Распечатать: Все остается людям РаспечататьОставить комментарий: Все остается людям Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Все остается людям Посмотреть комментарии

7 октября 2008

ПЕРСОНЫ

Все остается людям

    2008 год войдет в историю суверенного Кыргызстана как год, когда страна потеряла своих великих сынов - Чингиза Айтматова, Асанхана Джумахматова, Мирсаида Миррахимова. С их уходом завершилась целая эпоха.

    Памяти М. М. Миррахимова

    Ну что тут скажешь!

    Путь его был долог

    И плодотворен,

    как ни у кого.

    Ушел от нас

    великий Кардиолог,

    Исконный Врач!

    Проводим же его

    Мы, земляки,

    друзья, единоверцы,

    С прискорбием

    и острой болью в сердце

    За нашу медицину и народ -

    В столь беспощадный

    високосный год.

    А. Г. Зарифьян.

Благодарен судьбе за то, что довелось какое-то время, пусть не очень продолжительное, общаться с Мирсаидом Мирхамидовичем, беседовать с ним, слушать его неспешные, негромкие и всегда мудрые размышления о жизни. Горько сожалею, что о многом не успел спросить, многое осталось за рамками наших с ним бесед. Испытываю глубокую ностальгию по временам общения с этим уникальным человеком, поскольку знаю, что Фортуна больше не преподнесет мне такой щедрый подарок.

    За всю историю кыргызской медицинской науки, пожалуй, только один врач и ученый, кардиохирург академик Иса Коноевич Ахунбаев, столетие со дня рождения которого недавно отметила республика, оставил в отечественной медицине столь же яркий след, был столь же почитаем и авторитетен в медицинском сообществе, как Миррахимов.

    Выдающийся вклад Мирсаида Мирхамидовича Миррахимова в развитие кыргызской, советской и мировой кардиологии и высокогорной медицины отмечен Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, орденами Ленина, Октябрьской революции, Знак Почета, Дружбы народов, "Манаса" I и III степени, Золотыми медалями "За вклад в защиту мира", "За выдающийся вклад в кардиологию" им. Е. Чазова, президента республики "За выдающиеся научные достижения в XX столетии". Он был удостоен званий академика Национальной академии наук КР и Академии медицинских наук СССР (ныне РАМН), лауреата Государственных премий СССР и Киргизской ССР в области науки и техники и международной премии "Даанышман", "заслуженный врач" и "заслуженный деятель науки и техники КР". Миррахимов - автор более 700 научных трудов, в том числе 30 монографий и свыше 500 научных статей, 19 изобретений. Он подготовил более ста докторов и кандидатов наук.

    Даже если бы деятельность Миррахимова ограничивалась только рамками практической и научной медицины, и тогда его имя было бы внесено золотыми буквами в новейшую историю Кыргызстана. Но он был широко известен в республике и далеко за ее пределами как крупномасштабный общественный деятель. Он являлся первым президентом Ассоциации кардиологов Центральной Азии, элект-президентом Ассоциации кардиологов СНГ, председателем Общества кардиологов и терапевтов Кыргызстана, президентом Ассоциации специализированных медицинских обществ Кыргызской Республики, членом президиумов ряда медицинских обществ России, долгие годы возглавлял республиканский Совет защиты мира.

    Помимо этого, он входил в состав редколлегий и редакционных советов десятка медицинских журналов, в том числе международных, был главным редактором медицинского журнала "Кардиология СНГ", руководителем движения "Врачи за предотвращение ядерной войны".

    Миррахимов неоднократно избирался депутатом Фрунзенского городского совета, Верховных Советов СССР и Киргизской ССР.

    Остается лишь поражаться и недоумевать, как удавалось ему совмещать эти отнюдь не простые и не формальные нагрузки с каждодневной будничной работой практикующего врача-терапевта, сотнями и тысячами обследований пациентов, их консультированием, определением диагноза, повседневным руководством НИИ кардиологии (позже Национальным центром кардиологии и терапии, носящим его имя). Где он находил время на все это?

    При этом не будем упускать из виду и то, что всякий международный форум кардиологов будь то в Москве или Ленинграде (Санкт-Петербурге), в Амстердаме, Вене, Токио, Париже, Вашингтоне, Мюнхене, Глазго, Стокгольме, Турции или на Филиппинах, почитал за честь видеть среди его участников академика Миррахимова. А ведь это утомительные, зачастую многочасовые перелеты и переезды, долгие ожидания в аэропортах, проживание в отелях, подготовка докладов и выступлений, участие в диспутах.

