Распечатать: Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах РаспечататьОставить комментарий: Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах Посмотреть комментарии

29 августа 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах

    Все новое - это хорошо забытое старое. Вновь и вновь убеждаешься в справедливости этой народной мудрости. Новое и передовое должно произрастать на основе уже достигнутого, а не в ходе основательной ломки и разрушения того, что достигнуто. То, как работают муниципальные службы Бишкека, да и вообще большинство органов местного самоуправления в стране, прямой результат того, что мы застряли в жутком промежутке - не построив новую модель управления в рыночных условиях, мы разрушили то, что было у нас наработано за предшествующие десятилетия. Вот почему у нас сегодня так много беспорядка в работе коммунальных служб города и ни одному мэру столицы не удается решить проблему уборки мусора. Тем не менее выход есть и из этой ситуации, и он очевиден - вспоминать забытое и параллельно осваивать передовые технологии.

    Клэр Романик, руководитель проекта ЮСАИД "Децентрализация и местное самоуправление"

    Реальная власть - это контроль над расходами

    - Президент Бакиев верно говорит, что экономическое развитие страны может осуществляться лишь через развитие регионов и самоуправление. Для этого необходимо, чтобы у органов местного самоуправления были ресурсы содействия развитию предпринимательской деятельности на их территории.

    Проект Налогового кодекса, который должен быть принят осенью этого года, не обеспечивает наличия достаточных доходов у органов местного самоуправления для осуществления ими своих функций. Местных налогов будет только два - земельный и гостиничный. В соответствии с общепринятой международной практикой следует сделать налог на имущество местным налогом.

    Опыт показывает, что подотчетность возрастает, когда органы местного самоуправления расходуют средства, собранные ими на местах, а не просто тратят трансферты, полученные от Министерства финансов. Это один из эффективных путей стимулирования инициативы на местах, чтобы они засучив рукава принялись за решение накопившихся проблем, а не ждали, когда власти за них все решат. Когда же речь идет о столице Кыргызстана, то здесь очень важно обеспечение прозрачности формирования бюджета и его расходов. Опять-таки инициатива должна исходить от местных органов. Бишкекчане должны больше знать о том, куда, на какие цели тратятся их деньги, собираемые в виде налогов. Только так общественность сможет требовать более качественной работы мэрии и городских служб и контролировать их деятельность.

    Аскарбек Токтошев, начальник управления по контролю за исполнением функций и полномочий муниципалитетов, советник государственной службы 3 класса

    Ставка на конкурсный подбор специалистов

    - В соответствии с законом о муниципальной службе ключевые должности в органах местного самоуправления должны замещаться по конкурсу.

    Ничего этого мы не видим, и в этом одна из главных причин того, что муниципальные службы никак не заработают. С приходом каждого нового мэра увольняются прежние руководители тех или иных служб города, а на их место приходят новые. Приведу самый свежий пример. С приходом нового мэра столицы, бывшего железнодорожника, работник железной дороги стал руководителем Горводоканала. Прежний руководитель, который был специалистом своего дела, оказался уволенным. Можно представить, сколько времени потребуется железнодорожнику, чтобы разобраться в таком сложном деле, как водоснабжение города. Ничего этого не было бы, если бы работал Закон о муниципальной службе, регламентирующий условия подбора и назначения ответственных работников.

    Вторым важным условием решения городских проблем является создание единой городской службы, которая отвечала бы за уборку мусора, за озеленение и благоустройство столицы. Решение о расформировании ГАО "Мээнет" и передаче его фондов, служб, материально-технической базы и техники в распоряжение районных комбинатов бытового обслуживания было грубой ошибкой тогдашнего мэра Керимкулова. Если говорить честно, то "Мээнет" был расформирован исключительно в целях избавления от тогдашнего его руководителя Раимкулова. В результате этого шага состояние города только ухудшилось. Я уверен, что нечто подобное "Мээнету" должно быть создано вновь. Этот единый орган сможет путем привлечения частных предприятий решить все острые городские проблемы. Как это мы наблюдаем в Алматы, где существует такая единая служба, которая привлекает к решению городских проблем десятки частных предприятий, и нет никаких завалов мусора и водоснабжение работает исправно.

    Садырбек Назаров, автор одного из альтернативных проектов Конституции, директор театра "Тунгуч"

    Спустить вниз все бразды правления

    - Я вообще предложил принцип сотрудничества между общественным государственным и бизнес-секторами сделать основополагающим и фундаментальным принципом построения народовластия в Кыргызстане.

    Чтобы на всех уровнях представительные органы власти снизу вверх были укомплектованы в равной степени выборными представителями трех секторов, чтобы они образовали равносторонний треугольник власти. Тем самым мы пришли бы к реализации идеи демократии и народовластия в наиболее полной форме, когда вся власть в стране будет избираться снизу до верху и не будет ни одного человека, назначаемого сверху, за исключением чисто специфических органов, подконтрольных президенту.

    Только такая система позволит раскрыть подлинный потенциал нашего народа, разбудит его спящие до сих пор силы и энергию. Я являюсь разработчиком собственного варианта Конституции, в котором предусмотрены все эти возможности, но, к сожалению, мои идеи не были приняты во внимание. Тем не менее я уверен, что жизнь будет настоятельно диктовать движение по пути именно расширения народовластия, которое означает расширение выбора и умение жить в такой ситуации, когда каждый человек является одновременно выборщиком и потенциальным кандидатом на ту или иную должность. До тех пор пока этого нет, будет много беспорядка и безответственности, и даже уборка мусора и водоснабжение превратятся в неразрешимую головную боль.

