Распечатать: Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования РаспечататьОставить комментарий: Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования Посмотреть комментарии

6 февраля 2009

ПЕРСОНЫ

Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования

    Известный педагог и реформатор Саадат Сатарова оставила заметный след в системе образования страны. Несмотря на то, что начатая в 90-х годах реформа образования, в которой Сатарова приняла активное участие, так и не была доведена до логического конца и стране не удалось создать образовательную систему, отвечающую международным стандартам, сама эта инициатива дала серьезный импульс развитию неправительствен- ного сектора на региональном и республиканском уровнях и в некоторых пилотных регионах привела к впечатляющим результатам. Эту незаурядную женщину, отличницу народного образования страны, не так давно сразу три международных организации и института признали лучшим педагогом республики.

- Саадат Сатаровна, годы вашей работы в должности заведующей отделом народного образования Ноокатского района Ошской области в 2002-2005 годах были одними из лучших для учителей района. Это признают все, даже те, кто поспособствовал вашему увольнению. Скажите, что самое главное в профессии учителя? При каком условии из молодого специалиста может получиться выдающийся педагог и организатор?

    - Спасибо, конечно, за лестный отклик обо мне. Я вообще-то не считаю и никогда не считала себя педагогом с большой буквы. Я просто любила всегда свою профессию и никогда не представляла себя вне ее. В этом смысле любой человек может повторить то, что удалось мне, и даже достичь гораздо больших результатов. Педагогический талант - это прежде всего любовь к своей профессии и искреннее желание помогать людям и их детям в получении знаний - самого ценного, нетленного и стратегического ресурса.

    - Но талант все-таки,  думаю, необходим, чтобы состояться хорошим педагогом?

    - Зависит от того, какой смысл вкладывать в это понятие. Для меня талант педагога - прежде всего любовь к ученикам, родному краю, культуре - общечеловеческой и национальной - и всему, связанному с ними.

    Работая педагогом, я искренне хотела и прилагала все усилия для того, чтобы каждый мой ученик мог со временем найти свое место в жизни, раскрыть безбрежные горизонты этого мира. Я всегда работала в периферийных школах, так вот для учеников из отдаленных сельских школ этот вопрос стоит гораздо острее и актуальнее, чем для тех, кто живет в городах, в особенности в Бишкеке.

    - Саадат Сатаровна, когда вы стали заведующей роно, вы уже перестали быть непосредственно педагогом. Расскажите об этом периоде вашей жизни.

    - Это было время, когда у меня впервые появилась возможность заняться образовательными проектами в Ноокатском районе, где проживают более 200 тысяч человек и насчитывается около 70 средних общеобразовательных школ.

    - Что вы сделали, с чего начали?

    - Поскольку рассчитывать на увеличение бюджетных поступлений не приходилось: государственная казна была скудной, я сделала упор на работе с международными благотворительными организациями. Было важно, чтобы в руководстве школами оказались компетентные люди. Cамый трудный момент - то, что мы называем обновлением руководителей, директоров школ. Это всегда сложно - менять директоров. Я старалась идти естественным путем. То есть прежде встречалась с коллективом педагогов и директором, ставила перед ними большие задачи. Если директор и руководство школы с энтузиазмом принимались за дело и проявляли способности к обучению и совершенствованию, то, разумеется, вопрос о смене руководства не стоял. Но проблема в том, что далеко не каждый директор школы был способен на такие перемены.

    - Как вы поступали в таких случаях - если директор школы был очевидно слабым руководителем?

    - Увольняла и следила за тем, чтобы на их место выдвигались талантливые и способные директора, обладающие большим творческим потенциалом. Конечно, далеко не во всех случаях мне удавалось осуществить требуемую ротацию.

    - Что вы имеете в виду?

    - Жизнь - суровая штука. Некоторые директора школ пользовались протекцией и противились не только увольнению, но отказывались работать по-новому. В таких случаях приходилось идти на компромиссы и бороться за образование детей в очевидно неблагоприятной среде. То есть осуществлять реформы, опираясь на преподавателей при плохом руководителе, воздействовать через директоров других школ. Естественно, что у тех, кто хочет обновления, всегда будет много врагов. Даже те люди, которые симпатизируют тебе, если ты начнешь требовать от них многого, в том числе ради их блага, могут стать твоими противниками. То есть здесь тоже для успеха дела требовалось действовать максимально корректно и мягко.

    - И какими оказались результаты?

    - К моему приходу школы района практически не работали с международными организациями. Только две школы в райцентре делали первые шаги в этом направлении. Уже спустя год было реализовано более двух десятков разных проектов. На третий год моего руководства мне удалось подключить к проектам большинство школ района - всего было запущено 65 проектов, при этом общая сумма привлеченных инвестиций перевалила за 10 миллионов сомов. Школы обзаводились офисным оборудованием, осуществляли ремонт зданий, открывали кружки самодеятельности, проводили тренинги и семинары. Это были реальные результаты, за что меня уважают и по сей день преподаватели района. После моего ухода с поста многие полнее осознали, как они мне часто говорят при встрече, что значит иметь прогрессивное руководство.

