Распечатать: Символ веры или знак беды? РаспечататьОставить комментарий: Символ веры или знак беды? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Символ веры или знак беды? Посмотреть комментарии

19 декабря 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Символ веры или знак беды?

    Во втором чтении Жогорку Кенеш принял Закон "О свободе вериосповедания и религиозных организациях". Но едва он отправился на подпись

    к президенту, как Европейский союз и ОБСЕ обратились к Курманбеку Бакиеву, чтобы он вернул его в парламент на доработку либо и вовсе наложил вето. Дескать, этот закон нарушает права человека. В чем суть претензий "между-народников"? Как действовать, чтобы не перегнуть палку?

    Зайнидин КУРМАНОВ, председатель комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека Жогорку Кенеша Протестантская этика

- Цель нового закона в том, чтобы урегулировать отношения между государством и верующими, государством и религиозными организациями. Речь идет о фундаментальных свободах, одна из которых - свобода вероисповедания. Думаю, нездоровый ажиотаж вокруг этого законопроекта связан с неосторожными заявлениями некоторых правительственных чиновников о необходимости ужесточения данного законодательства. Это вызвало панику среди верующих, отклики которой ощущаются по сей день.

    Большинство предложений, которые поступали от депутатов, наш комитет отверг. Те нормы, которые они предлагали ввести в Закон "О вероисповедании", должны регулироваться другими законами. К примеру, вопросы борьбы с экстремизмом и терроризмом. Или пожелания создать на местном уровне органы и комитеты по делам религий для контроля. Во-первых, нет согласия правительства, поскольку это потребует бюджетных расходов. Во-вторых, круг этих вопросов не относится к компетенции местных органов.

    Главная претензия к закону международных организаций - установление регистрационного минимума для религиозной организации в 200 человек. В этом случае деятельность организаций с численностью меньше установленной нормы будет считаться незаконной. Тем самым закон бьет по интересам малых религиозных конфессий, в частности протестантских. Протестанты очень законопослушны, сотрудничают с государством, уважают его и рассматривают в качестве партнера, призывают прихожан к уважению законов. Данное же ограничение ставит их вне закона. Следовательно, они будут вынуждены уехать из страны, где им не позволяют соблюдать их веру.

Муратбек ИМАНАЛИЕВ, президент Института общественной политики

    Будьте внимательны

    - Насколько возможно позитивное соотношение между проблемами безопасности и основными свободами человека? Это один из главных вопросов, который вызывает серьезную озабоченность. Наши парламент и правительство должны быть готовыми к тому, что данный закон, после того как он будет принят, может привести к каким-то негативным последствиям. К большому сожалению, надо признать: право и как пространство, и как система внутри законодательства существует абстрагированно от нашей реальной жизни.

    Религиозные чувства и отношение человека к религии весьма деликатная сфера. Надо быть очень осторожными в формировании политических и юридических регламентов, связанных с душой и сердцем человека. Если хотите, религия и отношение к Господу - одна из сфер человеческого мира, которая охватывает интимный "дом" Вселенной. С этим "домом" надо быть предельно внимательными. Неосторожность может привести к очень тяжелым последствиям. Войны за религию и за свободу вероисповедания всегда были самыми страшными.

    Поэтому нужно продолжать работу с гражданским обществом и международными экспертами, чтобы вносить коррективы и изменения. Закон "О свободе вероисповедания" не должен быть политизирован и исходить из интересов каких-то отдельных групп.

Орозбек МОЛДАЛИЕВ, аналитик исследовательского центра "Политика, религия и безопасность"

    Пена в мутном потоке

    - Надеюсь, Закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" станет серьезным препятствием на пути псевдорелигиозной экспансии, которая в последнее время набирает обороты. В Кыргызстане появились конфессии, занятые активной, я бы сказал агрессивной прозелитической деятельностью среди мусульман, православных и других верующих.

    В их числе тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, учения и секты оккультного характера. Отдельные из них ссылаются на Библию как основной источник своего вероучения. Но как? Произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Эти сектанты утверждают, что их организации имеют происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь так, как это было во времена раннего христианства. Иногда под вывесками философских или культурных обществ скрываются откровенные сатанисты.

    Что же касается возражений и рекомендаций, в частности, Консультативного совета по свободе религии и вероисповедания Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, то здесь хотелось бы остановиться на двух моментах. Во-первых, они подготовлены экспертом в Варшаве, не знающим религиозной и общественно-политической ситуации в Кыргызстане. Я уже не говорю про другие аспекты проблемы. А наши законы создаются с учетом местной специфики, истории, культурных традиций, менталитета народа и других факторов. А во-вторых, закон не ущемляет прав человека. Хотя эксперты ОБСЕ, ссылаясь на норму о необходимом для создания религиозной организации количестве верующих, полагают иначе. Ведь можно верить в Бога, не создавая организацию? Откровенно говоря, есть подозрение, что отдельные лица больше беспокоятся о деятельности миссионеров, которые проводят агрессивный прозелитизм среди населения республики, нежели о последствиях такой деятельности.

