Распечатать: Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности РаспечататьОставить комментарий: Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности Посмотреть комментарии

2 сентября 2008

ПЕРСОНЫ

Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности

    Наш собеседник - эксперт Международного института стратегических исследований при президенте КР Вячеслав Хамисов.

    Чтоб не пропасть поодиночке

    - Вячеслав Михайлович, войну в Южной Осетии удалось предотвратить, но осталось опасение: не произойдет ли в будущем новый геополитический кризис?

    - Критическая масса конфликтов нарастает. Еще в 1996 году в Соединенных Штатах известная исследовательская структура "Рэнд Корпорэйшн", работавшая по заказу Министерства обороны США, обнародовала анализ "нового мирового порядка". Там сформулированы основные цели американской внешней политики после распада СССР. В чем они заключаются? В разрушении независимости стран Евразии. Дабы потом их можно было включить в сферу влияния США.

    - Даже так?

    - Если не хуже. Поэтому вопросы интеграции, над которыми бьются президенты республик бывшего СССР, должны решаться  так, чтобы сообща противостоять вызовам и угрозам современности. И надо помнить, что если ты бросил своего союзника, то его враг после победы над ним может прийти за твоей головой.

    - Тем более что страны Центральной Азии, по некоторым концепциям "дуги нестабильности", объединены в один регион с Южным Кавказом. Это, кстати, очень детально описал в своей "Великой шахматной доске" Збигнев Бжезинский. 

    - Конечно, опасения, будто что-то похожее на грузино-осетинский конфликт может повториться в Центральной Азии, вполне понятны. Вы спросили: возможно ли нечто подобное у нас? Хочу вас успокоить: государства Центральной Азии территориально стабильны. Здесь нет ярко выраженных этнических конфликтов. На территории бывшего Советского Союза остаются четыре конфликтных территории: Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье. Последние две считаются "замороженными", но шанс быстро "растаять", остается. Вряд ли есть опасность повторения событий 8 августа где-то в другой точке бывшего СССР. Называют Крым, Белоруссию, говорят даже об отделении Калининграда от России. Но все это сейчас неактуально. Конечно, проблемы делимитации и демаркации границ Кыргызстана с Таджикистаном и Узбекистаном остаются. Но они, как показала практика, вполне решаемы за столом переговоров. Когда начинается война? Когда дипломатические средства исчерпаны. В нашем случае вопросы интеграции обсуждаются, от них не отказываются.

    - Давайте "прокрутим" такую вероятность: Грузия и Украина вышли из СНГ и вступили в НАТО. Что будет потом? По большому счету Кыргызстану нечего делить ни с грузинами, ни с украинцами. Но не окажется ли наша страна как союзник России по ШОС и ОДКБ их врагом, если дело дойдет до конфронтации?

    - Что показал последний саммит НАТО в Бухаресте? Как бы официальные лица "североатлантистов" ни декларировали единство ее членов, фактическое разделение Европы на "старую" и "новую" уже произошло. НАТО уже далеко не тот прочный монолит, что прежде, когда шла "холодная война". При всей ее растущей военной мощи в политическом смысле НАТО становится все более рыхлой. В ней наблюдается заметный рост влияния США, но при этом, заметьте, не авторитета. Сейчас они создали команду из новых членов, готовых во всем поддерживать Вашингтон. В итоге получился неофициальный "блок в блоке". А это не может не беспокоить Германию, Францию и другие страны Западной Европы. Премьер-министр Франции Фийон заявил, в частности, что вступление Украины и Грузии в НАТО было бы неправильной реакцией на существующий баланс сил в Европе, баланс между Европой и Россией. В силу этих причин Кыргызстан никогда не будет воевать ни с Украиной, ни с Грузией. Судя по умонастроениям, царящим в НАТО, Грузия с Украиной войдут в Североатлантический альянс еще не скоро.

    Американская трагедия

    - В следующем году НАТО исполнится 60 лет. Еще исполнится полвека со дня основания Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Одни эксперты считают, что влияние этих организаций сейчас ослабло, а другие имеют противоположное мнение. Чему верить?

    - Вы еще забыли упомянуть про 50-летие испытания в СССР первой атомной бомбы и 80-летие Великой депрессии в США. Оба этих события тоже существенно повлияли на расклад сил в мире. Но если по существу, то рано или поздно любой альянс переживает кризис. Вопрос в том, как из него выйти. НАТО и ОПЕК - далеко не исключение.

    Возьмем хотя бы рост цен на топливо. В США, например, дошло до того, что после взлета стоимости бензина зародилось новое религиозное движение. Его активисты, когда заезжают на автозаправки, начинают читать молитву: "Боже, снизойди к нам и укрепи нас на борьбу с этими высокими ценами на бензин".

