Распечатать: Чьим хлебом будем сыты? РаспечататьОставить комментарий: Чьим хлебом будем сыты? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чьим хлебом будем сыты? Посмотреть комментарии

28 октября 2008

УРОЖАЙ

Чьим хлебом будем сыты?

По мере того как зерноуборочная страда-2008 близилась к завершению, министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности республики Арстанбек Ногоев все увереннее говорил с различных трибун, что зерна Кыргызстану до будущего урожая хватит и что повторения ценового бума на муку, мучные изделия, хлеб и хлебопродукты правительство не допустит.

К сожалению, цифры, которыми главный аграрий страны подкрепляет свои оптимистичные заявления, лично у меня ни подобного оптимизма, ни доверия не вызывают. Более того, слушая бодрые рапорты и заверения официальных лиц, я всякий раз испытываю сомнения: а знают ли в аграрном министерстве о том, что представлял собой руководимый ими сектор, предположим, четверть века назад. И если знают, то откуда у них такие оптимизм и уверенность в устойчивости продовольственной безопасности страны? Что тут берет верх - некомпетентность, надежда на "авось" или желание любой ценой удержаться в теплом кресле, а там хоть потоп?

    Из выступления в выступление министра Ногоева кочуют цифры, что в этом году в Кыргызстане будет получено порядка 800 тысяч тонн пшеницы плюс 300-350 тысяч тонн будет закуплено в Казахстане и России. Итого 1,1 -1,15 млн тонн. Или 210-220 кг зерна на душу населения. Но действительно ли при таком объеме пшеницы в стране будет вволю муки и хлеба и правительству удастся удержать в узде цены на главный продукт питания?

    Полагаю, будет уместно напомнить, что по нормам, разработанным в свое время Институтом питания Академии наук СССР, для поддержания нормальной жизнедеятельности человека в год ему требуется 172 кг мучных и крупяных изделий. Естественно, при достаточном и сбалансированном потреблении мясных, молочных, овощных и прочих продуктов.

    При нынешнем содержании обеденного стола большинства кыргызстанцев хлеба и круп требуется, к сожалению, заметно больше.

    Отдаю себе отчет, что не являюсь специалистом в области сельского хозяйства, а потому весьма далек от самонадеянности полагать, что обладаю истиной в последней инстанции. И если делюсь своими сомнениями, то лишь потому, что за свою жизнь многократно был свидетелем того, как практика развенчивала несостоятельность, некомпетентность, а то и элементарную недобросовестность руководителей республиканского Минсельхоза в их попытках довести до сведения широкой общественности положение дел в руководимой ими отрасли.

    Обратимся к прошлому. В 1985-1988 годах в Кыргызстане производилось в среднем около 1,8 млн тонн зерна в год. Рекордным за всю историю республики выдался 1987 год, когда было собрано немногим более 1,9 млн тонн. Помимо этого ежегодно из Союзного фонда Кыргызстану выделялось порядка 750-900 тысяч тонн риса, пшена, гречки, других круп, а также комбикормов. Таким образом, среднегодовой расход зерна в Советской Киргизии превышал 2,5 млн тонн.

    Сегодня союзного фонда нет. Кыргызстану приходится рассчитывать только на собственные силы. К сожалению, под неумолчный аккомпанемент речей членов правительства о неустанной борьбе за продовольственную безопасность в стране идет неуклонный спад в производстве основного продукта питания.

    Скажем, в революционном 2005 году под зерновые культуры в республике было отведено 633 тысячи гектаров пашни. В тот год было получено более 1667 тысяч тонн зерна. На следующий год площадь под зерновыми осталась та же, но валовой сбор сократился до 1562 тысяч тонн.

    Не берусь судить, чем руководствовались земледельцы и отечественный Минсельводхозпром, но только в 2007 году посевной клин зерновых уменьшился до 611 тысяч га. Естественно, меньше было получено и зерна - 491 тыс. тонн. Причем снижение валового сбора зерна происходило главным образом за счет пшеницы. В 2005 году ее было собрано 950 тыс. т, в последующие годы - соответственно 840 и 709 тыс. т. Но что печальнее всего, ряд последних лет неуклонно снижается урожайность зерновых. Если в предреволюционном 2004 году она достигала 28,2 центнера, то в последующем только сползала - 26,3; 24,8; 24,3.

    В этом году итоги уборочной еще не подведены. Но слишком мало надежд на то, что они будут обнадеживающими.

    Вообще же продуктивность наших полей заслуживает особого разговора. Всякий раз, когда доводится проезжать летом мимо пшеничных и ячменных полей, будь то в Чуйской долине, Прииссыккулье или на юге республики, поневоле испытываю чувство разочарования и огорчения. Ну откуда взяться у нас богатым урожаям, если трудно разобраться, чего на поле больше - колосящихся стеблей или сорняков.

