Распечатать: Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории РаспечататьОставить комментарий: Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории Посмотреть комментарии

17 февраля 2009

ПЕРСОНЫ

Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории

    Народ, который не знает своей истории и не делает для себя соответствующих выводов, обречен вновь пережить те страдания, которые выпали на долю его предков.

    Сыма Цянь, древнекитайский историк.

    Старший научный сотрудник Центра дунгановедения и китаистики Национальной академии наук КР, кандидат исторических наук Али Джон изучает духовную и материальную культуру дунган более тридцати лет. Сегодня он единственный в СНГ этнограф данного профиля. Ученый пишет монографию "Дунгане и беловодское восстание 1918 года".

- Али Алиевич, почему вы, этнограф по специальности, решили изучать гражданскую историю?

    - Эта тема до сих пор не раскрыта. В советское время она исследовалась в русле господствующей идеологии. Нельзя сказать, что раньше приводились недостоверные факты. Но правду можно преподносить по-разному. Те события - одна из искаженных страниц новейшей истории. До сих пор не описаны ни участие дунган в том восстании, ни трагедия, которая постигла их после его подавления.

    - А что такое "те события"?

    - Беловодское восстание было своего рода гражданской войной, реакцией на установление Советской власти.

    В Пишпекском уезде большевики, упразднив партию эсеров, сняли ее представителей с руководящих постов. Сначала те пытались разрешить ситуацию мирным способом: требовали создать Беловодский автономный уезд, в совете которого были бы пропорционально представлены большевики и эсеры. Но все попытки переговоров отвергались. Новая власть к тому же ликвидировала частную торговлю и не организовала кооперативы. В уезде была разрушена финансовая система - царские деньги и "керенки" прекратили хождение, а советских еще не было. Любая хозяйственная деятельность местного населения заканчивалась тем, что красноармейцы забирали продукты труда. Сами большевики признавали это. Первый начальник милиции Пишпекского уезда Щадилов писал: "Большая часть солдат пришла в красную гвардию, чтобы прокормить семью. Они не руководствуются идейными соображениями".

    Ташкентская комиссия, разбиравшая беловодские события в начале 1919 года, пришла к выводу, что поводом к восстанию послужило именно лишение эсеров руководящих постов. Когда прибыл первый Пишпекский полк, естественно, военный перевес оказался на стороне большевиков, восстание было подавлено. Продолжалось оно с 7 по 31 декабря 1918 года.

    - Вы называете беловодские события восстанием, однако есть мнение, что это был мятеж.

    - Это всего лишь слова с различной экспрессивной оценкой. Удавшийся бунт, как правило, называют революцией, а неудавшийся путчем. Беловодское восстание было актом протеста против действий большевиков в Пишпекском уезде, и оно было подавлено. Естественно, власти назвали его мятежом. Я считаю, что правильнее называть эту страницу истории восстанием, а не мятежом, потому что и у "белых" была своя правда.

    - Как дунгане оказались в гуще событий?

    - В 1918 году они составляли около трети населения уезда и занимали часть современной территории Бишкека, поселение так и называлось - Дунгановка. Когда беловодцы дошли до нее, они заставили присоединиться к движению ее жителей. Это происходило примерно так: "Или ты идешь с нами, или мы тебе голову свернем".

    После подавления восстания пострадало много невинных граждан, в том числе и дунган. В селе Александровка был расстрел "изменников" Советской власти: всех мужчин согнали на площадь, а потом предложили разделиться на местных и пишпекских. Пулемет направляли то на одних, то на других. Поэтому бывало так: отец шел в одну группу, а сына отправлял в другую, чтобы хоть у кого-то была надежда остаться в живых.

    Кто остался в живых, тот подался в бега. Началось массовое мародерство и даже захват жилищ. Например, приходит дунганин домой, а там живет другая семья. Грабеж продолжался до начала 20-х годов, пока власть не выставила посты охраны. Положение усугублялось тем, что на дунган смотрели как на пришлых. Был случай, когда милиционер арестовал дунганина, едущего с мандатом делегата на уездный съезд. Постепенно дунгане были вытеснены в нынешнее село Милянфан, где раньше они арендовали земли для посева риса. Просуществовала Дунгановка до 1930 года.

