Распечатать: Реформы: шаг вперед и два назад РаспечататьОставить комментарий: Реформы: шаг вперед и два назад Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Реформы: шаг вперед и два назад Посмотреть комментарии

27 июня 2008

ОБЩЕСТВО

Реформы: шаг вперед и два назад

    Исторически у нас сложилось так: чем полезнее для общества объявленные реформы, тем сильнее сопротивляется

    им отечественная бюрократия. В итоге любое хорошее начинание стопорится. Дошло до того, что само слово "реформы" все чаще стало приобретать негативный смысл...

    Не мытьем, так катаньем

    На днях президент Курманбек Бакиев выступил с заявлением, что в госорганах есть люди, которые саботируют все инициативы. По сути, он озвучил то, о чем давно говорят в народе. Конечно, конкретных имен глава государства не назвал, но, думается, все поняли, о ком шла речь. По логике вещей, за такими заявлениями обычно следуют отставки. Будет ли что-нибудь подобное на сей раз? А если да, то кто придет взамен отставленных? То-то и оно, те же самые бюрократы, ибо другого материала под рукой нет.

    Понятно, что общее ухудшение социально-экономической ситуации незамеченным для управленческого аппарата не проходит. Однако создается впечатление, что подъем экономики и уровня жизни населения волнует только президента. Всех остальных, похоже, это совсем не "колышет". Но почему так происходит?

    В принципе ответ на этот вопрос давно известен. Изначально любая реформа нарушает интересы правящей бюрократии. Простой пример: Госкомитет по налогам и сборам на прошлой неделе выпустил приказ, который противоречит указу президента о моратории на проверки предпринимателей. Но если вдуматься, ничего сверхъестественного тут не произошло. Налоговики в очередной раз подтвердили: бюрократия идет против реформ, ибо они ослабляют ее главенство в обществе. Поэтому аппарат предпочитает больше говорить о реформах, нежели заниматься ими.

    Сделав шаг вперед, центр тут же норовит сделать два шага назад. Потому что едва реформы начинают приносить реальные плоды, следом ломаются традиционные бюрократические порядки. И на верхи сразу же начинается давление. Конечно, не в том смысле, что районный аким открыто говорит президенту или премьеру, что те не правы. Он просто начинает тормозить исполнение президентско-премьерских распоряжений. Да что там райаким. Если верить Игорю Чудинову, Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов представляет в правительство документы с 90-дневным опозданием. И это в условиях, когда всевозможные кризисы стучатся в двери, посему дорога каждая минута. В общем, "беловоротничковая" братия сопротивляется переменам всеми доступными способами. Итог: политологи спорят, как назвать то, что мы видим на протяжении 17 лет суверенитета, - провалом идеи или ошибками роста.

    Прикладная архитектура

    С чего обычно строится жилище? С фундамента. Если сравнивать государство с домом, то его фундамент - экономика. Гражданское общество здесь играет роль стен, а управленческая бюрократия - крыши. Не потому ли мы вот уже второй десяток лет не можем толком построить государство, что в 1991 году начали это делать с крыши? По Конституции хозяева страны - мы. Если уж народ нанял госаппарат, действующий по нашей Конституции, то его основная обязанность - защищать наши права, свободы и собственность. В этих рамках парламент принимает законы. Соблюдать законы тоже нужно принуждать. Для этого необходима очень большая сила, чтобы накрывала всех правонарушителей. Если же ее нет - дело плохо.

    Действительно, если смотреть на слова и действия некоторых чиновников, возникает вопрос: за что это нам? По официальным данным Генпрокуратуры, за ущемление прав предпринимателей с начала года против двух чиновников возбудили уголовные дела и еще 43 привлекли к дисциплинарной ответственности. Но и это далеко не все. В этом году Генеральная прокуратура изучила на предмет законности 150 проверок предпринимателей контролирующими структурами. В итоге надзорное ведомство опротестовало 161 акт, внесло 79 представлений на деятельность госслужащих и 26 предостережений. А сколько подобных случаев не выявлено?

    Каждый министр так называемого экономического блока, выступая перед журналистами, считает своим долгом озвучить: рост экономики такой-то, инфляция такая-то. И ни слова о том, что конкретно делается для обеспечения роста экономики и жизненного уровня населения. Когда, например, чиновники говорят: "Мы предусмотрели помощь социально уязвимым слоям населения", почему-то за бортом остается главное - эффективность этой помощи. Что она даст? И что делать неимущим, когда эта помощь закончится, ибо она всегда разовая? И здесь хочется спросить этих "поклонников арифметики": разве озвучивать цифры - ваша обязанность? Если да, то для чего тогда нам Национальный статистический комитет?

    Но даже не то беда, что они вместо реальной работы занимаются арифметикой. Хуже, что и цифры не всегда соответствуют реальному положению вещей. По некоторым же показателям вообще нет точных данных. В этом, к слову, не так давно призналась министр труда и социального развития Уктомхан Абдуллаева. Не знают в Минсоцразвития точного количества ни работающих детей, ни инвалидов. Но зачем же тогда говорить, будто 65 % последних живут на селе, а общие показатели с 2000 года увеличились до 2,7 %? После этого, когда слышишь сверху: "Мы контролируем ситуацию", становится грустно и смешно одновременно.

    Перемена слагаемых

    Во время последней поездки по Чуйской области президент Курманбек Бакиев сказал первому вице-премьеру Искендербеку Айдаралиеву: "Легкая промышленность в Кыргызстане динамично развивается, потому что ею правительство не занимается". Глава государства подтвердил: все, что развивается, делает это не благодаря, а вопреки...

    Как выходить из этого состояния? Как водится, происходящее все понимают. Но когда разговор переходит в практическую плоскость, всезнайство сменяется состязанием, кто кого "беспомощнее". Одни говорят: надо просто-напросто довериться естественному ходу вещей, процессу эволюции. Другие ратуют: "Продолжим курс реформ!" Третьи полагают: этот курс нужно корректировать, не выходя за линию сложившегося экономического и политического порядка. Наконец, четвертые предлагают искать выход в смене существующего строя. Однако они коренным образом расходятся между собой в направлении такой смены. Для одних оптимальный вариант - возврат в советское (или еще дальше - дооктябрьское) прошлое, для других - капитализм евро-американского образца.

    Сегодняшнюю нашу жизнь вообще можно сравнить со скатыванием в пропасть. Но не простым, а с постоянными задержками. Это вроде как зацепиться за кустик. Зацепились, кустик оборвался, покатились дальше, опять застряли... Где конец этому падению? Самое плохое в такой динамике существования заключается в том, что люди теряют чувство опасности.

    В результате такой эволюции - падение с замедлением - устойчивость достигается только за счет ранее накопленных ресурсов. Когда какой-нибудь из них кончается, общество опускается на новый устойчивый уровень. Естественно, он оказывается хуже предыдущего. Тем не менее он позволяет людям существовать еще какое-то время. И так до тех пор, пока не исчерпается очередной ресурс и жизненный уровень не опустится еще ниже. Сомнительно, что подобные падения доставляют удовольствие.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23543/


Распечатать: Реформы: шаг вперед и два назад РаспечататьОставить комментарий: Реформы: шаг вперед и два назад Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Реформы: шаг вперед и два назад Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007