Распечатать: Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены РаспечататьОставить комментарий: Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены Посмотреть комментарии

20 июня 2008

«НЕБОЖИТЕЛИ»

Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены

    Комитет под председательством депутата Орзубека Назарова провел парламентские слушания, посвященные весьма щекотливой теме, о которой вслух рассуждать не принято, во всяком случае в нашем обществе, - насилию в семье.

    Сесть за круглый стол пригласили чиновников из профильных министерств, в частности МВД, Министерства образования и науки и Минздрава, а также правозащитников - представителей социально-ориентированных НПО и директоров кризисных центров.

    Присутствующие решили со всех сторон обсудить законопроект "О социально-правовой защите от насилия в семье", а депутаты комитета Назарова подготовили справку с формулировкой "Об исполнении данного закона".

    В 2000 году наша республика присоединилась к Декларации целей развития тысячелетия, тем самым взяв на себя обязательства уравнять в правах мужчин и женщин.

    Параллельно мы поставили свой автограф еще под тридцатью международными документами, касающимися непосредственно прав человека.

    Тут же мы ратифицируем Конвенцию "О ликвидации форм дискриминации в отношении женщин". Словом, усиленно демонстрируем мировому сообществу свою полную готовность вырубить на корню бесправие представительниц слабого пола, а мужчин, злоупотребляющих своим положением в обществе на том простом основании, что они есть мужчины, призвать к ответу.

    В 2003 году парламент принимает Закон "О социально-правовой защите от насилия в семье". Кстати, разработчиками документа являются как раз таки энпэошницы. Что удивительно, из 36 тысяч граждан, поддержавших закон (а согласно редакции тогдашней Конституции, более тридцати тысяч избирателей имели право законодательной инициативы), 40 % - мужчины.

    Как выяснилось в ходе исследования, а их за пять лет было проведено немало, отношения между супругами строятся с позиции силы.

    Мужья, дабы утвердиться в статусе главы семьи, предпочитают кулаком и пинком заставить женщину, которую изначально воспринимают как бесплатную домработницу по умственным качествам не выше табуретки, уважать себя. А сие чувство, как считают "ласковые" супруги, можно воспитать, внушив почти животный страх.

    Но бывает и так, что в роли жертвы выступают сами мужчины. Слабохарактерный, не изуродованный интеллектом субъект легко становится добычей властолюбивой женушки. Вот и начинает прелестница не просто веревки вить из покладистого супруга, а канаты плести. Спасаются такие горе-мужья от "любящей" второй половины в стенах кризисных центров.

    По данным Нацстаткома, число обратившихся за помощью в такие центры или суды аксакалов, если дело происходит в селе, год от года становится больше. Если в 2004 году отнюдь не радостные показатели произвола в ячейках общества составляли пропорцию в соотношении 2189 женщин и 47 мужчин, то уже в 2006 - 5510 представительниц слабого пола и 888 сильного.

    Цифры, приведенные Министерством внутренних дел, также не вселяют оптимизма. Ежегодно по республике регистрируется от 8 до 10 тысяч вызовов на семейные скандалы.

    За пять месяцев с начала этого года на учет в милиции встали 894 семьянина. Мужчины, избивающие своих жен, калечащие детей. А в инспекции по делам несовершеннолетних, так сказать, на профилактику принято 570 неблагополучных семейных пар, успевших обзавестись детьми.

    Правда, глава МВД Молдомуса Конгантиев, присутствующий на слушаниях, обмолвился, что зачастую сотрудники милиции и участковые инспекторы, прибывающие по тревожному сигналу о разборках в семье и видящие рыдающую жену с живописным "украшением" под глазом и свирепого муженька, потирающего кулаки, оформляя документы, регистрируют сей печальный случай как рядовое хулиганство.

    - А потом мы удивляемся, почему у нас неполная ведомственная статистика, - заявил Конгантиев, - а фактов насилия в семье как таковых и нет. Поэтому мы и хотим борьбу с насилием в семьях превратить в одно из приоритетных направлений нашего министерства. Создадим профилактические центры, сформируем квартальную полицию и вообще укрепим взаимодействие населения с милицией. Также намереваемся внедрить систему мониторинга семейного насилия, чтобы быстро реагировать на заявления наших граждан и предоставлять общественности полную статистику.