    В 2007 году в Бишкеке была издана книга "Живая легенда: вся жизнь - служение здоровью и людям". Посвящена она академику Мирсаиду Миррахимову и приурочена к его 80-летию. Представляет она собой сборник статей о нем известных государственных и общественных деятелей, ученых, представителей творческой интеллигенции Кыргызстана, России, стран ближнего и дальнего зарубежья, с которыми Миррахимову довелось дружить, сотрудничать, встречаться и общаться на долгом жизненном пути.

    Разумеется, всех назвать не представляется возможным. Назовем лишь некоторых из них. Турдакун Усубалиев, бывший руководитель Киргизской ССР с 1961 по 1985 год, писатель Чингиз Айтматов, президент Национальной академии художеств Кыргызстана Тургунбай Садыков, лечащий врач четырех руководителей СССР, генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса академик Евгений Чазов. Своими впечатлениями о Миррахимове делятся президент Российской академии медицинских наук М. Давыдов, президент Всероссийского научного общества кардиологов Р. Оганов, директор Казахского НИИ кардиологии и внутренних болезней А. Джусипов, вице-президент Ассоциации пульмонологов Центральной Азии академик АН Узбекистана А. Убайдуллаев, президент Казахской АМН М. Алиев... Поделились своими впечатлениями о встречах с ним видные врачи-кардиологи из Израиля, Польши, Перу.

    Если взять за основу лишь внешнюю канву биографии Мирсаида Миррахимова, может сложиться впечатление, что прожил он тихую, спокойную, размеренную жизнь. Родился во Фрунзе. Здесь же окончил среднюю школу и в 21 год с отличием медицинский институт, где остался работать ассистентом на кафедре факультетской терапии и где в 25 лет защитил кандидатскую диссертацию. В 39 лет - докторскую. Немногим более чем через десятилетия после окончания института возглавил родную кафедру, а в 1963 году был назначен проректором КГМИ по науке и проработал в этой должности 15 лет.

    В возрасте 42 лет Миррахимов был избран членом-корреспондентом АМН СССР, а в 47 лет - действительным членом Академии наук Киргизской ССР, в 61 год - академиком АМН СССР.

    Словом, размеренный путь в науке все время по восходящей. Жизнь, заполненная постоянной учебой и кропотливой неустанной работой на протяжении шести десятилетий.

    Но за этой внешней размеренностью и успешностью кроется удивительная биография, насыщенная созидательной деятельностью на самом высоком накале напряжения умственных, физических и моральных сил, полная незаурядных и важных событий, которых бы с лихвой хватило на несколько обычных биографий.

    Общеизвестно: великими не рождаются. И великим человек становится не сразу. Но вот предпосылки стать выдающимся специалистом и великим кардиологом в Миррахимове были заложены с молодости.

    Например, многолетний министр культуры Киргизской ССР, сама ставшая еще при жизни национальной легендой, Кулуйпа Кондучалова так описывала свое знакомство с Мирсаидом Мирхамидовичем: "Произошло это осенью 1949 года. Как-то в одно из ее посещений профессора Мирона Ефимовича Вольского, учителя Миррахимова, которого ученик боготворил всю свою жизнь, в кабинет вошел симпатичный молодой человек. Профессор представил его посетительнице: "Саид Миррахимов, клинический ординатор нашей кафедры". А когда тот покинул кабинет, Вольский отрекомендовал его как подающего весьма большие надежды молодого специалиста.

    - Это очень способный и очень умный юноша, - отметил профессор. - И я надеюсь, что со временем из него получится крепкий, я бы даже сказал талантливый и глубоко знающий свое дело терапевт".

    Надежды своего учителя ученик оправдал сполна.

    А вот какую характеристику дал начинающему клиническому ординатору профессор Максим Ефимович Фридман: "Для меня, - говорил он в кругу близких, - несомненно, что Мирсаид один из наиболее умных молодых людей в Киргизии, из тех, с кем мне доводилось общаться".

