Распечатать: Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций РаспечататьОставить комментарий: Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций Посмотреть комментарии

13 февраля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций

    На протяжении многих лет не смолкают дискуссии относительно кыргызских национальных традиций, связанных

    с чрезмерными расходами во время похорон и на праздниках. Многие государственные мужи и общественные деятели подвергают критике эти излишества, тем не менее решить проблемуне удается. Надо ли вообще бороться с этими излишествами? Может быть, именно в них и заключается суть нашего менталитета. А если наши традиции и есть суть нас самих, то в каких пределах и каким способом следует совершенствовать наш менталитет, чтобы жизнь наша стала более комфортной? В особенности в тяжелые минуты, когда мы теряем близких людей или, наоборот, в дни радостных праздников.

    Жамалиддин ТЕМИРБЕРДИЕВ, член Коммунистической партии КР

    Египтяне тоже поклонялись смерти

    - Это неправильно и противно здравому смыслу со всех точек зрения. Ни в канонах ислама, ни в других религиях, ни в положениях политических партий нет таких пунктов, которые требовали  и оправдывали такое чудовищное напряжение сил и самопожертвование, как во время проведения этих акций.

    Ведь что происходит на деле? На устройство похорон в среднем у нас уходит почти двухлетняя заработная плата, если в качестве среднемесячной взять официальные данные - 100 долларов США. Это недопустимо высокая плата.

    Наши соседи - узбеки и таджики - тоже жалуются на эти расходы, но у них этот показатель вдвое-втрое ниже нашего. Конечно, полностью без расходов не обойтись, это немыслимо, но траты должны быть соразмерны с текущими доходами наших граждан и не приводить к повальной бедности и нищете, пусть даже временной. Человек должен хорошо питаться каждый день, а не только наедаться до отвала на праздниках или похоронах. Как врач по профессии я могу утверждать абсолютно обоснованно, что именно из-за этих расходов очень часто молодые семьи или дети в семьях оказываются в трудном положении именно в тот момент, когда наиболее важно хорошо питаться и чувствовать себя комфортно.

    Вспомните, что произошло с древними египтянами. Эта страна и народ по вине их амбициозных правителей, которые больше всего на свете мечтали о загробной славе, в конце концов надорвались на строительстве бесконечных пирамид, отстали в своем развитии и пали жертвой более развитой и прагматичной эллинской культуры. То же самое произойдет и с нами, и уже фактически происходит по вине тех же самых эгоистичных амбиций и инстинктов, если мы вовремя не остановимся. Однако я боюсь, что с нашими чиновниками изменить отношение к этому вопросу будет чрезвычайно трудно. Совсем недавно, например, один духовный лидер Кыргызстана после смерти своего престарелого отца публично объявил по ошскому областному телевидению о том, что он на своем примере покончит с этими излишествами и расходами и проведет этот обряд образцово скромно. Что ж, на родине своего отца он сделал это, но вернувшись в столицу, устроил в память о своем предке грандиозный пир в одном из городских ресторанов, на котором присутствовали многие государственные лица, депутаты, общественные деятели, лидеры оппозиции - все они были едины в том, что дело это важное, хотя среди них были и такие, которые уже на протяжении многих лет выступают против этих излишеств.

    Понятное дело, что для состоятельного и влиятельного человека проведение подобного рода ритуальных акций является делом не только рентабельным, но и выгодным во многих отношениях. Тем самым он подчеркивает свой высокий статус и положение, а те, кто приходит и видят, как человек провожает своих предков в мир иной, оценивают его старания и в свой черед будут стремиться к тому, чтобы не ударить лицом в грязь. Для тех, кто занимает высокое положение, это и выгодно, и престижно. Чего не скажешь о менее состоятельных и влиятельных людях и тем более о стране в целом, которая будет еще долго надрываться на этих мероприятиях.

    Так что для меня обряд в том виде, в каком он практикуется у нас, - однозначное зло и коллективное сумасшествие. Быть может, когда наше общество и страна станут более зажиточными и богатыми, можно допускать подобного рода излишества, но в нынешнее время это наносит удар, возможно, непоправимый, не только по экономике, но и по генофонду.