    В такие моменты всякий раз в памяти всплывает прочитанное давно у журналиста-международника Владимира Цветова, много лет проработавшего в Японии. В его книге "Пятнадцатый камень сада Рёандзи", вышедшей 22 года назад, есть такие размышления: "Когда японский земледелец проделал на своем поле все, до чего можно только додуматься, он начинает пропалывать ячмень стебелек за стебельком, пользуясь большим и указательным пальцем. Это правда. Я видел своими глазами крестьянина за таким занятием.

    Если через три четверти столетия после английского писателя Редьярда Киплинга, кому принадлежат эти строки, моему взгляду представилось почти то же самое, значит, речь идет не о случайном наблюдении, а о закономерности".

    "Природа Японии - нищая природа, жестокая природа, такая, которая дана человеку назло, - удивительно метко написал Борис Пильняк. - Шесть седьмых земли Японского архипелага выкинуты из человеческого обихода горами, скалами, обрывами, камнями, и только одна седьмая отдана природой человеку для того, чтобы он садил рис". Поэтому испокон века японцы-земледельцы вынуждены были довольствоваться той землей, какая им досталась, и постоянно заботиться об увеличении ее урожайности, чтобы выжить. Тут поневоле станешь пропалывать пальцами каждый стебелек".

    К нам, кыргызстанцам, природа оказалась более благосклонной и щедрой. Да, конечно, у нас тоже значительная часть территории занята горами, скалами, обрывами и камнями. Но у нас значительно больше земли, пригодной для земледелия и животноводства.

    Благодарение Богу. Кыргызстанский крестьянин избавлен от изнуряющих забот, о которых поведал японский режиссер Кането Синдо в кинофильме "Голый остров".

    Если в Японии на площади 372 тыс. кв. километров проживают почти 130 млн человек, то нас, кыргызстанцев, на территории почти в 200 тыс. кв. километров - лишь немногим более пяти миллионов.

    Наверное, поэтому мы так бесхозяйственно, безответственно и бездумно относимся к одному из самых дорогих и ценных достояний - пахотной земле. Из года в год в республике более 140 тысяч га пашни выпадают из хозяйственного оборота. При этом порядка 40 тысяч га по причинам, которые уважительными при всем старании назвать нельзя - отсутствие поливов из-за неисправности оросительной сети, засоленность или заболоченность почв, нехватка денег, горюче-смазочных материалов, семян, рассады, техники. Проще говоря, из-за головотяпства, нерасторопности, разгильдяйства, привычки надеяться на кого угодно, только не на самих себя.

    Есть у затронутой мной проблемы и другая грань, быть может, не столь важная и существенная, но тем не менее влияющая на состояние продовольственного рынка республики.

    С наступлением лета дачники и горожане, живущие на земле, стали выносить излишки выращенного на своих пяти сотках на продажу: пучки зелени, кабачки, огурцы, помидоры, клубнику, малину. С тем количеством дачно-огородных щедрот на рынок не пойдешь. Вот и пристраивались у обочин городских тротуаров. И горожанам польза (свежие, только с грядки, укроп, петрушка, зеленый лук, да и пучки побогаче, чем у завсегдатаев базаров, а помидоров, какие предлагали дачники, на рынке не сыщешь), и семейному бюджету дачников не ахти какое, но все же подспорье.

    К сожалению, у представителей городских (или районных в городе?) властей очень уж живуча унтерпришибеевская психология: гнать, запрещать, не пущать. Хотя, убежден, задача местной власти в ином. Не гонять этих большей частью пожилых женщин, не запрещать им продавать излишки продукции, выращенной своим трудом, а создавать условия, чтобы не на газетке у края пересохшего арыка они свои огурцы-помидоры продавали, а главное, чтобы не чувствовали себя при этом нарушителями порядка, непонятно кем, для кого и для чего установленного. Дать людям возможность вносить свой посильный вклад в решение продовольственной проблемы и свои не очень большие сомы заработать.

    Кстати, не в пример нам в зажиточных и процветающих Европах так и поступают. Сам видел. И в Берлине, и в Праге, и в Хельсинки, и в Будапеште, и в Белграде, и в других столицах на городских площадях оборудованы торговые ряды специально для таких вот любителей покопаться в собственном саду-огороде.

    Главное же отличие тех градоначальников от "этих", то есть от наших, как мне кажется, в том, что те понимают: они призваны служить городу и горожанам. "Эти" же убеждены в обратном.

    Единственное утешает и вселяет надежду: в Европах люди уже давно живут при демократии. Мы же только учимся этому. Даст Бог, когда-нибудь научимся.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25109/


Распечатать: Чьим хлебом будем сыты? РаспечататьОставить комментарий: Чьим хлебом будем сыты? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чьим хлебом будем сыты? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007