    Алтынай Арстанбекова, координатор "Каунтерпарт-Шериктештик"

    Искусство западного ашара

    - Развитые страны отличаются от неразвитых более высоким уровнем социального партнерства и взаимодействия. На практике это означает вовлеченность общества и госструктур в решение общих проблем.

    Постепенно это искусство развивается и у нас на всех уровнях, способствуя привлечению инвестиций, гармонизации взаимоотношений разных сфер и структур общества и государства. Хотя, если быть объективным, мы все еще находимся в начальной стадии этого процесса, если сравнивать достигнутое нами с уровнем социального взаимовыгодного сотрудничества государства и общественного сектора в Западной Европе.

    В принципе наш регион изначально предрасположен к тому, что называется социальным партнерством. Такое распространенное явление и форма общественно полезной деятельности, как ашар, является зародышем взаимовыгодного сотрудничества и социального партнерства. Но чтобы эта система работала на всех уровнях - районном, областном и республиканском и при этом с такой же результативностью, как на процветающем Западе, необходимы усилия всего общества.

    В Кыргызстане уже созданы соответствующая инфраструктура правового гражданского общества и те же механизмы привлечения инвестиций, обмена опытом, что и на Западе. Однако потребуется время, чтобы большая часть нашего общества была вовлечена в эти процессы, и тогда многие из нынешних трудноразрешимых проблем будут решены просто и быстро. Как об этом свидетельствует опыт таких пилотных городов, как Каракол, Кочкор-Ата, Кара-Балта, где созданы условия для тесного сотрудничества предпринимателей с государственными органами власти и общественностью в решении проблем горожан. Уже первые результаты подобного партнерства оказываются ошеломляющими, способствуя резкому взлету творчества и инициативы.

    Абдыжапар Калыков, предприниматель

    Дисциплина прежде всего

    - То, что страна и ее столица сталкиваются с таким количеством проблем, прежде всего результат отсутствия элементарной исполнительской дисциплины и происков диверсантов, то есть лиц, сознательно стремящихся подставить власти. Когда средь бела дня у тебя отключают электроэнергию и никто за это не несет никакой ответственности, самым действенным методом исправления подобной безалаберной ситуации является незамедлительное отстранение от занимаемой должности руководителя электропредприятия. Если по всему городу и даже по всей стране происходит то же самое, то следует менять начальников повыше, вплоть до министров. Если нет замены министру энергетики, дайте мне эту должность, я, не будучи профессионалом в этой отрасли, тем не менее смогу быстро навести порядок. Точно так же мэры городов, не способные справляться со своим делом, должны быстро освобождать занимаемые места. Я не верю, что общественность и демократия способны решить наши проблемы. Ставку следует делать на руководящие кадры, с них требовать эффективной работы, а тех, кто не справляется с возложенными обязанностями, безжалостно увольнять, тех, кто сознательно шли на нарушение законов и ухудшение работы отрасли, рассматривать как диверсантов и применять соответствующие меры.

    Спросите любого преуспевающего бизнесмена, и он скажет вам, в чем главный секрет успеха того или иного дела или акции. И разве наш народ, живя в гораздо более худших условиях после войны, не сумел в конце концов навести порядок? Расхлябанность и безответственность - вот наши главные пороки. Тут никакие законы и системы не помогут, кроме хорошего кнута.

    Замир Осоров, корреспондент "МСН"

    Спешить нельзя медлить

    Я не верю, что просто автоматическое создание условий для проведения честных и свободных выборов или даже учреждение какого-то координирующего органа будет само по себе способствовать быстрому возрождению страны. Мы уже проходили выборы в местные органы власти, которые, можно сказать, прошли в Кыргызстане вполне успешно и были в достаточной степени свободными и прозрачными. Если бы в ходе таких выборов к власти автоматически приходили самые ценные и полезные руководители, то мы бы все наблюдали после проведения этих выборов взрывное развитие наших муниципалитетов и айыл окмоту.

    Увы, чуда не произошло, хотя наметились кое-какие тенденции и положительный опыт. Но только свободные выборы начали закрепляться в сознании избирателей, как сильные авторитарные тенденции свели на нет наметившийся прогресс. Я имею в виду введенную с прошлого года практику назначения глав айыл окмоту акимами районов. И сами избиратели только обрадовались этому, потому что многие из них испытывали сильное разочарование от большой самостоятельности глав айыл окмоту.

    Но теперь пришло время опять качнуть маятник в сторону большего самоуправления на предстоящих осенью выборах в органы МСУ. Истина заключается в том, что наше общество еще не готово к идее самоуправления, но тем не менее оно уже не может смириться и с авторитаризмом в чистом его виде.

    Глупо ожидать чуда в такой ситуации, но можно надеяться, что постепенно Кыргызстан будет продвигаться в сторону большей демократии, даже если высшая власть в стране больше озабочена построением сильной централизованной власти.

    Независимо от воли руководства страна обречена на самоуправление, и, может быть, это и хорошо, что все идет черепашьими темпами, непоследовательно, с перегибами и откатами, чтобы в конце концов весь народ смог догнать уходящий в будущее поезд и сесть в него.

    И тогда мы все будем жить в стране, где будет гораздо больше комфорта и порядка.

    Замир Осоров.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24262/


Распечатать: Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах РаспечататьОставить комментарий: Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Закон порядка и беспорядка - в столице и на местах Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007