Распечатать: Из–под пера и до страницы РаспечататьОставить комментарий: Из–под пера и до страницы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Из–под пера и до страницы Посмотреть комментарии

9 января 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Из–под пера и до страницы

    Читать или не читать? Вопрос с однозначным ответом. Ибо только человек читающий может считаться современным. Телевидение и Интернет более информативны, но отличаются пассивным усвоением информации. Только книга в своем первоначальном виде способствует развитию личности. Книга - мост между писателем и читателем, и он не должен быть разрушен.

Олег Бондаренко, директор Общественного фонда поддержки авторов

    Издательство - простая типография

    - Мало написать литературный опус, важно донести его до читателя. Во все времена это было непросто. И не всем талантливым произведениям суждено было дойти до читателя. По многим причинам, начиная от цензуры, заканчивая необходимостью зарабатывать на хлеб насущный другими видами деятельности. Теперь с цензурой проблем нет, а вот материальная составляющая стала намного сложнее. Издаваться может только тот, кто имеет для этого средства. И не факт, что это самые интересные авторы. Да, у нас есть некоторый прогресс, и в ушедшем году было выпущено 850 наименований книг (против 560 в 2007 году). Но тираж в тысячу экземпляров теперь считается большим. В итоге мы имеем менее одной изданной книги на душу населения. И падение тиражей в нашей стране самое высокое в СНГ.

    Издательства не идут на риски, предпочитая работать только с платежеспособными авторами. Такое понятие, как писательский гонорар, просто перестало существовать. Издательство превращается в простую типографию. Автор платит за изготовление тиража, а потом еще и сам распространяет свои творения. Небольшим утешением можно считать то, что выпустить книгу у нас дешевле, чем в соседних странах.

    С другой стороны, есть положительная тенденция - интересных произведений не становится меньше. Отсюда проблема: писатели есть, но их никто не читает. И именно в применении новых информационных технологий, мне кажется, лежит ее решение.

    Поэтому мы создали литературный портал, на котором могут разместиться любые авторы, так или иначе связанные с Кыргызстаном. Это ни в коем случае не стоит воспринимать "вольницей для хамов и бездарей", что в Сети встречается повсеместно. У нас есть редакционный совет, который отсеивает шелуху. И в то же время мы не берем на себя функции строгих рецензентов, пропуская фактически любой текст, который может быть отнесен к литературе. Пусть пользователи сами дают ему оценку. У нас уже появилась первая постоянная группа пользователей - это люди, когда-то выехавшие из Кыргызстана, но не потерявшие духовной связи с ним. Другой особенностью нашего портала является двуязычие, что для литературных сайтов уникальное явление. Кыргызский раздел пока не очень востребован, и его перспективы будут реализовываться по мере компьютеризации страны. Государство когда-нибудь обязательно займется возрождением культуры, и тогда наши усилия окажутся востребованными.

    Николай Шульгин, писатель

    В литературе теперь главный - менеджер

    - Для меня есть только один критерий писательства - качество. Все остальное - тиражи, регалии, премии - не в счет. Достоевского вспомнили только через два года после смерти и начали снова издавать. И полтора века он считается великим писателем. А вот определенных критериев качества нет. Ни взвесить, ни измерить. Я не хочу проводить параллели между современными авторами и классиками, но то, что сегодня известность и популярность фактически не зависят от качества текста, факт очевидный.

    В советские времена были четкие "правила игры". Жесткая цензура - главная отборочная комиссия. И если писатель ее проходил, дальше все было просто, включая массовые тиражи. И надо сказать, что при всей политизированности системы отбиралась по большей части действительно качественная литература. Причем не всегда очень лояльная идеологической линии. Институт диссидентства тоже дал немало славных имен. В конце концов история расставила все тома на свои полки.

    Теперь для писателей настали времена доступности, но оборотной стороной стала полная капитализация литературы. Главное - деньги, а творчество вторично. Издательства, за редким исключением, не берут на себя коммерческие риски, предпочитая работать только с раскрученными именами. Известный автор зачастую - просто издательский проект, в котором работает безымянный творческий коллектив и с упорством конвейера выдает на-гора полномасштабные "шедевры" каждый месяц. На первое место встает не автор, а менеджер, умеющий продавать все, что угодно.

    Пример из личного опыта. Угораздило меня послать свой рассказ на соискание престижной российской премии. Почему я определил ее как престижную? Потому, что она проводилась под патронажем известного литератора. Называть не будем, чтобы другие мэтры литературы не обиделись. Рассказ без проволочек попадает в конкурс и бесплатно размещается на соответствующем сайте. После чего я получаю письмо с пояснением выбора лауреатов. Оказывается, это "народная премия", и победителя выбирают посетители конкурсного интернет-ресурса. Свои голоса они направляют по SMS, и собравший большее число голосов автоматически становится победителем. Устроители премии настоятельно советовали, чтобы все мои родные и близкие активно голосовали, тогда у меня есть шанс. На тот момент у лидера было уже 17000 голосов. С учетом того, что одна SMS стоит 30 рублей. Какое тут творчество, какая оценка - чистой воды бизнес.

    Или другой факт из нашей действительности. По работе мне недавно пришлось побывать в Баткенской и Джалал-Абадской областях. Там русского языка уже нет, а вот потребность в нем возросла многократно. Люди просят: дайте нам учителей, наши дети собираются ехать работать в Россию, чтобы иметь возможность кормить семьи. Ужас даже не в том, что потерян культурный слой, а в том, что молодежь видит свое будущее за пределами родины. Не буду говорить, что все произошло из-за отсутствия книг, но в общей тенденции есть составляющая упадка литературы. Причем упадок этот не творческий. Просто случился провал между писателями и читателями. Однако будущее кажется не столь мрачным. Компьютеризация общества все равно идет высокими темпами. И именно электронный формат спасет литературу от полной деградации.

