Распечатать: Юристы против туристов РаспечататьОставить комментарий: Юристы против туристов Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Юристы против туристов Посмотреть комментарии

5 марта 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Юристы против туристов

Куда повернет кривая развития одной из самых перспективных отраслей экономики Кыргызстана? Вопрос актуальный, особенно в свете уже принятого Жогорку Кенешем в первом чтении закона "О туризме". Грядут перемены, но в каком направлении? Сегодня еще остается шанс сделать их позитивными для всего общества.

Акбар ДЖИГИТОВ, статс-секретарь Госагентства по туризму при правительстве КР

    Изменения допустимы

    - Необходимость нового законодательства в туризме очевидна и работникам отрасли, и законодателям. Инициаторами нового документа стали депутаты профильного комитета ЖК. Предприниматели заволновались лишь после принятия закона в первом чтении. По мнению некоторых из них, необходим совершенно иной текст и писать его нужно с чистого листа. Идеальных законов не бывает. Но в создавшейся ситуации процедура прохождения документов в ЖК предполагает не писать закон заново, а только дорабатывать.

    Несовершенство принятого в первом чтении документа можно объяснить тем обстоятельством, что он списан с модельного закона о туристической деятельности. Такой подход предполагает всемерно содействовать сближению нормативно-правовых основ государств - участников СНГ в соответствующей области регулирования правоотношений, формированию и развитию цивилизованного туристского пространства.

    Зачастую наши законы являются рамочными и работают в комплексе с подзаконными актами. Представленный закон о туризме широкого толкования, и от этого кажется перегруженным. Наше ведомство, представляющее исполнительную власть, тоже не останется в стороне от проработки закона. Ибо именно нам первым по нему работать. Радует то обстоятельство, что обсуждение на самых разных уровнях единогласно в своем конструктивизме. Только все заинтересованные стороны в состоянии создать действительно работающий закон.

    Талайбек КОЙЧУМАНОВ, руководитель секретариата Инвестиционного совета при президенте КР

    Без инвестиций не обойтись

    - Туризм - одно из четырех главных направлений развития экономики Кыргызстана и работы Инвестиционного совета. Мы отдаем себе отчет в том, что без значительных инвестиций в отрасли кардинально ничего измениться не может. Частники сегодня занимаются исключительно решением локальных проблем, как это было и пять, и пятнадцать лет назад. Они не станут брать на себя функции общего развития отрасли. И только государственный подход может из разрозненных турфирм, пансионатов, гостиниц, ресторанов сделать общую индустрию отдыха. С этой позиции принятие нового закона о туризме является, безусловно, позитивным шагом, с которого можно начинать строительство отрасли.

    Как и любой другой, закон о туризме должен быть проведен через процедуру АРВ. Анализ регулятивного воздействия - это заключение всех заинтересованных сторон, позволяющее снизить возможность принятия узковедомственных нормативных правовых актов и частных лоббируемых решений. Методика позволяет оценить как в денежном, так и в качественном выражении будущий или текущий эффект от воздействия нормативно-правового акта, а также заранее оценить, какие выгоды и какие затраты понесут бизнес, государство и общество. И сегодня в стране созданы механизмы для блокирования неработающих нормативных актов.

    Важным аспектом эффективности закона является мнение специалистов, реально работающих в сфере его действия. Именно им видны конкретные недоработки, зачастую скрытые за гладкими юридическими формулировками. Законотворчество - сложный процесс, который в итоге может стать как ускорителем, так и тормозом прогресса. Закон о туризме, безусловно, необходим, но необходима и качественная его проработка.

    Справка. 21 декабря 2007 года и. о. премьер-министра И. Айдаралиев подписал постановление КР за № 602 "Об утверждении методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства".

    Михаил ХАЛИТОВ, председатель совета по туризму Союза предпринимателей КР

    Путь в тупик

    - Если необходимость изменения законодательства в сфере туризма очевидна, то сам законопроект "О туризме" преждевремен ввиду его недостаточной проработки. От непонятной терминологии до ляпов с "защитой исконной сферы обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей от неблагоприятных последствий, обусловленных развитием туризма на территориях дестинаций".

