отмечают, что сторонники "Таблиги Джамаат" действуют, прямо или косвенно, как вербовщики для террористических организаций. Например, после присоединения к ячейке "Таблиги Джамаат" и исполнения нескольких проповеднических миссий в своем округе наиболее активных новичков приглашают на четырехмесячную дополнительную подготовку в центре "Таблиги Джамаат" в окрестностях города Райвинда (Пакистан, штат Пенджаб).

    По прибытии туда они могут встречаться с представителями террористических групп, сотрудничающих с "Таблиги Джамаат", и получать предложение пройти военную тренировку.

    Озабоченность вызывает еще и то, что в идеологии "Таблиги Джамаат" есть повод, который допускает уход в террористические организации. Это джихад. Джихад является одной из основ этого движения. Но в классической идеологии говорится о внутреннем "большом джихаде", который исключает насилие. Однако существует и "малый джихад", который это насилие может подразумевать.

    Нужно понимать, что многие, испытавшие влияние "Таблиги Джамаат", потом уходят в "свободное плавание" и вполне могут перейти от "большого джихада" к "малому", принимая его в виде террористической, экстремистской деятельности.

    Что касается Кыргызстана, то активизация "Таблиги Джамаат" исключительно связана с выпускниками именно пакистанского центра из числа кыргызстанцев, которые официально и неофициально под видом туристов или в частном порядке выезжали в Пакистан. Все они прошли курсы и, безусловно, попали под влияние этой организации.

    В нашей стране движение "Таблиги Джамаат" имеет четкую организационную структуру и программу действий. Созданы так называемые машвары - советы республиканского, областного, районного уровней. В них входят обычные граждане независимо от возраста, религиозного образования, должностей в светском обществе и наличия финансовых средств. Главный критерий - опыт проповеднической работы. Цель - эффективное распространение ислама среди населения.

    Собираясь в группы по три-пять человек, таблиги обходят все дома в селах, а останавливаются, как правило, в мечетях, превращая их в свои агитационные центры. Там они призывают людей к строгому соблюдению шариата, совершению в обязательном порядке пятикратного намаза, наставляют женщин носить хиджаб, детей отправлять учиться не в школы, а в медресе. Также они заявляют, что если имам мечети не осуществляет даават, то он не имеет права быть имамом. Такие призывы порождают среди населения фанатизм и противоречат устоям светского государства.

    Есть опасение, что последователей "Таблиги Джамаат" могут использовать представители того же "Хизб ут-Тахрира" и других экстремистских, деструктивных религиозных групп в силу относительно невысокого уровня знания первыми основ ислама.

    Должен отметить, что в случае принятия судом положительного решения по признанию "Таблиги Джамаат" экстремистской организацией ее представители вряд ли прекратят свою деятельность. Скорее всего, они уйдут в подполье, прекратив всякое сотрудничество и с Духовным управлением мусульман Кыргызстана, и с Госагентством по делам религий. Контроль над деятельностью этой организации, как в ситуации с "Хизб ут-Тахриром", будет утерян.

    Бакыт Сеитов, начальник пресс-службы МВД, полковник милиции

    При выборе "образование или хиджаб" мы за образование

    - Не так давно сотрудникам Октябрьского ОВД Бишкека пришлось доставить в райотдел несколько человек из вышедшей на "даават" многочисленной группы кыргызстанцев. Ничего, что указывало бы на ее принадлежность к религиозно-экстремистским организациям, милиционеры не нашли. Но в качестве профилактики все же пригласили на беседу 12 из них.

    По домам миссионеры были распущены после того, как сотрудники правоохранительных органов разъяснили им недопустимость подобных массовых действий в столице без согласования с Духовным управлением мусульман Кыргызстана.

    Необходимо подчеркнуть, что в то время, когда в обществе не смолкают дискуссии о том, какую угрозу несут Кыргызстану религиозно-экстремистские группировки, милиционерам не до дебатов. Мы вынуждены не спорить, а действовать.

    В качестве примера можно привести недавнюю акцию протеста в Узгене у кинотеатра "Айчурек", где собрались около ста местных жителей. Требовали они от властей освобождения из-под стражи задержанных накануне лидера религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" по Узгенскому району М. Ташматова и его единомышленника А. Анарбаева. До массовых беспорядков, как в Ноокате, не дошло. Но собравшиеся вели себя крайне агрессивно, и сотрудникам милиции понадобилось несколько часов, чтобы уговорить их разойтись по домам.

    Что касается таблигов, то аналогичных конфликтных ситуаций с представителями власти они не допускали. Но в Бишкеке, а большей частью в Оше, все чаще и чаще стали мелькать на улицах группы из нескольких человек в пакистанской одежде. Сотрудники правоохранительных органов, конечно, интересуются, что это за гости и откуда приехали. Выясняется, что, как правило, эти молодые люди учатся в Деобандском университете, где знакомятся с единомышленниками из других стран, а затем приезжают и к нам по каналам "Таблиги Джамаат".