    В советской истории об участии дунган в восстании старались не говорить. Но когда вопрос рассматривался глубже, утверждали, что они поголовно приняли сторону беловодцев. Спустя некоторое время это мнение изменилось: в организации восстания участвовали богатые дунгане, а бедные примкнули. На самом же деле "белые" пришли первыми и дунгане вынуждены были им повиноваться, чтобы не подвергнуться погрому и насилию. Так было втянуто все население.

    - По каким источникам изучаете материалы?

    - Архив. Я сейчас специально не смотрю опубликованные в советское время материалы по этой теме. Боюсь, что они как-то на меня повлияют.

    - Дунгане переселились сюда из Китая во второй половине XIX века...

    - Дунгане часто испытывали на себе давление властей за свою приверженность к исламу. В истории они не раз поднимали восстания, но с 1862 по 1877 год борьба против гнета правителей была как никогда кровопролитной. Они одерживали ряд побед, но в конце концов были побеждены многократно превосходящими силами циньско-маньчжурских войск. Остатки повстанцев перешли сначала в Синьцзян к своим единоверцам уйгурам. Но когда и оттуда их стали вытеснять императорские полчища, многие дунгане обратились за помощью к генерал-губернатору Туркестанского края Колпаковскому и приняли российское подданство. Другая часть переселилась сюда, когда согласно Петербургскому договору 1882 года Россия возвращала Китаю временно оккупированный Илийский край, нынешний город Кульджа. У того населения был выбор: остаться под властью Китая или уйти в Россию. Многие выбрали второе.

    - С какого года они здесь живут?

    - Первая группа прибыла сюда в октябре-ноябре 1877 года, в следующем году им выделили землю. Вторая группа - в 1882 году. Токмакский уездный начальник Нарбут отмечал, что тогда Пишпек состоял из 13 домов коренных жителей. В это время приехали около 300 дунганских семей. Они внесли большой вклад в развитие города: будучи опытными ирригаторами, участвовали в создании оросительной системы города, вырабатывали крахмал и уксус, из семян сурепки и кунжута давили масло, чинили фарфоровую посуду, содержали харчевни, занимались извозом. Впервые в Чуйской долине дунгане начали культивировать рис. Царским правительством отмечалось: "Этот народ занимается интенсивным земледелием. У них чистые, похожие на огороды поля. А овощи они продают намного дешевле, чем другие крестьяне". Тогда русская администрация очень благожелательно относилась к дунганам - в городской думе было по шесть-восемь представителей этой национальности, учитывались интересы народа. Все изменили события 1918 года.

    - Как сейчас живут дунгане?

    - Как и все. Аксиома: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

    - Ранее среди ученых не существовало единой точки зрения по вопросу происхождения дунган. Например, советский историк А. М. Решетов считал, что дунгане - это принявшие ислам китайцы. Другие ученые предполагали, что предками дунган были и монголы, и тюрки, и гунны.

    - Ни одна нация, ни один народ не является чистым. Так и у дунган этнических компонентов много. В китайской провинции Гуанчжу сохранилась гробница одного из проповедников ислама Абувакаса, датированная седьмым веком нашей эры. Дунгане почитают его своим предком.

    Окончательно сложился дунганский этнос к XIII веку. Это времена монгольского нашествия на Китай. Из покоренных земель монголы вели с собой "людей с разноцветными глазами". Постепенно переселенцы ассимилировались с китайцами, приняв их язык и культуру.

    - У вас необычная фамилия...

    - Вы думаете, что это псевдоним? Нет, это как раз и есть настоящая фамилия. У некоторых народов фамилия происходит от имени отца. У дунган - родовые фамилии, они имеют тысячелетние корни. Когда русская администрация переписывала фамилии переселенцев, мой дядя, понимая ее значимость, записал ее в наиболее точной транскрипции: "Джон". Так и пошло.