    Что касается личных амбиций писателей, то большой потенциал заложен в Интернете, в блогах. Такой личный сайт иметь сегодня фактически можно бесплатно. А вот грамотная его раскрутка в Сети дает намного большую аудиторию, чем бумажные тиражи. Правда, здесь тоже мало быть писателем, необходимо грамотно позиционировать себя в Сети, что у писателей получается редко. Поэтому менеджерская составляющая все равно остается значительной. Но таковы реалии сегодняшней литературы.

    Виктор Кадыров, писатель, издатель

    Книга остается книгой

    - В 2003 году мне пришла идея выпустить серию кыргызских сказок на русском языке. Однако в Кыргызстане никто не торопится издавать детскую литературу. А как можно воспитывать детей, если не читать им сказок? В качестве первоисточника я взял сборник кыргызских сказок, вышедший в 1966 году. Записывались они со слов рассказчиков и повторяют их незатейливый стиль. Я почувствовал, что в таком виде их публиковать не стоит, необходима литературная доработка. Где искать писателя, который бы понял мои проблемы? В итоге попытался сделать это сам, а убрать стилистические огрехи помогли грамотные редакторы.

    Так я прошел путь от инженера-электрика через рынок дикой торговли книгами до создания издательства и писательства. Я не писатель и не хочу прослыть графоманом. Каждый человек может написать одну книгу - историю своей жизни, и она будет уникальна и интересна. Однако "если можешь не писать - не пиши". У меня не получилось. Герои стучались внутри меня, прося выпустить их на свободу. Я словно поднял крышку ящика Пандоры. Ну как после очередного путешествия не рассказать о нем...

    У нас в стране много талантливых авторов. Но пропасть между писателями и читателями еще больше. В стране просто не существует системы книготорговли. Статистика, утверждающая, что у нас 46 книжных магазинов, кажется очень сомнительной. Ну есть десяток, и то все они расположены в столице. Страна осталась фактически без книги. Понятно, что сейчас непростые времена, но последствия от отсутствия культурной сферы будут самые плачевные. В России это поняли еще в 1995-м, когда приняли закон об издательской деятельности и книготорговле. В итоге сегодня там есть книжная среда. У нас она фактически отсутствует. И пока этот вопрос не будет решен на уровне государства, мы будем все дальше откатываться от советских позиций. Если в середине девяностых мы могли продавать и тысячу, и две книг одного наименования, то теперь потребность сократилась в тысячу раз. И не телевидение и Интернет тому причиной. Речь идет именно о деградации культурной сферы. Интернет, бесспорно, информативнее, но там есть только шаблоны, а культурное развитие подразумевает иное восприятие. Личность не воспитаешь простым потреблением информации. И никогда электронные форматы не заменят шелестящих страниц. Книга - это не только текст, это произведение искусства начиная со шрифта и закачивая иллюстрациями. И издавать книгу искусство не меньшее, чем писательский труд. Брошюры, выпущенные в наших типографиях в перерыве между наклейками на водку и картонками под обувь, не в счет. К сожалению, издательское дело сегодня у нас фактически осталось без профессионалов. И ситуацию надо менять, пока мы еще не дошли до точки "невозврата".

Петр Черняк, корреспондент "МСН"

    Писатель, менеджер, читатель

    Творить можно по-разному. Например, как братья Гонкуры, подарившие свое имя одной из мировых литературных премий. Они были одним из известных творческих союзов в истории литературы. Прославились как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Так как же писали знаменитые братья? Просто. Жюль бегал по издательствам, чтобы пристроить новое творение, а Эдмон сторожил рукопись, чтобы не сперли конкуренты. У нас в самом разгаре период неустоявшихся отношений. Оттого и проблемы.

    Факт неприятный, но неоспоримый. Мы стремительно теряем культурное пространство. По многим причинам, и одна из них заключается в том, что мы перестали читать. Конечно, телевидение и Интернет тоже накладывают свой отпечаток. Но книги перестали читать и по другим причинам. Плохо, когда литература была исключительным средством однобокого влияния на огромный народ. Но плохо и то, что теперь влияние просто отсутствует. Издательства сами по себе выжить не в состоянии, а система книготорговли просто умерла.

    Зато не умерла кыргызская литература - уникальное двуязычное явление, впитавшее в себя традиции русской классики и уникальное восточное восприятие окружающего мира. Симбиоз без противоречий, который обязательно подарит самобытных авторов, как это уже случалось в нашей истории. Для небогатой страны, которая не может позволить себе иметь суперсовременное телевидение или снимать многомиллионные блокбастеры, именно литература остается сферой культуры, где могут реализовываться народные таланты.

    Книга - лучшее средство для воспитания детей. И ее общество дать не в состоянии. Поэтому в чести другие эрзац-продукты. Уже сегодня мы ощущаем влияние массовой маргинализации, в будущем проблема станет просто катастрофической. Выход может быть найден только в масштабах всего общества. Без книг не обойтись. Писателю необходимы условия для публикаций, а читателю нужно дать возможность читать. Главное - признать проблему и иметь намерение ее решить.

    Петр Черняк.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26040/


Распечатать: Из–под пера и до страницы РаспечататьОставить комментарий: Из–под пера и до страницы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Из–под пера и до страницы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007