Распечатать: Должно ли государство контролировать цены на продукты? РаспечататьОставить комментарий: Должно ли государство контролировать цены на продукты? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Должно ли государство контролировать цены на продукты? Посмотреть комментарии

5 сентября 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Должно ли государство контролировать цены на продукты?

    За последний год цены на продовольствие резко подскочили во всем мире, и Кыргызстан не стал исключением. Это вынудило ряд стран серьезно пересмотреть сельскохозяйственную политику, некоторые даже ввели государственный контроль за рыночными ценами на отдельные виды продукции. Как обстоит дело в нашей стране? Способно и должно ли наше государство регулировать процесс ценообразования? Слово - экспертам.

    Жумакадыр АКЕНЕЕВ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист КР

    Основные продукты должны быть доступными

    - Самодостаточное, богатое государство имеет все возможности регулировать цены. Каким образом? Оно заказывает фермерам и крестьянам определенный вид продукции, закупает ее, а потом по внутренним ценам продает населению. Так поступают, например, в Японии и США. Японское правительство приобретает у своих товаропроизводителей рис по ценам в 3-4 раза выше мировых и реализует по текущим рыночным.

    Кыргызстану при его бедности такие операции не под силу. Но у нас есть свои преимущества: 70 процентов населения - сельчане, способные обеспечивать себя необходимыми продуктами питания, за исключением отдельных видов, завозимых из заграницы.

    Для нынешних размеров средней зарплаты и пенсии продуктовые цены непомерно высоки. Они уже почти приблизились к мировым и поэтому вряд ли будут расти дальше. В этом есть положительная сторона - наше население к этому уже немного привыкло, тогда как другим странам (Узбекистану, Туркменистану), регулирующим цены, все это еще предстоит пережить. На ценовой скачок повлияла мировая тенденция, удорожание ГСМ и т. п. От этого никуда не деться, но, кроме того, мы сами провоцируем этот рост, повышая цены на электроэнергию, которую, наоборот, следовало бы для своего населения сделать дешевле.

    В условиях рыночной экономики государство не может диктовать цены, их устанавливает рынок. Но кое-какое влияние на ценообразование должно быть, потому что, согласно официальной статистике, 60 процентов жителей республики - люди с низкими доходами. И задача нашего правительства - обеспечить для малоимущих слоев городского населения (пенсионеров, бюджетников и т. д.) доступ к основным видам продукции. Это возможно. Так, на средства, которые государство планирует выделить в этом году Госматрезервам (порядка 300 миллионов сомов), можно сделать нашим фермерским и крестьянским хозяйствам заказ на 3-4 основных вида сельхозпродукции, в том числе на пшеницу. Республика способна ежегодно производить до 850 тысяч тонн зерна, 250 из них государство может заказать товаропроизводителям по договорным ценам уже в начале года, поддержать их денежными, техническими кредитами. А осенью выкупить продукцию для Госматрезервов. Путем разбронирования данного запаса и реализации его через муниципальные магазины и рынки государство могло бы сглаживать резкие ценовые колебания. Создание рынков для фермеров и крестьян поможет бороться с перекупщиками. Кстати, под контроль не мешало бы взять и частные рынки. Всегда должна быть альтернатива. С этой целью и задумана агропродкорпорация, созданная на бумаге, но еще не действующая. Ее представители должны выезжать в села и предлагать крестьянам более выгодную цену, чем посредники. Это создаст здоровую экономическую конкуренцию.

    Байымбет МУРАТАЛИЕВ, заместитель министра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности КР

    Наша функция - рекомендовать

    - Государство способно регулировать цены на продукты питания. Этим обязаны заниматься местные власти, антимонопольные, налоговые органы и другие, изучая ситуацию на рынках и не позволяя торговцам переступать определенные ценовые границы. Минсельводхозпром к этому отношения не имеет. У нас иные функции - рекомендательные. Наши специалисты внедряют новые технологии выращивания, проводят мониторинг рыночной ситуации. Сегодня мы не можем, как раньше, диктовать фермерам и крестьянам, что и в каких объемах выращивать. Можем лишь давать рекомендации, советовать, обучать, подсказывать, где какие цены. Что мы и делаем.

