Распечатать: Между прошлым и будущим РаспечататьОставить комментарий: Между прошлым и будущим Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Между прошлым и будущим Посмотреть комментарии

15 августа 2008

ДВА АВТОРА

Между прошлым и будущим

    Любое доброе чувство, хорошая идея или намерение могут быть вывернуты наизнанку, если концентрироваться на них чрезмерно. Можно запросто перелюбить дорогого человека или даже близкого родственника, потакая ему во всем. По-видимому, проявления всяких форм излишеств вредны и пагубны. И в любви, и в ненависти можно незаметно снизойти до патологии. Я бы хотел согласиться с мнением, что в религии, вере, любви к истине можно быть бесконечно страждущим и алчущим, но и здесь тоже следует быть весьма осторожным и здравомыслящим. Увы, встречаются и такие люди, которые потеряли разум на почве религии, на пути поиска абсолютной истины и смысла жизни.

    Всякая чрезмерность ненормальна, если она угрожает стать неподконтрольной.

    Как мне представляется, сегодня значительная часть кыргызской интеллигенции самозабвенно занята тем, что копается в истории, стремясь найти там ответы на все вопросы современности. Отсюда это чрезмерное внимание к родовому делению кыргызов, историческим хроникам и событиям.

    Конечно, любой человек должен знать свои корни и хорошо разбираться в своем прошлом. На этот счет существуют замечательные поговорки и высказывания авторитетов и выдающихся личностей: "Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки", "Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее", "Следует двигаться вперед, глядя назад" и так далее.

    Однако у нас процесс изучения истории и углубления в свои корни нередко приводит к тому, что тот или иной ученый или политик как бы застревает в этом прошлом, экстраполируя события вековой или даже тысячелетней давности на современный мир и человеческие взаимоотношения.

    И вот как результат подобного экскурса или, точнее, вживания в прошлое, дух старой вражды и разборок между теми или иными кланами как бы всплывает заново. Отсюда все эти бесконечные разговоры и полемики о том, какой кыргызский род имеет больше заслуг перед народом, какой - более чистокровный, имеет больше прав на историческое наследие народа и т. д. и т. п.

    Из-за активности подобных "проповедников" в стране даже договорились до того, что, оказывается, кыргызы не являются мусульманами. Я сам не очень жалую ислам как религию, однако мне непонятны попытки искажения очевидных исторических фактов, которые говорят о том, что наш народ - в том числе и его северные роды - был уже в этой религии во времена знаменитого ученого и поэта Джусупа Баласагына, то есть тысячу лет назад. И, следовательно, все утверждения о том, что кыргызы приняли ислам только двести или даже сто лет назад, являются чистейшей воды вымыслом, как бы кому ни нравилась подобная ложь.

    Чем так углубляться в прошлое, лучше заниматься проблемами настоящего.

    Японцы представляются мне тем народом, который сумел соблюсти этот баланс между прошлым, настоящим и будущим, нашел замечательную формулу, которая позволяет проявлять глубокое уважение к своему прошлому и культуре и в то же время способствует активному усвоению всего передового, что существует в мире. На японском языке даже существует выражение на этот счет: "Ловить будущее из потока настоящего".

    Я бы хотел призвать к этой гармонии многих наших общественных и культурных деятелей. Я тоже восхищаюсь древностью кыргызского языка, уникальной структурой кыргызских родов и генеалогией, так же как и религией наших древних предков - тенгрианством. Однако это изучение не должно умножать дисбаланс в нашем и без того неспокойном мире и хрупком обществе.

    Все плохое, что было в прошлом, даже после основательного нашего знакомства и изучения, должно остаться там навсегда, а не воскресать в нашем настоящем. И целью объективного изучения прошлого является как раз таки недопущение повторения негативных моментов.

    Если чьи-то предки два-три столетия назад враждовали или даже подвели какой-то другой род, эти старые обиды не должны отражаться на взаимоотношениях нынешних потомков этих родов, тем более подобные исторические факты не должны использоваться в политических целях.

    Манкуртом называют того, кто потерял историческую память. Однако бывает и манкуртизм иного рода, когда историк или политик погружается в далекое прошлое не с целью его объективного изучения, а ради поиска фактов, зачастую вымышленных, которые в той или иной степени очерняют нынешнего конкурента или его избирателей.

    Хорошо помню, как во времена Аскара Акаева среди оппозиции было много разговоров о том, что все беды этого президента объясняются его не совсем кыргызским происхождением, намекая на казахские и даже якобы калмыцкие корни. И что в силу этих причин президент не заинтересован в том, чтобы кыргызский народ шел к процветанию.

    Сегодня, во времена другого президента, в среде оппозиции также усиленно муссируются всякие слухи о не совсем кыргызских корнях в генеалогии Бакиева. Как в свое время говорили об Акаеве, что он был не совсем настоящим кыргызом, так сегодня то же самое говорят и о Бакиеве. Договорились даже до того, что некоторые люди начинают уже верить, что истинно кыргызская родовая группа ичкилик, к которой принадлежит наш президент, не совсем кыргызская.

    Я эти примеры привел для того, чтобы подчеркнуть абсурдность и деструктивность подобного рода объяснений наших неудач и провалов в политике. Каждый человек и, уж если на то пошло, каждый президент сам несет персональную ответственность за все ошибки, которые он совершает.

    Конечно, если глава государства окажется плохим правителем, а тем более коррупционером, то его близким и детям, которые были в совершеннолетнем возрасте в эпоху его правления, будет не совсем уютно, поскольку на них будет лежать определенная часть моральной ответственности за происходящее в стране. Гораздо большая, чем на рядовых гражданах, которые никак не могли повлиять на главу государства. Однако совершенно очевидно, что земляки президента, представители его рода никак не должны страдать, даже если их президент будет вести себя недостойным образом.

    Каждый человек и правитель должен нести персональную ответственность за свои дела, и если он позволил коррупции разрастись в стране до невиданных размеров, то кто же, кроме него, виноват в этом?

    Поиск исторических врагов - это обратная сторона все того же нежелания решать насущные задачи, искать и добиваться согласия в обществе, бороться с коррупцией и называть вещи своими именами. Удобнее всего обвинить кого-то в том, что у него плохие корни, или, ссылаясь на исторические разборки в прошлом, не делать ничего хорошего в настоящем.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24100/


Распечатать: Между прошлым и будущим РаспечататьОставить комментарий: Между прошлым и будущим Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Между прошлым и будущим Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007