    Историк Ясыр Шиваза как-то сказал, что дунгане называют нас "хиваса", что значит "немного отклоняющийся от веры". Мой дед купил в Пишпеке граммофон и по турецким пластинкам разучивал Коран. В конце XIX века этот инструмент называли "чертовой трубой". А двоюродный брат рассказывал: "Еду на велосипеде. Старики кричат мне: "Поставь велосипед и подойди поздороваться". "Но он же упадет", - оправдываюсь я. "А почему он не падает, когда ты сидишь на нем и едешь? Значит, шайтан тебя поддерживает".

    - Можно ли говорить о дунгановедении как ветви науки?

    - Наш центр дунгановедения и китаистики - единственное учреждение в СНГ такого профиля, он является одним из подразделений Академии наук КР. Сначала его функции выполнял Институт языка, литературы и истории, в нем работали основатель дунгановедения известный лингвист Евгений Поливанов и один из первых дунганских ученых Юсуп Яншансин. В 1956 году был образован сектор дунганской культуры, входящий в отдел тюркологии, сейчас он называется Центром дунгановедения и китаистики. Здесь работали член-корреспондент НАН, доктор исторических наук Мухаммед Сушанло, доктор исторических наук Ильяс Юсупов, кандидат исторических наук Хасан Юсуров. Нынче среди сотрудников центра значатся член-корреспондент, доктор филологических наук, профессор Мухамэ Имазов, кандидат филологических наук Исхар Шисыр, кандидат исторических наук Мар Джумаза.

    Специалистов не хватает. В республике нет вузов, которые бы готовили дунгановедов. В конце 80-х годов на отделении русской филологии в КГУ дунгане могли получить дополнительную специальность - подготовку вели ученые из нашего отдела. После развала СССР обучение прекратилось. Наше

    подразделение курирует некоторые школы, и там преподается родной язык и литература. Но по-настоящему ставить дело некому.

    - Ваша специальность - этнография...

    - Моя кандидатская диссертация "Поселения, усадьбы и жилища дунган". Я ее защищал в ленинградском Институте этнографии имени Миклухо-Маклая в 1986 году. Написал также монографию "Обычаи, обряды и поверья дунган", опубликовал около тридцати статей. В соавторстве с Исхаром Шисыром мы издали учебник "Дунганская литература".

    - В чем суть ваших исследований?

    - Например, русское население проектировало улицы кольцом, у дунган же тип поселения - "фон", что значит "квадрат". Дома строились как бы по его углам. Окна и двери всегда направлены в южную сторону. Стены клали из сырцового кирпича, а глиняная крыша держалась на деревянном каркасе. В исторических документах отмечается, что во время сильного землетрясения 1885 года уцелели только деревянные дома и жилища дунган.

    Особенностями быта была не печь, а обогреваемая лежанка из глины - "кан", которая занимала чуть ли не полкомнаты. К усадьбе обычно примыкает огород. Вся собственность обнесена забором.

    Обычаи, обряды дунган связаны с исламом. Конечно, есть и национальные особенности. Например, наряд невесты. Как правило, это длинная кофта, штаны из красной шелковой ткани. Все, в том числе и обувь, украшается выпуклой гладью. Свадебная церемония длится три дня. У дунган никогда не было института калыма. Но зато большое внимание уделялось приданому. Его начинали готовить, как только рождалась девочка.

    Я думал, что "Обычаи, обряды и поверья дунган" станут основой моей докторской диссертации, приступил к сбору материала еще в 80-е годы. Конечно, интенсивность работы не всегда была одинакова, но в год одну статью по этому направлению я писал всегда. Из них и сложилась монография. Увидела свет она с некоторой задержкой - в 2007 году: долго не находился издатель. Сейчас работы многих наших сотрудников лежат в долгом ящике.

    - Традиционный вопрос: что в планах?

    - Пока не хочется об этом говорить. Если сказал, должен сделать.

    Я уже немолодой человек. Надо обобщить исследованное.

    Фото автора.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26616/


Распечатать: Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории РаспечататьОставить комментарий: Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Али Джон: Беловодское восстание - недописанная страница истории Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007