    Если бы не было этих праздников и похорон, наши граждане жили бы гораздо дольше.

    Дастан САРЫГУЛОВ, экс-госсекретарь Кыргызской Республики

    Традиция делает массы народом

    - Именно в том, как проводятся праздники и похороны и проявляется национальная суть и духовность нашего народа, его уникальность и самобытность. Это древнейшая традиция кыргызов - то, что мы называем похоронами, и в то же время дань проявления уважения к человеку. Еще с незапамятных времен - как свидетельствуют многочисленные археологические раскопки на территории нынешнего Кыргызстана, Алтая, Сибири - наши предки уделяли исключительное внимание этим традициям, предавая земле прах своих отцов, воинов, героев, отдавая им последние почести. При этом собирались все люди, которые знали усопшего или встречались с ним, и в обязательном порядке устраивалось пиршество. Этой традиции несколько тысяч лет, и она носит, обратите внимание, благотворительный характер, ведь бедные и нуждающиеся люди имеют возможность насытиться, более того, им могут быть вручены какие-то подарки и подношения.

    Отменять трапезу на таких мероприятиях также нелепо. Представьте, что сыновья, провожая в последний путь своего родителя, в торжественной обстановке при стечении множества народа вдруг забыли пригласить в дом его знакомых и друзей, оставить их без обеда и внимания. Это невозможно и противно не только здравому смыслу, но и национальной психологии кыргызов. Поэтому я настаиваю: обряды нужны.

    У нас в народе говорят, что у человека есть три важнейшие обязанности в жизни: рождение ребенка, свадьба молодых и похороны родителей. Этим сказано все, и заметьте, что все расходы и приходы на этих мероприятиях осуществляются за счет народа и не приносят ущерба тому, кто проводит их. Но дело не только в тратах. Именно во время подобных массовых акций люди встречаются, родственники наведываются друг к другу, прощают обиды, обсуждают важные проблемы. Если их отменить, мы будем гораздо меньше общаться, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    А что касается бедности нынешнего Кыргызстана, то вовсе не эти традиции повинны в ней, а плохое государственное управление.

    Бекен НАЗАРАЛИЕВ, редактор газеты "Жаны Ордо"

    Обряд нуждается в обрезании

    - В принципе все эти мероприятия следует каким-то образом упорядочивать и регламентировать, чтобы они не носили чрезмерно расходный характер, в особенности для средних и бедных слоев нашего народа. Многие государственные мужи и министры говорят о необходимости идти на такой шаг до тех пор, пока не коснется их лично. Такая уж мы страна, такой народ. У нас мало кто опасается прослыть предателем или коррупционером, вором и взяточником, но абсолютно все боятся ударить лицом в грязь, как только заходит речь о проведении обрядов.

    Это сидит у нас в генах, и поэтому борьба будет очень сложной. Таджикский президент, как известно, объявил войну этим традициям и спустя полтора года добился известных успехов.

    Мы тоже сможем справиться с этой проблемой, если наше руководство, отбросив личные амбиции, с такой же настойчивостью возьмется за это дело. Но нашему обществу будет труднее, чем таджикскому, потому что воля центра у нас по традиции будет наталкиваться на упорное противодействие кланов и регионов. Тем не менее следует бороться, надо что-то делать, чтобы постепенно изживать эти традиции или, по крайней мере, подыскивать для них более приемлемые рамки. Чиновники, государственные мужи и общественные деятели должны начать с себя, показать, что они тоже против этих традиций. Не на словах, а на деле. Пока же у нас все обстоит прямо противоположным образом. В разговорах все осуждают эти излишества и ругают наш менталитет, но сами при этом, когда дело касается непосредственно их самих, готовы вылезти из кожи, ограбить полбюджета района, области или даже страны, чтобы только не ударить лицом в грязь и никто не сказал, что похороны прошли слишком скромно. Это очень трудная проблема для кыргызов, даже при одной мысли о принятии конкретных мер по ее разрешению, у многих наших деятелей тут же опускаются руки и падает дух. Тем не менее надо идти на это, прежде всего искореняя в себе амбиции, чтобы общество и страна в целом меньше страдали от экономически безграмотного образа жизни и социального поведения.

