Распечатать: Акция вузов РаспечататьОставить комментарий: Акция вузов Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Акция вузов Посмотреть комментарии

19 сентября 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Акция вузов

    Правительство инициировало акционирование высших учебных заведений, поскольку государство не может позволить себе роскошь выделять средства по принципу равных долей всем государственным вузам. Предполагается, что такая акция спасет высшую школу от хронического безденежья. Уже решено акционировать один-два вуза. Однако в Казахстане подобный эксперимент не увенчался успехом. Способно ли акционирование решить проблемы высшей школы, или оно приведет к окончательной деградации отрасли?

    Игорь ЧУДИНОВ, премьер-министр КР (из речи перед ректорами вузов)

    Действовать взвешенно и осторожно

    - Сейчас в Кыргызстане государственные вузы действуют за некоторыми исключениями в тех же правовых рамках, что и все другие государственные учреждения. Важнейшей характеристикой этих правовых рамок является весьма ограниченная свобода действий таких учреждений и чрезмерная унификация нормативных требований к ним, что не позволяет учитывать особенности вузов как субъектов административно-хозяйственной деятельности. В наше время мировой тенденцией в сфере образования стало превращение вузов из жестко иерархических замкнутых структур, являющихся частью государственной машины, в открытые, автономные и динамичные институты гражданского общества, действующие на основе принципа разделения функций управления внутри них самих. Все большая коммерциализация сферы образования вызвана необходимостью гибко реагировать на конъюнктуру рынка труда, связана с усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и, как следствие, с повышением требований к качеству высшего образования. Поэтому уже давно многие ведущие вузы мира представляют собой симбиоз академических некоммерческих учреждений и бизнес-структур.

    Сегодня в Кыргызстане государственные вузы в среднем получают 10, максимум 12% финансирования из госбюджета, а остальное зарабатывают своими силами. Таким образом, вузы республики почти находятся на хозрасчетном финансировании. В то же время в финансовых вопросах они на 100% зависят от государства, так как не свободны в использовании заработанных средств. Министерство финансов утверждает им сметы, казначейство выдает им их же собственные деньги.

    Это отражается на качестве образовательных услуг, так как ограничения идут и по зарплате профессорско-преподавательского состава. А это, как следствие, ведет к созданию системы неформальных платежей, к коррупции в вузах.

    Введение корпоративного управления позволит обеспечить прозрачность и строгий контроль финансовой деятельности вузов. Как показывает опыт, акционирование обеспечивает эффективный и гибкий менеджмент, который способен адекватно реагировать на изменения на рынке, справедливо распределять доходы. Акционирование вузов позволит привлечь инвестиции в высшие учебные заведения, в частности на развитие вузовской науки, которая находится в очень сложном положении.

    Но, подчеркиваю, несмотря на привлекательность акционирования вузов, необходима взвешенная и согласованная точка зрения по данному вопросу. Нужно, чтобы наши шаги были прозрачны и понятны обществу, чтобы они не порождали лишних слухов и обвинений. Я считаю, что в таких вопросах, как разгосударствление, мы должны исходить из принципа "общество должно получать достаточно информации, чтобы не стать пленником домыслов". Мы не должны торопить события, учитывая особую специфику вузов.

    Поэтому необходимо рассмотреть возможность пилотного варианта акционирования. Возможно, на начальном этапе один или два вуза с приглашением зарубежных экспертов начнут процесс разгосударствления. Необходимо также подготовить соответствующие законодательные акты с учетом специфики вузов.

    Анэс ЗАРИФЬЯН, декан медицинского факультета КРСУ

    Не превратить бы вузы в кормушки

    - Не хотел бы выглядеть ретроградом, но полагаю, что к процессу акционирования надо подходить весьма осторожно, чтобы не превратить вузы в кормушки. Конечно, у высшей школы сегодня масса проблем. Но не думаю, что образование может примитивнейшим образом стать бизнесом. А в процессе акционирования такая опасность есть.