    А Орзубек Назаров сказал, что даже и без полных официальных статданных становится ясно - насилием в семье, которая, по сути, призвана быть крепостью каждого отдельного человека, непробиваемым тылом, уже никого не удивишь. Увы, недугом насильственного самоутверждения поражена каждая вторая пара.

    - Очень часто эта проблема просто замалчивается, - говорит Назаров, - женщины, не желая выносить сор из избы, боясь своих мужей до трясучки, предпочитают об этом помалкивать, или избиение мужем жены и детей активно обсуждается только среди родственников. Но молчание жертвы толкает ее мучителя на еще более страшные преступления. По данным МВД, от пятнадцати до двадцати процентов зарегистрированных убийств, происходят на бытовой почве. А неблагополучие в семье приводит к росту числа беспризорных детей, толкает ребят и на самоубийство. В клинические больницы столицы ежемесячно поступают до ста детей, избитых своими родителями. Это цифры Минздрава. Так что нам давно пора бить во все колокола, необходимо обратить внимание государственных органов и общественности на проблемы семейного насилия, создать совет так называемого общественного порицания.

    В свою очередь депутат Чолпон Абдуллаева предложила перенять опыт Канады по противостоянию насилию в семье. Но народный избранник Иса Омуркулов возразил против этого, заметив, что у нас, пардон, не Канада. А значит, надо бороться с семейным произволом исходя из собственных реалий. И дело даже не в оставляющей желать лучшего социально-экономической ситуации и не в том, что богатые плачут точно так же, как и бедные, а в менталитете. Мол, в нашем обществе до сих пор бытует мнение, что женщина - это всего лишь бесплатное приложение к домашнему очагу, этакая машина для производства потомства.

    - Надо выработать стратегию, идеологию борьбы с этим явлением, - заключил Омуркулов.

    Его коллега по фракции Роза Отунбаева поинтересовалась, а достаточно ли у нас в республике методических пособий, живописующих последствия семейного насилия и обучающих только что заключивших брак молодоженов способам недопущения рукоприкладства в собственном доме.

    На что представители НПО чуть ли не в один голос заявили, что красочных брошюр достаточно, на это щедрые грантодатели не скупятся. Вот только толку от ярких картинок ноль. Более того, сии материалы зачастую просто дублируют друг друга. Рассказывают не о причинах возникновения насилия, а о том, что делать в случае, если муж поднял на вас руку или жена изящной ножкой загоняет под каблук.

    - А причины налицо, - отмечает Абдуллаева,- кража невест, браки между близкими родственниками, браки по принуждению и масса подобного.

    Словом, из одного сразу вытекает другое. И как бороться с этим, ни нардепы, ни чиновники, ни правозащитники так и не придумали. Зато выяснили, почему Закон "О социально-правовой защите от насилия в семье" не действует.

    Первое и основное - сами сотрудники профильных ведомств, в частности МВД, плохо информированы о фактах насилия в семье, работают не на упреждение, а по следу, и то недостаточно эффективно. А молодые люди, вступающие в брак, даже не задумываются, что они защищены законом, и правами своими в семье не пользуются. Просто не знают их.

    Второе, сами чиновники - сотрудники этих ключевых учреждений, призванных бороться с семейным насилием, подходят к проблеме формально, как к уже свершившемуся факту, особо не доискиваясь причин.

    Третье, отсутствует контроль за исполнением сего закона, не ведется системный анализ и учет случаев насилия в семьях. И самое главное, нет денег именно на воплощение в жизнь так называемых целевых программ и проектов. Одна надежда - не оскудеет рука заморских щедрых давателей.

    Так-то оно все так. Вот только одно неясно - как можно бороться с тем, что нельзя победить без монолитной правовой системы и железной судебной власти? На Западе за размахивание кулаками в семье наказывают провинившегося зеленым хрустящим Франклином, и ни одним. У нас же обходятся почти ласковым порицанием, мол, больше так не делай, нехорошо это.

    И пока подобное попустительское отношение властей имеет место быть, мужья будут избивать и калечить своих жен, отцы и матери глумиться над собственными отпрысками, а старики молить Бога о скорой смерти, лишь бы не жить под одной крышей с "заботливыми" детками.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23443/


Распечатать: Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены РаспечататьОставить комментарий: Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тлеющие угли семейного очага, или О чем молчат стены Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007