    Кыргызстан - светское государство. Это записано в Конституции. Поэтому мы не должны допускать, чтобы наше общество и особенно дети подвергались массированным идеологическим атакам. Когда дело касается выбора - образование или хиджаб, - выбирается однозначно образование.

    Аналитики в МВД отмечают, что "Таблиги Джамаат" - это очень влиятельное направление в исламе. Данная доктрина отличается радикализмом и нетерпимостью к другим формам вероисповедания, в том числе и к шиизму. При расследовании многих террористических актов так или иначе всплывали связи террористов с таблигами. И, безусловно, не случайно представители спецслужб многих стран мира называют это движение если не главной силой исламского радикализма, то основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций.

    Вполне вероятно, что и "Таблиги Джамаат" постигнет участь других радикальных движений. А в Кыргызстане, напоминаю, уже признаны террористическими, экстремистскими и запрещены восемь организаций, среди которых "Хизб ут-Тахрир", "Группа Джихад" и другие.

    Юрий Груздов, специальный корреспондент "МСН"

    Власть защищает основы Конституции

    С момента обретения независимости Кыргызстан, если не считать баткенских событий, почти не сталкивался с радикальным исламом. Звоночки, конечно, были - и на юге, и на севере страны, и даже в столице, когда хизбутчики неоднократно пытались отмечать основные мусульманские праздники на свой лад.

    Но тревожный колокол забил по-настоящему уже в октябре 2008 года в Ноокатском районе Ошской области, где произошли массовые беспорядки на религиозной почве. Напомним, в день празднования окончания мусульманского поста свыше сотни сторонников религиозной партии "Хизб ут-Тахрир" устроили погром в здании райгосадминистрации в Ноокате и закидали камнями сотрудников милиции.

    Этот факт вынудил власти реагировать. Впоследствии по обвинениям в экстремизме 32 кыргызстанца были приговорены к срокам от 9 до 20 лет лишения свободы. А уже в январе текущего года главой нашего государства был подписал принятый парламентом Закон "О свободе вероисповедания".

    Он вызвал шквал критики со стороны ряда правозащитных и религиозных организаций, поскольку в стране был официально введен запрет на приглашение детей в религиозные организации, прозелитизм (перемена веры), распространение религиозной литературы в общественных местах и т. д. Усилилась критика после того, как в школах и вузах запретили ношение хиджаба.

    Между тем ничего особенного в том, что власти в светском государстве работают на опережение и пытаются ограничить влияние исламских организаций, нет. Вот уже пять лет, как отправляют домой переодеваться пришедших в школу в платках девочек в сопредельном Узбекистане. Так же поступают и в других странах, где правительства опасаются подъема религиозного экстремизма.

    Например, определенные ограничения на ношение хиджаба введены в образовательных и правительственных учреждениях Марокко, Египта, Алжира, Туниса. Но жестче всего к этому вопросу подходят в Турции, где появление женщин в головных платках в госучреждениях вообще недопустимо. И это несмотря на то, что у власти в Турции находится исламистская Партия справедливости и развития. Среди стран Европы полный запрет на ношение хиджаба ввела пять лет назад Франция. Такие же законы действуют в 8 федеральных землях Германии.

    Есть логика и определенный взгляд на перспективу и в действиях Духовного управления мусульман Кыргызстана. Там уже изменен порядок проповедей, которые раньше очень вольно проводили активисты исламского движения "Таблиги Джамаат". Проповедники-дааватисты отныне смогут осуществлять свою миссионерскую деятельность лишь с разрешения ДУМК и при условии, что предоставят туда все регистрационные и разрешительные документы из МИД, МВД, ГКНБ и других госструктур. Оставляет за собой Духовное управление мусульман Кыргызстана и право определения сроков проводимых дааватов. Кстати, в ушедшем году из нашей страны за ведение незаконной религиозной деятельности были выдворены 6 миссионеров.

    Понятно, что одними запретительными мерами проблемы не решить. Нужно поднимать образовательный уровень населения, привлекать к сотрудничеству представителей умеренного ислама, максимально использовать опыт этих священнослужителей в духовно-нравственном воспитании молодежи и в профилактике идеологии радикализма.

    P.S. Когда этот материал был сверстан к печати, министр образования Кыргызстана Абдылда Мусаев под давлением женской мусульманской организации "Мутакалим" был вынужден заявить, что в школах платки, оказывается, просто рекомендуется не носить.

    Юрий Груздов.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26961/


Распечатать: Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? РаспечататьОставить комментарий: Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Свободна ли совесть, ставящая под угрозу нацбезопасность? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007