    Конечно, крестьяне и фермеры - народ скромный, но и они прекрасно знают цену своей продукции, вкладывая силы и средства. И поэтому за исключением крайних случаев, не отдадут свой товар, который никто у них не отбирает силой, за бесценок. Поэтому нельзя говорить, что товаропроизводители страдают и терпят убытки. Проблема в другом. Сегодня крестьянин не имеет возможности сидеть и торговать, поэтому зачастую вынужден сдавать продукцию по более низкой, оптовой цене посредникам, которых называют перекупщиками и спекулянтами, но они тоже работают. Однако из-за того, что их сегодня никто не контролирует, они часто непомерно завышают цены.

    Надо отметить, что сельские товаропроизводители постепенно начинают кооперироваться, не желая довольствоваться одним-двумя гектарами. При объединении нескольких хозяйств появляются возможности самостоятельно заниматься реализацией продукции. В последнее время, особенно после поручения президента страны, во многих населенных пунктах местные власти выделили земли для строительства специальных рынков для товаропроизводителей. Таким образом ситуация начинает меняться в лучшую сторону.

    Зинаида ЗАЖИГАЕВА, председатель Общественного объединения социальной защиты населения им. Л. М. Фомовой

    Стоит возродить госзаказ

    - Государство должно регулировать цены на основные продукты питания, на то оно и государство, а не ссылаться на мировые тенденции. В таком случае пусть правительство устанавливает нам мировые зарплаты и пенсии. Или хотя бы соответствующие минимальному потребительскому бюджету. Для пенсионеров он составляет 3208 сомов, тогда как средняя пенсия со всеми компенсационными выплатами равна 1286 сомам.

    Кроме того, в республике должен быть госзаказ на сельхозпродукцию. Пока же по некоторым позициям мы имеем переизбыток, а по другим недостаток. К тому же наши поля сегодня работают на Казахстан, который скупает у сельчан продукцию еще до ее посевной по негласным договорам.

    Наш сельский товаропроизводитель не имеет возможности заехать на рынок. Здесь хозяйничают перекупщики. Вся продукция попадает на прилавки, пройдя через нескольких посредников. И получается, что крестьянин имеет самую низкую прибыль. Вместе с тем овощи и фрукты для пенсионеров, 80 процентов которых находятся за чертой бедности, в этом году стали просто недосягаемы. Я уже не говорю о традиционных заготовках на зиму. Поэтому мы давно требуем открыть для них социальные магазины и хлебокомбинаты, а для производителей сельхозпродукции - поле-рынки. И предусмотреть дополнительные льготы для пожилых людей.

    Стоит отметить, что часть наших требований уже услышана. Президент страны дал указание создать сельскохозяйственные рынки и агропродкорпорацию. А мэр столицы подписал распоряжение о мерах по поддержке малоимущих слоев населения, и в ряде магазинов "Народный" уже открылись отделы по продаже продуктов по сниженным ценам.

    Кемал ИЗМАЙЛОВ, директор Института исследований и анализа общественной политики

    Всепроникающая коррупция и низкое качество управления

    - Государство несет ответственность за устойчивое обеспечение продуктами питания, за их физическую и экономическую доступность. В кризисных ситуациях оно может применять жесткие меры. Возможно, это прямое регулирование цен, но лучше более "мягкие" варианты, например, регулирование рентабельности.

    Термины "перекупщик", "спекулянт" в общественном понимании имеют отрицательное значение. Это ловкач, который всеми силами пытается нажиться на добропорядочном гражданине. Осуждение справедливо, но когда речь идет о незаконной, нелегальной спекуляции. Когда же эта деятельность подчиняется законам, она оказывает содействие развитию экономики. Давайте представим себе сельского товаропроизводителя, который выращивает какую-то культуру, затем, если надо, перерабатывает, довозит до потребителей и сам продает. Это возможно, если он продает со своей грядки. Если же объемы производства большие, то без специализации не обойтись, только так можно снизить рост издержек.

