Распечатать: Не Бог, не царь, а просто червь РаспечататьОставить комментарий: Не Бог, не царь, а просто червь Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не Бог, не царь, а просто червь Посмотреть комментарии

13 марта 2009

ДВА АВТОРА

Не Бог, не царь, а просто червь

Быстро пролетают школьные годы, в течение которых учителя пытаются посеять в нас разумное, доброе, вечное, порой даже против воли ученика. А через несколько лет выпускник приходит к своему учителю и просит прощения за то, что не слишком старался грызть гранит науки. Видно, жизнь научила.

    Считаю, что я не упустила школьное время. Моих знаний хватило, чтобы поступить на бюджетное отделение желаемого факультета. Но внутренняя связь со школой оказалась так сильна, что через несколько лет после выпускного я вернулась в родные стены в качестве преподавателя.

    Молодого учителя администрация встретила с опаской. Никто не сомневался в том, что я смогу научить подрастающее поколение уму-разуму. Просто, как правило, молодежь очень быстро сбегает отсюда. Поэтому, заметив, что я получила учебники в библиотеке, завуч предупредила: "Если что, мы знаем, где тебя искать".

    Конечно, я слышала, что работа в школе не сахар и деткам палец в рот не клади. Но ведь не поверишь, пока не испытаешь на своей шкуре.

    Первого сентября, тщательно расписав свой первый урок, я отправилась в 8 "А". Почувствовав на себе пытливый взгляд тридцати пар глаз, растерялась и забыла все, что подготовила накануне. К следующему уроку справилась со своим волнением. К моему удивлению, дети сидели смирно, некоторые пытались отвечать. Настоящая нервотрепка началась недели через полторы-две, когда закончился этап "прощупывания". Начался мирный процесс "приручения": из меня попытались сделать подружку, которая будет ставить хорошие оценки просто так. Этот метод не дал результатов. Тогда в ход пошел вариант "довести, чтобы учитель уволился". Дело не в том, что новый преподаватель не понравился. Просто так заведено: коли пройдет испытание и выживет, то можно смириться, а то и полюбить. Но педагогу-новичку не всегда удается одержать победу. Был в моей практике случай. Мальчишка всеми силами пытался меня разозлить: то растворитель разбрызгает, то дохлой крысой напугает девчонок, то выпустит летучую мышь во время урока... После одного из таких выступлений я в слезах побежала за завучем. Пока плакала в учительской, удалец со своими единомышленниками спрятал учебник, засунул в мой пакет чужой настольный календарь и добавил туда воды.

    Коллеги успокаивали меня: "Выставь его портфель за дверь со словами: "Где портфель, там и ты". Или просто не обращай на него внимания - побалуется и перестанет".

    Нынешних школьников условно можно разделить на три группы. Первая - спокойные и старательные дети, которые хотят получить не только хорошую оценку, но и реальные знания. Таких, увы, не очень много, а главное, они будто стесняются своего интереса к учебе (это печальный показатель девальвации престижа качественного образования). Другая группа - те, кого загоняют на урок, нагловатые шалопаи или откровенные прогульщики. И наконец, "болото" - приходят тихо-мирно высидеть документ об образовании. По заверению опытных педагогов, таких с каждым годом становится все больше.

    В школах стало традицией завышение отметок. А как иначе? Нужно сдавать отчет. В образовательной цепочке учитель-предметник - крайнее звено. В педагогической среде даже сложилась шуточно-реальная шкала оценок: если ученик ничего не делает, но сидит на уроке тихо, то ему можно ставить три, если слово сказал - четыре, ну а если разразился целым предложением, то пять. А если ученик сбегает с уроков, прогуливает - тут уж ничего не поделаешь, ему светят четвертные двойки. Однако к концу года и его постараются аттестовать положительно и хоть как-нибудь дотянуть до девятого класса - действует Закон "О всеобщем неполном среднем образовании". Оставляют сейчас на второй год редко, отчисления за неуспеваемость канули в Лету. "Этого делать нельзя. А вдруг потом ученик ввяжется в какую-нибудь преступную группировку? Тогда разборками замучают школу. Кому это надо?" - оправдывается администрация.

    Раньше тех, кто не тянет, переводили в вечернюю школу, теперь их туда не загонишь. Сейчас от выпускника "вечерки" даже документы в техникумах и вузах не примут.

    В общем, школьная пятибалльная система оценок знаний учащихся изжила себя. Это стало понятно давно. Более того, такая шкала всегда была виртуальной. Во-первых, она почти сразу же стала четырехбалльной, поскольку никто не мог внятно объяснить разницу между оценкой "1" и "2". А во-вторых, каждый отдельный педагог пользуется собственной системой оценок, которая несопоставима с оценками коллег.

    Впрочем, устарел не только "школьный балл". Вполне может случиться, что исчезнут и школьные учителя. Уже сегодня все чаще звучат опасения, что у нынешних педагогов нет не то что достойной смены, а вообще никакой, и будущие поколения учить станет некому. Ведь сейчас из 72 тысяч школьных учителей доля педагогов старше 45 лет составляет 65 процентов. Более 11 процентов учительского корпуса - люди пенсионного возраста (свыше 60 лет). Молодых специалистов в средних учебных заведениях всего 10 процентов. Но стоит ли удивляться, что молодежь не идет в школу (разве что студенты, чтобы не проходить производственную практику)? Зарплата мизерная, работа сложная. Кроме того, она давно уже вышла за педагогические рамки. Сейчас в обязанности учителя входят различные сборы денег, общественная беготня. Из нищенского учительского жалованья деньги постоянно вычитаются на различные "благотворительные" нужды. Учителя обязаны поддерживать различные марафоны и телемосты, участвовать в выборах, агитировать и пропагандировать... А в каникулы педагог основательно меняет профессию и становится чернорабочим: зимой долбит снег, весной и осенью поливает клумбы, метет школьный двор, летом белит, красит, моет.

    Когда я получила первую зарплату (420 сомов), директор пожелала мне больших успехов на новом поприще и вручила небольшую премию. А как без "пряника"? Надо ведь попытаться сберечь кадры. А то за два года сменилось четыре учителя химии, три - по английскому языку, полгода не ведется история в старших классах, нет преподавателя информатики.

    По словам старых педагогов, когда-то учитель был чуть ли не Богом, его уважали и ценили. А теперь? Надеюсь, перефразированная строка Державина, вынесенная в заголовок, не станет реальностью.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26960/


Распечатать: Не Бог, не царь, а просто червь РаспечататьОставить комментарий: Не Бог, не царь, а просто червь Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не Бог, не царь, а просто червь Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007