Распечатать: Страна сильна регионами РаспечататьОставить комментарий: Страна сильна регионами Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страна сильна регионами Посмотреть комментарии

10 марта 2009

ОБЩЕСТВО

Страна сильна регионами

    Думаю, наблюдательный читатель обратил внимание, что в качестве названия данной публикации использованы слова президента Курманбека Бакиева из его январского телеобращения к нации. Далее Бакиев добавил: необходимо добиться ощутимых улучшений на местах.

Добавление существенное, но услышаны ли эти слова теми, кому они были адресованы? Ведь как бы ни было велико желание главы государства добиться чего-либо, оно не приведет к ожидаемому, если не будет дружной и осознанной поддержки населения, если не удастся мобилизовать людские и материальные ресурсы во всех без исключения регионах и муниципальных образованиях.

    Говоря о том, что страна сильна регионами, надо полагать, К. Бакиев имел в виду сильные регионы. Но что такое сильная страна и сильный регион? Из чего она, эта сила, складывается?

    Вряд ли открою Америку, если скажу, что в широком смысле слова в понятии сильная страна заключен обширный и разнообразный круг факторов, величин, элементов, в том числе подчас незримых и неосязаемых. Однако первым и важным условием является развитая экономика.

    Неоднократно говорил и повторяю: я не экономист, быть может, многого не понимаю, но состояние современной экономики Кыргызстана вызывает у меня серьезную тревогу.

    В сентябрьском 2007 года послании народу страны президент говорил: "Нам необходим дифференцированный подход к различным территориям. При этом особого внимания требует юг страны, отдаленные, высокогорные регионы и зоны экологической опасности. В этой связи я поручаю правительству разработать специальную антикризисную программу развития южных областей, особенно в приграничных зонах, провести проверку и рассмотреть, как реализуется программа развития горных сел, которую мы когда-то принимали".

    Не знаю, как выполнено правительством и выполнено ли вообще поручение президента, но обратимся к фактам.

    Возьмем, к примеру, Баткенскую область. Думаю, у многих кыргызстанцев еще свежи в памяти события, вызвавшие возникновение данной области. Ведь это через ее территорию банды исламистских экстремистов и террористов пытались в 2000-2001 годах прорваться из Таджикистана в Узбекистан. Создавая новую область, тогдашнее руководство Кыргызстана не скупилось на обещания всячески поддерживать, укреплять и развивать новую административную единицу на юге республики, имеющую важное стратегическое значение.

    О том, как на практике шли поддержка и развитие этой области, можно судить хотя бы по тому, что за последующее пятилетие, с 1999 по 2004 год, число официально зарегистрированных безработных здесь выросло на 30,7 %. Тогда как в соседних Ошской она увеличилась за тот же период на 13,9 %, а в Джалал-Абадской даже уменьшилась на 10,3%.

    Имея 8,2 % от общей численности населения республики, регион в прошлом году произвел 1,7 % от всего объема промышленной продукции и 6,7% валовой продукции сельского хозяйства. Общий вклад баткенцев в ВВП Кыргызстана составил 4,5 %.

    Перенесемся с юга на север. Еще в приснопамятные советские времена ЦК Компартии Киргизии принимал развернутое постановление о развитии Нарынской области. В ту пору действительно этому самому высокогорному и суровому региону республики уделялось повышенное внимание. Укреплялась база животноводства, росли инвестиции в основной капитал. Именно в те годы был введен высокогорный коэффициент при определении должностных окладов и тарифов по заработной плате. Но с развалом Союза область оказалась в прямом и переносном смысле на задворках. При численности населения 5,2% от республиканского она производит лишь 0,7% всего объема промышленной продукции и 7% сельскохозяйственной.

    Однако беда кроется не только в слабой производственной базе. Не менее опасны атмосфера и психология застоя. Если республика в целом худо-бедно развивается, пусть и не высокими темпами, но все же продвигается вперед, то в экономике отдаленных регионов полная стагнация.

    Скажем, за последние пять лет вклад Баткенской области в объем промышленного производства остался неизменным - 1,7%, а вот в сельское хозяйство снизился с 6,9 до 6,7%. Заметнее спад в Нарынской области. В 2004 году ее доля в ВВП страны составляла 5,2%, а в 2008 - 4,3%. Соответственно снизилось и долевое участие в аграрном секторе - с 8,5 до 7%, в индустрии - с 1,45 до 0,7%.