    Стремление заработать как можно больше - в природе любого бизнеса, и перекупщики здесь не исключение. Они используют разницу цен в пространстве, перемещая товар из одного места в другое, или разницу цен во времени, закупая в одно время и продавая в другое. При этом они способствуют снижению дисбаланса между спросом и предложением на разных рынках, берут на себя риски по продвижению товара и сразу возмещают расходы производителя. Присутствие перекупщиков на рынке просто необходимо.

    Здесь важно не то, что они присутствуют, а то, по каким законам они действуют. А законы устанавливает и добивается их исполнения государство. Мы недовольны, как действуют перекупщики? Тогда давайте обратимся к государству и потребуем дать объяснения.

    Условия, при которых перекупщики имеют возможность получать сверхприбыли, заставляя потребителей платить больше, возникают из целого ряда причин.

    Первое - это высокие издержки и риски из-за плотной опеки всяких контролеров, проверяющих и т. д. Все эти издержки ложатся в цену товара.

    Второе - это так называемая проблема неполной конкуренции. Перекупщики стремятся монополизировать свою деятельность, защищая свою зону охвата от других. Охрана может осуществляться и криминальными способами. Это позволяет скупать товар по сниженным ценам. Сюда же относится возможность картельных соглашений перекупщиков. Пользуясь тем, что их немного, они могут договариваться о высокой цене при продаже. Это позволяет продавать товар по повышенным ценам. Антимонопольному органу для выявления картельных соглашений вовсе не требуется сидеть под диваном со звукозаписывающей аппаратурой. Достаточно потребовать дать обоснование росту цены на товар. И все станет ясно. Но этого не происходит.

    Третье - это проблема неполной информации. Фермеры, крестьяне сами продают продукцию по сниженной цене, так как присутствует страх "не поймать цену" и страх затоваривания. Они не обладают достаточной информацией, где можно продать дороже и как выйти на другие рынки. Сюда же относится проблема низкого уровня межфермерской кооперации. Здесь есть и другой фактор - высокая конкуренция казахстанских перекупщиков. Она оставляет меньше товара для внутреннего рынка, что тоже повышает его цену.

    Четвертое - это низкое качество транспортной и складской инфраструктуры.

    Таким образом, первый фактор - это всепроникающая коррупция. Второй, третий факторы - это низкое качество управления рыночными процессами. Четвертый фактор - это отсутствие направленных действий по развитию торговой инфраструктуры. Каждый из них добавляет свое к исходной цене, в результате получается цена, которую оплачивает потребитель. Государство обязано бороться со всеми проблемами, но прежде всего с первыми тремя. Пока оно проигрывает.

    Максим ЦОЙ, корреспондент "МСН"

    Условия дикого рынка

    Рыночную ситуацию в нашей республике иначе как парадоксальной не назовешь. В стране, считающейся аграрной, продовольственная безопасность оказалась под угрозой. И это при том, что наши чиновники в один голос твердят, что республика способна сама себя накормить. Непонятно тогда, почему продуктовые цены словно с цепи сорвались и стали несопоставимы с покупательной способностью значительной части населения.

    Казалось бы, рост цен на руку отечественным сельхозпроизводителям. Но не тут-то было. Спросите фермера или крестьянина, по какой цене он сдает свою продукцию посредникам, а затем сравните ее с рыночной. Разница порой достигает 3-4 раз. Такая ценовая накрутка невозможна ни в одной из развитых капстран. Ни о какой мировой тенденции здесь и речи не идет. Все дело в абсолютной бесконтрольности рынка. Получается, что у нас гораздо выгоднее заниматься перепродажей продукции, а не ее производством. Затрат меньше, да и хлопот. Не от этого ли сельчане отказываются выращивать привычные для них культуры, и мы завозим из Китая продукцию, которую всегда производили сами? О какой продовольственной безопасности при этом можно говорить?

    Максим ЦОЙ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24381/


Распечатать: Должно ли государство контролировать цены на продукты? РаспечататьОставить комментарий: Должно ли государство контролировать цены на продукты? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Должно ли государство контролировать цены на продукты? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007