    А вот фактическое отсутствие финансового и экономического обоснования - пробел серьезный, который сразу вызывает недоверие к документу. К примеру, почему упор делается на мелкого частника, если во всем мире успешно работает в туризме именно средний и крупный бизнес, который и для инвесторов предпочтителен, и государством лучше администрируется? Прямой путь к тому, чтобы отрасль оставалась скопищем частников, нередко работающих в тени. И это только один из примеров.

    На мой взгляд, чтобы заработала отрасль, должны быть созданы беспрецедентные условия для инвесторов. Это касается и экономической составляющей, и защиты инвестиций. В противном случае деньги сюда просто никогда не придут, а отрасль так и останется в зачаточном состоянии. Возможным выходом является генеральный план развития туризма, утвержденный государством в качестве национального проекта, - это фундамент для прихода инвестиций и стимул развития местных сообществ. Нельзя указом акима обязать принимать на работу в индустрию отдыха местное население. Кто их будет обучать? Вопросов больше, чем ответов. Поэтому сегодня очень важна предпринимательская инициатива, иначе мы получим правила игры, в которой не будет победителя. Предложений масса, и наша задача их грамотно сформулировать, чтобы у законодателей не осталось сомнений в необходимости доработки закона.

    Не так давно государство пришло к пониманию необходимости общественного контроля. Создана Общественная палата, и, скорее всего, ее влияние в масштабах страны будет заметно. По этому принципу целесообразно создать общественный совет по туризму. Мы предлагаем общественный контроль  прежде всего за расходованием средств. Ни в коем случае не бюджетных. Речь идет о грантовых и иных поступлениях в развитие сферы туризма, которые сегодня фактически бесконтрольны. Очевидно, что эффективность таких вливаний в отрасль минимальна.

    Главный вывод: новый закон о туризме создает регламент, при котором развития индустрии отдыха попросту не будет. Если сегодняшнее состояние можно назвать стагнацией, то с введением нового законодательства наступит деградация отрасли. Государство не получает реальных контрольных функций, а предприниматели - действенных механизмов для развития бизнеса. Не улучшится инвестиционная привлекательность страны. Экономика без перспективы, экология без защиты. Нет социальной составляющей, которая бы позволила развивать местные сообщества. Фактически закон не формирует единую отрасль, остаются туризм в виде разрозненных частников и государство, пытающееся осуществлять контроль над ними.

    Йен КЛЕЙТОР, президент Кыргызской ассоциации туроператоров (КАТО)

    Старый закон еще хуже

    - Без нового законодательства в туризме не обойтись, потому что действующие положения не способствуют развитию индустрии отдыха. Конечно, профессионалам отрасли необходимо дать свою оценку, но она должна быть строго взвешенной. Всегда есть желание "сделать закон" под корпоративные интересы, даже из самых благих намерений. Однако закон это не отраслевой стандарт, он должен работать на общество в целом. Государство хочет контролировать всех и вся, предприниматели пытаются оградить себя от произвола. Поэтому только в сотрудничестве законодателей и специалистов может быть найден разумный компромисс интересов. И именно на законодательном уровне должен быть найден консенсус.

    Новый закон "О туризме", принятый Жогорку Кенешем в первом чтении, требует серьезной доработки. Много статей можно просто исключить. Они не нужны ни чиновникам, ни предпринимателям, ни тем более самим туристам. Недостаточно проработано его взаимодействие с уже действующими правовыми положениями, прописанными в других документах. Нет четких определений многих базовых положений и регламентов работы индустрии отдыха. Государство планирует собирать информацию о субъектах предпринимательской деятельности, в то же время не думает об информации для туристов. Примеров масса - от введения ваучеров до усиления государственного контроля за эффективностью привлечения инвестиций в туристскую индустрию. В данном случае последняя часть противоречит Гражданскому кодексу КР и положениям Закона КР "Об инвестициях в Кыргызской Республике" от 27 марта 2003 года № 66.