    Наша образовательная система подточена коррупцией. И это в условиях, когда над нами есть государственный контроль. А если вузами будет командовать тот, кого прежде всего волнует прибыль? У меня есть грустный опыт, когда человек, не буду называть его фамилию, вложил немаленькую сумму в создание серьезной медицинской клиники. Естественно, что работать туда пришли врачи, а не бизнесмены. Эти люди пытались честно выполнять свои обязанности. А хозяин требовал прибыли, причем все большей и большей. Закончилось это тем, что хорошие специалисты ушли из клиники.

    Оппоненты могут сказать: а какая разница? Уже сейчас государство практически самоустранилось от финансирования отрасли. Это действительно так. К примеру, на моем факультете из 370 студентов только 70 бюджетников. Остальные учатся по контракту. И все же есть разница, кто будет решать основные вопросы - педагогический коллектив или держатель акций.

    Гульнара ДЖУРАБАЕВА, ывший работник образования, член Общественного парламента

    К сфере образования рыночные механизмы неприменимы

    - Мне непонятна цель затеянных в сфере образования реформ. И министр образования, и глава кабинета министров пытаются убедить общественность, что акционирование вузов - единственно возможный способ решения проблем финансирования высшей школы. Утверждается, что это позволит снять с государства бремя финансирования и повысить качество образования. При этом сегодня из бюджета республики высшая школа получает всего лишь от 5 до 10 процентов своих затрат. Все остальное - так называемые спецсредства, заработанные вузами самостоятельно.

    Одновременно Министерство образования утверждает, что акционирование вузов не означает приватизации. Это свидетельствует о том, что пока власти не смеют произнести слово "приватизация" применительно к системе образования, но это не означает, что последующие шаги не будут предприняты. Иначе не стоило бы вообще заводить речь об акционировании государственных вузов.

    К сожалению, по столь важному вопросу, затрагивающему интересы всего общества, не было широкой дискуссии, в ходе которой были бы представлены серьезные аргументы в пользу акционирования. Разве правительство и министерство не должны были озаботиться хотя бы приведением доказательств в пользу предлагаемых действий, чтобы общество могло  убедиться в их целесообразности и необходимости? Пока что мы не видим, чтобы наша власть была готова к такому взаимодействию  с гражданами.

    Вместо этого правительство принимает распоряжение об образовании межведомственной комиссии, которой предписывается определить перечень государственных высших учебных заведений, подлежащих разгосударствлению, а также разработать проект нормативного акта, устанавливающего критерии и механизмы определения перечня государственных высших учебных заведений, подлежащих разгосударствлению, и рассмотреть целесообразность перевода деятельности государственных вузов республики на самофинансирование. Если исходить из логики ранее предпринимаемых действий властей и самой природы нашего нынешнего государства и государственного управления, можно достаточно точно спрогнозировать последующие шаги: одобрение нынешним составом ЖК списка акционируемых вузов, а через некоторое время их приватизацию, но уже без участия депутатского корпуса, поскольку ранее парламентарии добровольно отказались от своей обязанности и права влиять на программу приватизации. Таким образом, общественный контроль за приватизацией вузов будет исключен полностью.

    Известно, что главной задачей любого акционерного общества является получение прибыли. А основная цель сферы образования - увеличение интеллектуального и научного потенциала. Получение прибыли предполагает минимизацию затрат, а достижение образовательных целей требует времени и средств. Но вложения в образование имеют пролонгированное действие и являются социальным благом и нашим общим богатством. Сегодня, несмотря на то что наша система высшего образования абсолютно разбалансирована, общество все еще держится на том, что было создано и накоплено поколения назад государственными вузами.