    - Саадат Сатаровна, однако еще до того, как вы стали заведующей роно, вы принимали активное участие в одном из самых дерзких и честолюбивых образовательных проектов Кыргызстана. Я имею в виду инициативу ЭЖИАД. В чем главная причина того, что громадные планы, которые были задуманы группой молодых интеллек-

    туалов, объединившихся

    в ассоциацию педагогов ЭЖИАД, потерпели крушение? Неужели все дело в том, что изначально поставленные цели были нереалистичными и чрезмерно завышенными?

    - Я так не считаю. Планы были действительно дерзкие, но вполне достижимые. Ведь что планировал президент ЭЖИАД, известный ученый и педагог республики Омурзак Мамаюсупов? Создать систему подбора и подготовки кадров из числа талантливой молодежи. Учредить примерно 40 лицеев в разных регионах страны, в которых способные дети могли бы получать качественное образование и найти свою дорогу в жизни. Задача была вполне достижимой, необходимо было только выдержать время. Не сбавлять набранный темп 5-10 лет, пока бы не возникли и не заработали все эти 40 лицеев и народ на местах не убедился в высокой эффективности их работы.

    - Вероятно, сказались и чисто человеческие слабости, и разногласия среди основателей этого проекта, и не очень благоприятная ситуация в стране?

    - Конечно. ЭЖИАД как был, так и остался местной, можно сказать, народной инициативой, не было адекватной поддержки со стороны республиканских властей. Если бы Мамаюсупов стал министром образования в те годы, чего он активно добивался (а не замминистра, от этой должности он отказался, проработав меньше месяца), то, возможно,  планы были бы реализованы в гораздо большей мере. Однако история не знает сослагательного наклонения. Что случилось, то случилось. Тем не менее опыт попытки осуществления грандиозных реформ не пропал даром. Пусть не удалось создать систему лицеев, состоящую из 40 учебных заведений для талантливой сельской молодежи, в масштабах всей республики, тем не менее первая ласточка этого движения - лицей "Ноокат билимканасы" в селе Кара-Таш Ноокатского района является осуществившимся проектом, доказавшим свою жизнеспособность. Так же как и несколько других лицеев, которые продолжают работать в других уголках Кыргызстана. Они действуют уже более 15 лет и успели выпестовать целую плеяду замечательных кадров и управленцев. Вообще я бы отметила, что все люди, которые были задействованы в проекте ЭЖИАД, не потерялись во времени, стали ценными специалистами, экспертами и руководителями. Сам Ноокатский район, кстати, также ощутил и продолжает ощущать на себе мощное влияние тех идей. Даже если звезда находится в стадии угасания, ее изначальная вспышка была столь яркой и мощной, что она успела озарить и вдохновить много людей, организаций и учеников, чтобы идея бесследно сошла на нет. В том-то и прелесть образовательного процесса и профессии педагога, что результаты твоих трудов, если ты работаешь не покладая рук, будут сказываться на протяжении долгих лет, даже если ты уже перестаешь обучать учеников и уходишь на пенсию.

    - Вы сказали о плюсах образования. Можете назвать минусы?

    - Есть и свои минусы. Образованный человек склонен к индивидуализму. Есть у нас человек, живущий неподалеку от меня, который является замечательным доктором и таким же замечательным садоводом - его фруктовый сад лучший в селе. Вдобавок ко всему он весьма эрудирован в политике, блестяще владеет несколькими языками. И при всем этом  ведет замкнутый образ жизни. По сути, ни с кем не общается, не ходит на праздники и тои, не участвует в коллективных посиделках, никого не приглашает. Живет, можно сказать, затворником. Не нуждается ни в чьем почитании и признании и сам никого не почитает. Что можно сказать о таком человеке?

    - Но важно уже то, что он является специалистом в своем деле.

    - Да, лучшим врачом- гинекологом в нашем районе. В этом нет никакого сомнения, так же как и в его искусстве ухаживать за фруктовыми деревьями. Однако надо ведь и уметь ладить с окружающими людьми, подчиняться коллективу, в котором ты живешь.

    - То есть он не признает традиции, составляющие важную часть народной жизни?

    - Абсолютно. Живет, как на другой планете. Наше село вообще отличается в этом плане от остальных. У нас, как бы это сказать, много таких людей, которые существуют обособленно, не вписываются в общий круг. Есть люди, которые практикуют купание зимой и летом в ледяных струях горного ручья, есть те, кто ударился в религию, в лечебное голодание. И, конечно же, много таких, кто в буквальном смысле помешан на образовании. Похоже, со временем количество подобных индивидуалов будет только увеличиваться. Это тоже, по-видимому, издержки образовательного процесса. Чем больше умных и образованных людей вокруг, тем больше хлопот с ними, тем труднее манипулировать ими. А впрочем, это остальные создают проблемы и хлопоты для них, а не они сами себе. Они просто хотят жить так, как им нравится, и отстаивают свое право на это.

    В общем, с образованием будет всегда много хлопот и самых неожиданных открытий и результатов. Ясно одно: в совокупности все это будет способствовать прогрессу и общественному благу. Тогда как необразованность всегда примитивна, ограниченна и бесперспективна.

    Замир Осоров.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26458/


Распечатать: Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования РаспечататьОставить комментарий: Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Саадат Сатарова: Стратегический ресурс образования Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007