    Еще в студенческие годы юноша пришел к выводу, что все в мире связано между собой незримыми и не всегда понимаемыми нами узами. Надо только хотеть и уметь видеть. И он старался внимательнее, чем другие, смотреть вокруг, оценивать окружающий мир, впитывать в свои память, сердце, душу впечатления прожитого и пережитого, не жалея на это ни сил, ни времени, из которого соткана канва жизни.

    Здесь весьма интересно посмотреть, как характеризовал своего друга студенческой молодости Чингиз Айтматов: "Припоминая наши ранние студенческие годы, хочу подчеркнуть, что такая фундаментальная миссия кардиологического Мэтра, судя по всему, была ниспослана Миррахимову свыше, самой судьбой, поскольку, как я думаю, стабильность его характера, глубинная аналитичность ума плюс организаторские способности проложили путь именно в кардиологию. Так следовало. Кто-то должен был поистине посвятить тому себя, весь свой умственный потенциал, всю свою жизнь, все годы, все дни, все часы и минуты, ибо ничего спонтанного не может быть в практике кардиологии, ибо сердце - системный двигатель организма, определяющий его бытие и небытие ежесекундно. И вот надо было судьбе выйти на удачу - убедить такого склада человека, как Миррахимов, с молодых лет избрать себе путь в глубины кардиологической медицины".

    Уже с ранних студенческих лет Миррахимов проявлял собственный подход к профессии, чем заметно выделялся среди сокурсников. Уже в те годы в его понимании долг врача заключался не только в том, чтобы лечить болезни, но и в том, чтобы заниматься их предупреждением. Поэтому позже, став маститым профессором, академиком, он не жалел физических сил, нервной и эмоциональной энергии, времени, доказывая в высоких инстанциях необходимость создания сперва проблемой лаборатории, затем научно-исследовательского института и наконец национального центра. Ему удавалось убедить в необходимости этого других во многом потому, что он сам был глубоко убежден: должна быть такая организация врачебного дела, чтобы поддерживать здоровье у здоровых и хорошо лечить больных. А это требует совсем иных подходов. Надо установить, отчего чаще всего болеют люди, почему обращаются к врачам и теряют работоспособность на время или трудоспособность навсегда, что является причиной большинства преждевременных смертей и как это увязывается с трудом и бытом человека, социальными условиями. Только системный анализ способен дать ответы на все эти вопросы.

    Если уместна такая аналогия, Миррахимов явился по сути своей не строителем, а архитектором отечественной кардиологии и высокогорной медицины. В первую очередь он заложил основные концепции, определившие стратегию развития этих сфер медицинской науки, а также наметил направления "главного удара" и более отдаленные приоритетные цели.

    Воспитанник советской медицинской школы и сын своего времени, Миррахимов хорошо понимал объективность смены эпох и социального строя, трезво осознавая, что на дворе новый век и новое тысячелетие. И все же он не мог примириться с тем, что с переходом страны на рельсы рыночной экономики его коллеги и ученики стали смотреть на больного не как на человека, которому требуется их помощь, а главным образом как на источник финансового дохода. Стали оценивать, сколько он может заплатить, сколько с него затребовать за лечение. Остро переживал он, что коммерция и меркантилизм вытеснили человеколюбие и гуманность.

    С тревогой и огорчением думал Миррахимов о том, что при нынешнем уровне бедности, при огромном числе живущих в нужде, кто же обеспечит обездоленным доступную медицинскую помощь, предоставит достойное лечение.

    Прощаясь с Мирсаидом Миррахимовым, вспоминаю академика Дронова из кинофильма "Все остается людям". Главный герой, превосходно сыгранный Николаем Черкасовым, размышляя о смысле жизни и бренности человеческого бытия, говорит, что ценность жизни каждого человека измеряется тем, что он успел сделать для людей, чем запомнился своим современникам, какую оставил в их сердцах о себе память.

    В последний путь, размышлял Дронов, с собой ничего не возьмешь. Все, что ты успел сделать при жизни хорошего и плохого, доброго и злого - все остается людям.

    Академик Миррахимов оставил на земле Кыргызстана много славных дел и свершений, оставил в сердцах и в памяти тех, кто его знал, добрый след и светлые чувства. Спасибо ему за это.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24801/


Распечатать: Все остается людям РаспечататьОставить комментарий: Все остается людям Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Все остается людям Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007