    Думается, подобным "учителям" следовало бы прежде познакомиться с опытом взаимодействия религий в нашем регионе, мирного сосуществования в Кыргызстане ислама и православия. По сей день мусульмане и православные вместе отмечают религиозные праздники друг друга.

Кадыр МАЛИКОВ, доктор политологии, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете

    Отделить "агнцев" от "козлищ"

    - Хотелось бы, чтобы новый закон был реальным инструментом регулирования отношений религии, государства и общества. К сожалению, сейчас их можно охарактеризовать как расхождение интересов. Для успешной реализации закона должно быть его идейное обеспечение через поддержание диалога между представителями власти, религиозными организациями и гражданским сектором. Прежде всего надо строить гармоничные взаимоотношения государства и религии на партнерских началах. По-моему, было бы разумно придерживаться негласного и неписаного "кодекса" поведения для евангелистских церквей, который работает на протяжении сотни лет между мирно существующими конфессиями ислама и православия.

    Полностью поддерживаю ту часть закона, которая направлена на фильтрацию и приведение к законам Кыргызстана всех деструктивных миссионерских организаций и сект. Для этого есть прецеденты, конфликты между новообращенными адептами и представителями традиционного ислама. Как все помнят, инцидент в Нарыне произошел по поводу захоронения. Немало стычек происходит и на бытовой почве.

    Если вспомнить критику Закона "О вероисповедании" международными организациями, то наблюдается весьма занятная картина. Критике ПРООН, ОБСЕ и Евросоюза подверглись те положения, которые создают препятствия на пути миссионерской деятельности, направленной на мусульман. Но при этом не было сказано ни слова в отношении защиты прав мусульманской общины. Почему же тогда Евросоюз не защищает права большинства населения на сохранение стабильности и мира в обществе? Такая политика двойных стандартов не совсем понятна в контексте искренних партнерских взаимоотношений.

Дмитрий ОРЛОВ, корреспондент "МСН"

    Прямая и явная угроза

    Сегодня юристы признают: аналогичный закон о свободе вероисповедания 1991 года, по сути, был перефразированным "ранним Ельциным": "Берите себе свободы вероисповедания столько, сколько сможете унести". Упрощенная процедура регистрации для представителей различных вер, течений и сект и почти неограниченная свобода действий привели к тому, что, по официальным данным, в Кыргызстане насчитывается свыше 300 организаций только протестантской направленности. Прибавим сюда более 2 тысяч мечетей, 45 православных церквей, 3 католических костела и 1 буддистский храм - все, что относится к традиционным конфессиям. И это в стране, где население не намного превышает 5 миллионов.

    Нетрудно догадаться, что в такой обстановке борьба за души кыргызстанцев ведется нешуточная. В последнее время из-за деятельности тоталитарных сект четко обозначился раскол общества по религиозному признаку. Традиционные конфессии не сманивают паству друг у друга. Это присуще только пришлым течениям, которые чувствуют себя в Кыргызстане как рыба в воде.

    Последствия не замедлили сказаться. "Первый звонок" для власти прозвучал в конце 1990-х годов после печальных событий в Ак-Тюзе и Чаеке. Когда едва не началось столкновение между мусульманами и адептами Церкви Иисуса Христа. Но власть тогда спустила все на тормозах. И вот теперь недавние события в Нарынской области. К слову, в настоящее время численность перешедших в христианство кыргызов превысила 15 тысяч. Не говоря уже о том, что большая часть населения - в основном молодого - переходит в такие радикальные партии, как "Хизб ут-Тахрир", "Акромийя" и "Байъат".

    Все это прямая и явная угроза национальной безопасности. Однако международные организации и западные аналитики до недавнего времени полагали, что в Кыргызстане в плане религии все просто замечательно. Пока в новом законе о свободе вероисповедания не появилась норма в 200 человек.

    По их мнению, это надругательство над свободой совести. Интересно, а знают ли в ЕС и ОБСЕ, что под самым носом у них - в Австрии - с 1997 года существует Закон "О религиозных меньшинствах"? Который предусматривает для этих последних статус второклассных с испытательным сроком от 10 до 20 лет? Причем религиозная организация, подпадающая под этот закон, должна насчитывать при регистрации не менее 300 человек. Такие привилегии как освобождение от уплаты налогов и другие льготы в Австрии могут получить только официальные религии, насчитывающие не менее 16 тысяч человек.

    Что это, политика двойных стандартов в действии? А может, новые нормы не вписываются в "политику управляемого хаоса", которую мы наблюдаем в отношении нашей страны вот уже 17 лет?

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25839/


Распечатать: Символ веры или знак беды? РаспечататьОставить комментарий: Символ веры или знак беды? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Символ веры или знак беды? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007