    Не стоит забывать и о том, что все АО-вузы будут подпадать под действие закона об акционерных обществах, а значит, и под закон о банкротстве. Акционируемые вузы, обладающие громадными имущественными комплексами, при отсутствии эффективного контроля со стороны вузовского сообщества и гражданской общественности за действиями руководителей, будет очень легко подвести под банкротство и последующую продажу инвесторам-"благодетелям". А значит, старая схема "обанкротить, а затем продать" может сработать и в этом случае.

    Но самая главная проблема состоит в том, что у нас сложилось колоссальное социальное неравенство, в том числе и в сфере образования. В результате предлагаемых правительством решений такое положение будет только закрепляться. У представителей социальных низов не останется не только возможностей приобрести достойную профессию, но даже и адекватно воспринять свое бедственное бесправное положение.

    Безусловно, у высшей школы накопилось немало проблем, которые требуют решения. Но акционированием их не решить. Для начала следовало бы шире использовать инструменты, которые позволили бы более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. Начать надо с повышения прозрачности внебюджетных поступлений, с создания ясной системы подотчетности в расходовании финансов и выработки механизмов участия вузовской общественности в контроле финансовых потоков.

    Наталья Тимирбаева, корреспондент "МСН"

    На чужих ошибках

    В 2004 году в России были разработаны два законопроекта, предполагавшие преобразование школ, вузов и больниц в автономные некоммерческие организации (АНО) с правом зарабатывать деньги и самостоятельно тратить их. Годом позже процесс акционирования вузов был начат в Казахстане. Летом 2006 года парламент Франции одобрил реформу высшего образования, громко названную законом об автономии университетов. Документ предусматривал расширение власти вузовской администрации и перевод университетов на самофинансирование за счет повышения платы за учебу и выполнения различных работ по заказу бизнеса, соответственно, представители предпринимателей вводились в состав руководства вузов.

    Вопрос акционирования вузов во всех странах вызвал бурную полемику, где "за" выступали чиновники, а "против" - работники образования. И вот что интересно, и в благополучной Франции, и в активно развивающемся Казахстане, и в огромной России стороны выдвигали приблизительно одинаковые аргументы.

    Чиновники утверждали, что процесс акционирования вузов - это дополнительная возможность изыскать необходимые средства на содержание учебных заведений. Такой статус позволит им увеличить перечень платных услуг, у них появится возможность занимать деньги у частных инвесторов. Профессорско-преподавательский состав и студенты в ряде университетов устроили забастовку, опасаясь, что акционирование лишит тысячи молодых людей права на получение высшего образования. При этом в России высказывались опасения, что ректорат высших учебных заведений сократит учебные площади и отдаст их, например, под казино, ночные клубы, то есть начнет зарабатывать за счет арендных отношений. В итоге профессура обогатится, а многие ребята не смогут учиться в вузах. Не исключено, что появится новый Березовский, который будет владеть всеми вузами страны. Во Франции больше опасались усиления неравенства между факультетами: престижные и дорогие получат больше средств и станут выпускать будущую элиту, а другие окажутся на голодном пайке. Из-за массовых акций протеста на две недели был закрыт старейший университет страны - Сорбонна и отделения других вузов.

    Акционирование вузов наиболее последовательно было реализовано в Казахстане. Однако, по оценкам аналитиков, в этой стране большинство случаев прихода в вуз частных инвесторов имело весьма ощутимые негативные последствия. Главной проблемой стал вопрос о выработке эффективного инструмента управления учебными учреждениями в новых условиях. "Сложилось впечатление, что казахские власти уделяют внимание в основном материальным активам - зданиям, оборудованию, земельным участкам, принадлежащим вузам, - писали местные газеты. - А вот системы оценки нематериальных активов (человеческий капитал, мотивация преподавателей и студентов, качество образования) создано не было".

    В таких условиях завтрашним студентам (и их родителям) не остается ничего иного, как понять: рынок окончательно накрыл и сферу высшего образования. Так что приспосабливайтесь.

    Наталья Тимирбаева


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24566/


Распечатать: Акция вузов РаспечататьОставить комментарий: Акция вузов Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Акция вузов Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007