    В республиканской прессе уже написаны горы статей на данную тему, но до сих пор ни общество, ни власть не созрели до такой степени, чтобы сделать какой-то конкретный шаг. Оно и понятно, ведь речь идет о такой чувствительной вещи для нашей души, как посмертная слава.

    Но было бы гораздо лучше, прежде стараться что-то делать достойное и славное в этой жизни, чем задумываться о пышных похоронах и заказывать себе уже при жизни гранитный памятник.

    Замир ОСОРОВ, корреспондент "МСН"

    Подняться над суетой

    Я долгое время выступал с жесткой критикой этих традиций и до сих пор остаюсь на своих позициях, хотя время от времени на меня производят сильное впечатление доводы отдельных апологетов и сторонников данных обычаев.

    Но как бы там ни было, наше общество постепенно приходит к пониманию того, что все народы мира, когда-то в древности или в средневековье, страдали примерно одними и теми же проблемами и комплексами. И наш народ уже проходит эту стадию, вырабатывая некий баланс или консенсус между силой традиций и почитанием предков и простым здравомыслием и трезвым экономическим расчетом в отношении того, как проводить похороны, свадьбы и другие подобного рода мероприятия. Чтобы и дань уважения старине отдать, и веления времени соблюсти.

    В развитых обществах такие проблемы уже давно разрешены, но тем не менее и там тоже иногда вспыхивают споры и дискуссии относительно необходимости дальнейших реформ в этой сфере. Так что не мы одни ломаем голову над подобными вопросами.

    В середине 70-х годов прошлого века в Японии дискутировали о чрезмерных расходах на праздники, или в 90-х годах в Америке много говорилось о дороговизне ритуальных услуг. Там уходила в среднем двухмесячная зарплата, в их эквиваленте - сущие пустяки по сравнению с нами! Но даже такие расходы для них казались чрезмерными.

    Проблема усугубляется тем, что современный Кыргызстан - это полиэтническое многоконфессиональное общество, где существуют самые разные подходы в отношении этих традиций. То, что является привычным для представителя одной религии, может показаться неприемлемым и даже диким для другого. И наоборот.

    Однако в прошлом году в Кыргызстане произошло нечто в высшей степени неординарное, что позволило совсем под другим углом взглянуть на эту проблему, когда страна и весь мир пережили смерть нашего прославленного писателя Чингиза Айтматова. Для меня это событие раскрыло глаза на многие вещи и ценности в нашем мире. Десятки тысяч людей пережили конец пути великого писателя как свое личное горе и тяжелую потерю. В толпе поклонников, которые шли за гробом писателя в "Ата-Бейит", было очень много людей преклонного возраста, еще больше молодых, представителей разных профессий, национальностей, конфессий, иностранцев. Даже сотрудники милиции и постовые ГАИ в тот памятный день вели себя как-то необыкновенно корректно и вежливо.

    И разве кто-то из моих земляков в тот жаркий день пожаловался на то, что не был накормлен? Разве кто-то позавидовал тем немногим счастливчикам, которые были приглашены за стол на траурное пиршество? Все были подавлены потерей великого человека или, наоборот, гордились тем, что оказались сопричастными к одному из знаменательных событий в истории своей страны. Потому что стали свидетелями подлинно народной и международной славы, признания и уважения Айтматова. А все остальное отступило на второй план и стало несущественным.

    Слегка перефразируя на кыргызский лад знаменитое высказывание Марка Твена, хотелось бы пожелать всем нам так прожить эту жизнь, чтобы даже тот, кому не удастся перекусить на наших похоронах или даже вдоволь напиться прохладной воды (а именно так обстояло дело для тысяч поклонников великого писателя на "Ата-Бейите", в тот душный летний полдень), остался доволен тем, что проводил нас в последний путь, позабыв на время о своем желудке, как и о других противоречиях и проблемах, существующих в этом бренном мире.

    Замир ОСОРОВ


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26576/


Распечатать: Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций РаспечататьОставить комментарий: Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жить и умереть достойно, или Плюсы и минусы национальных традиций Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007