    В связи с этим возникает вопрос: есть ли в стране и если есть, то каков критерий оценки эффективности работы губернаторов областей, акимов районов, мэров городов? По каким параметрам оцениваются результаты их работы и деятельности возглавляемых ими административных образований за год, за пятилетие (если кому из них удается усидеть в кресле такой срок)?

    Общеизвестен принцип: сильный район - сильный город - сильная область - сильная страна. Но если на два сильных района приходятся 3-4 слабых, если на 2-3 более или менее сильные области насчитываются 4-5 откровенно слабых, то может ли быть сильной страна?

    В изрядно обруганные и высмеянные советские времена по меньшей мере четыре раза в год проводились пленумы горкома, райкомов, обкомов и ЦК партии, на которых обсуждалось состояние дел в народном хозяйстве и его отраслях, положение с безопасностью населения и его обслуживанием, заслушивались отчеты региональных и хозяйственных руководителей. Помимо этого подобные вопросы регулярно рассматривали на бюро партийных комитетов. К неумелым и некомпетентным управленцам принимались меры дисциплинарного воздействия. Причем все широко освещалось в СМИ, становилось достоянием широкой общественности.

    Далек от того, чтобы идеализировать подобный подход и выдавать его за панацею. Хочу лишь сказать, что все это служило средством контроля за деятельностью органов управления. При авторитарном партийном режиме общество было более информировано о том, что происходит в коридорах власти.

    В настоящее же время, если проанализировать деятельность наших чиновников в центре и на местах, может сложиться стойкое впечатление, что они саботируют "наказы" главы государства. Скажем, в самом первом послании президента Курманбека Бакиева народу страны в сентябре 2006 года отмечалось: "Еще одно базовое направление экономической стратегии - сельское хозяйство. Его ключевыми проблемами являются мелкотоварность производства, низкий уровень технологической переработки продукции и ее качества, отсутствие маркетинговых систем, должной инфраструктуры".

    И далее Бакиев говорил, что стране нужна новая аграрная политика. Необходимо наращивать крупные специализированные хозяйства индивидуального типа, нужно создавать сетевые структуры, в которых множество мелких производителей делают один товар определенного стандарта и под одной торговой маркой.

    Я считаю, говорил президент, очень интересной идею специализации республики на производстве сельскохозяйственной продукции селекционного назначения. Кыргызстан мог бы стать региональной лабораторией селекции растений и племенного скота.

    Спрашивается, что было утопического, сверхсложного, невыполнимого в поставленных главой республики задачах, намеченных целях? Так почему за прошедшие с того момента 2,5 года в данном направлении не сделано практически ничего?

    Кстати, замечу. Мы довольно часто слышим в выступлениях президента кому и что поручено. Но вот как эти поручения исполнены, каков эффект от их реализации, широкой общественности, как правило, не известно ничего. А ведь такая информация нужна не просто из праздного любопытства. Во-первых, она позволяет рядовым налогоплательщикам судить, насколько эффективно работает та или иная структура исполнительной власти. А во-вторых, что, пожалуй, важнее, открытая и полная информация служит своеобразным аналитическим инструментом.

    В момент кризиса 1998 года в одном из интервью у Юрия Никулина спросили: есть ли выход из тупика, в котором оказалась Россия? И народный артист в свойственной ему манере ответил: "Есть, и даже два - реальный и фантастический. В первом случае нужно пригласить в качестве кризисных управляющих инопланетян". "А какой же тогда фантастический?" - удивился собеседник. "А фантастический, - пояснил Никулин, - перестать оглядываться на других и начать всем работать".

    У нас же остался лишь один выход. Подсказанный Курманбеком Бакиевым еще в первом послании народу в 2006 году: "Мы должны понимать, что рассчитывать на внешнюю помощь, что кто-то придет и сделает нашу страну богатой, не приходится. В такой надежде мы долго жили, но получили только много долгов. Нам надо работать самим".

    Неужели подсказанный выход из области фантастики?

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26920/


Распечатать: Страна сильна регионами РаспечататьОставить комментарий: Страна сильна регионами Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страна сильна регионами Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007