    Но если в Америке только молятся, то в Европе уже перешли к конкретным действиям. Самый пик протеста против "ценового беспредела" у них случился в мае. Когда британские водители грузовиков заблокировали шоссе в пригороде Лондона. Тамошние журналисты отметили, что это была самая крупная забастовка водителей за последние годы. Главный лозунг пикетчиков: "Дизельное топливо по европейским ценам!". А Великобритания - нефтедобывающая страна. Это ли не говорит о том, что ОПЕК переживает не самые лучшие времена своего существования? Вспомнить хотя бы ее последнее заседание. Страны ОПЕК признали, что не способны оказывать влияние на энергетический рынок. Например, заместитель премьер-министра Катара был краток, как спартанец: "Цены на бензин вне нашего контроля".

    - Помнится, водители бастовали и во Франции.

    - А почему? Потому что отпускная цена на дизельное топливо во Франции дошла до 70 евроцентов за литр. Протестовали и в России. В 50 городах РФ прошел так называемый "марш пустых канистр по убитым дорогам". Его участники недоумевали: как получилось, что в стране, которая по объемам добычи нефти догоняет Саудовскую Аравию, растут цены на ГСМ? Если в Кыргызстане подобного не было, то это потому, что протестов у нас и без этого было очень много. Люди устали от митингов, они хотят просто жить и работать.

    К чему я это все рассказываю? К тому, что в условиях мирового кризиса Кыргызстан находится в одинаковом положении с Америкой и Россией. Настолько велика глобальная неопределенность. Только у нас нет так называемых "инструментов сдерживания" в виде ядерных ракет и постоянного членства в Совете безопасности ООН.

    - ???

    - Поиски выхода из финансово-экономического кризиса - вот что уравняло развитые страны с развивающимися. Хотя уверен, никто из мировых "тяжеловесов" не признает себя равным Кыргызстану. Всеобщая дороговизна хлеба и бензина сделала нас равными без всякой глобализации - цены одинаково растут и в Европе, и в Азии. Только в Азии это ощущается больше. А если это и есть глобализация, то явно не та, которую нам рекламировали все эти годы. Обратите внимание: кризис-то МИРОВОЙ. То есть в него одинаково плотно втянуты все страны. Но до перехода из объекта геополитики в ее субъект Кыргызстану пока очень далеко.

    Поэтому в Концепции внешней политики КР и сказано, что внешняя политика Кыргызстана направлена на выработку мер доверия в структуре многопланового и взаимовыгодного сотрудничества с основными центрами международной политики: Россией, КНР, США, Евросоюзом, Германией, Японией, Индией и Турцией. Разумеется, позитивные отношения наша страна будет поддерживать и с ближайшими соседями. И пока Кыргызстан выполняет международные обязательства, претензий к нему ни у кого не будет.

    - Но все же, несмотря на внятную концепцию, риски существуют?

    - Более того, они требуют корректив во внешней политике. Практически каждое государство, в том числе Кыргызстан, поставлено в ситуацию реагирования на конфликт, на взаимоотношения внутри СНГ и ОДКБ. Очевидно, что возврат на довоенные политические позиции уже невозможен. Россия перестала отступать, но она должна по-новому объяснить союзникам, прежде всего партнерам по СНГ, когда и в каких случаях она готова применять силу в защиту своих интересов.

    - На прошлой неделе состоялся саммит ШОС. Вы как эксперт-политолог довольны его итогами?

    - Российско-грузинский конфликт - это линия крупного водораздела, сравнимая с событиями 11 сентября для США. И потому весьма сдержанная оценка войны, сделанная ШОС, заставляет нас остановиться и подумать о будущем страны. Пока идет "Большая игра", мы все в опасности. Если сейчас это не признать и ничего не делать, потом будет поздно.

    - Что, по-вашему, нужно делать Кыргызстану, чтобы не стать "разменной монетой" в этой самой "Большой игре"? 

    - Кыргызстан - участник мирового процесса, поэтому отрешиться от глобальных проблем у него никак не получится. "Большая игра" закончится тогда, когда вымрет поколение, для которого значимы имперские идеологические ценности. Изоляция и отчуждение отдельной страны страшны не разрывом связей, а нарастающим технологическим отставанием. Этот факт не просчитывается и не становится главным аргументом борьбы с кризисом. Сейчас в Пакистане, например, происходит процесс смены власти. Если не соблюсти все правовые нормы, может произойти страшное - ядерное оружие Исламабада попросту окажется не в тех руках. В свое время блестящий писатель и разведчик Уильям Сомерсет Моэм писал: "Нельзя окружать себя ужасами, но и беззаботность не есть решение". 

    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24326/


Распечатать: Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности РаспечататьОставить комментарий: Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вячеслав Хамисов: Пока идет “Большая игра”, мы в опасности Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007