    И все равно закон о туризме необходимо принимать, так как без него еще хуже. И у нас есть реальный шанс не только облегчить работу туроператоров, но и сделать шаг к созданию экономически полноправной индустрии отдыха.

    Петр ЧЕРНЯК, журналист

    Притормози на повороте

    В индустрии отдыха три заинтересованные стороны: туристы, работники сферы и государство. У каждой свой интерес. Отрасль может развиваться только по двум сценариям: либо все стороны в выигрыше, либо все в пролете. У международного туриста сегодня масса предложений из всех уголков планеты, и люди едут только туда, где есть условия отдохнуть и есть на что посмотреть. Причем цена и качество обязательно должны быть адекватными. На отдых и развлечения тратятся деньги, которые в виде налогов от предпринимателей оседают в бюджете государства. Звенья одной цепи, если убрать одно - цепь разрывается.

    Как только в туристические круги попал закон, прошедший первое чтение, специалисты начали наперебой обсуждать возможные последствия его внедрения. Сам по себе процесс насторожил. Для профессионалов, коих в нашей небольшой стране наперечет, и все хорошо знакомы друг с другом, это была абсолютная новость. Получается, что закон готовился юристами без консультаций с профильными специалистами. Комментарии, как говорится, не нужны. Наши беды, в частности, и от того, что законодатели считают себя профессионалами в любой области. Поэтому и законы зачастую не работают.

    Предприниматели, обычно разрозненные в рамках своих ассоциаций, вдруг выступили единым фронтом. Само по себе такое явление говорит о том, что мы подошли к рубежу, за которым или тупик, или процветание. По их мнению, новое законодательство ведет ко второму сценарию. И если не вносить коррективы, бизнес зачахнет на корню. Резолюция одного из первых совещаний представителей ассоциаций в сфере туризма содержит предложение наложить мораторий на дальнейшее продвижение законопроекта. До тех пор, пока не будет достигнуто согласие между всеми заинтересованными сторонами.

    Интенсивно работает инициативная группа. Целью регулярных встреч является поиск консенсуса в отношениях государства и предпринимателей (в этой истории представляющих интересы и простых туристов). Объект полемики - закон "О туризме". "Арены" баталий - Жогорку Кенеш, Совет предпринимателей КР, секретариат Инвестиционного совета, ассоциации. Есть единодушие в стремлении создать реально работающие "правила игры". Позиция законодателей понятна: не очень хочется менять почти готовый документ. Позиция предпринимателей более конструктивна - они обосновывают слабость отдельных статей и предлагают свои варианты. Понятно, что после первого чтения возможна только доработка законопроекта, но регламент изменений допускает самый широкий спектр поправок. Создана рабочая группа, которая обобщит предложения субъектов туриндустрии. В работу включилось и Госагентство по туризму. Пошли навстречу и депутаты, выразившие готовность к диалогу. До 20 марта они должны получить обоснованный список возможных изменений. Радует, что есть реальные подвижки к взаимопониманию. Ведь регламент Жогорку Кенеша предполагает следующую процедуру: если депутаты соглашаются с поправками, они просто вносятся в текст новой редакции. Если поправки не проходят, то отказ должен быть мотивирован по каждому пункту. Поэтому грамотный подход к доработке закона может создать вполне жизнеспособный документ.

    Есть ли шанс получить развитие отрасли? Как ни удивительно, есть! И события последних недель подтвердили, что в нашем государстве работают демократические принципы. Бизнес показал свою решительную позицию, и продиктована она не узкими интересами, а общественной выгодой. Кажется, и государство услышало мнение своих граждан. В любом случае в ближайшее время мы получим ответ, демократия это или просто игра...

    В рамках предложенного обсуждения мы намеренно не выслушали инициаторов нового законопроекта. Депутаты просто не сказали своего последнего слова. Впереди еще чтения, принятие закона, может быть, вето президента...

    Петр ЧЕРНЯК.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26850/


Распечатать: Юристы против туристов РаспечататьОставить комментарий: Юристы против туристов Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Юристы против туристов Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007