Распечатать: Архиважный архив РаспечататьОставить комментарий: Архиважный архив Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Архиважный архив Посмотреть комментарии

13 июня 2008

СЮЖЕТЫ

Архиважный архив

    Хороший кадр - это исторический документ. Эпоха уходит, а ее свидетельства останутся в тысячах фотографий и негативов. Вот почему сохранить личный архив - задача каждого фотографа. С началом цифровой эры хранить фотографии стало проще. Однако XX век запечатлен на пленку.

    Чаще всего под словами "личный архив" любители да и профессионалы понимают негативы, заботливо свернутые в трубочку и помещенные в черный футляр с колпачком. Из-за такого хранения было загублено множество кадров.

    - О системном архивировании я впервые узнал в 1968 году, когда пришел работать в "Кыргызфильм", - рассказывает фотохудожник Александр Федоров. - Фотоцех при "Кыргызфильме" тогда работал только на широкоформатной профессиональной фотопленке. Каждый фотокадр размером 6х6 вкладывают в обыкновенный почтовый конверт, а на уголок крепят фотографию. Потом эти конверты помещают в специальные боксы, похожие на те, что используются в библиотеках. Такая система помогает не только сохранить негатив, но и легко найти нужный кадр. Ну а для обычной пленки мы клеили, варили, паяли пакетики из полиэтилена, бумаги, кальки. Это сейчас в любом фотосалоне можно купить специальные конверты для негативов. А тогда о существовании "готовых к употреблению" систем архивирования знали только единицы, побывавшие за границей.

    Сегодня в архиве Александра Федорова и Алимжана Жоробаева ("А&А студия") более ста тысяч кадров. В них история кыргызского кино и основные этапы развития республики начиная с 60-х годов прошлого века и до сегодняшнего времени.

    - Фотографировать кино было нашей профессией, но, конечно, мы снимали и реальную жизнь, все то, что происходило за стенами "Кыргызфильма", - говорит Александр Федоров. - При этом наш архив - это не фотокадры, принадлежащие "Кыргызфильму". В советские времена на каждый съемочный день фотоцех получал две фотопленки - это двадцать четыре кадра в день. В конце съемок мы должны были отобрать из отснятого материала и сдать на киностудию пятьсот негативов. Остальное считалось отходами. Их можно было выбросить. Или сохранить, что мы и делали.

    Когда количество негативов перевалило за восемьдесят тысяч, выяснилось, что система архивирования, используемая в "Кыргызфильме", удобна для сравнительно небольшого количества негативов. Поэтому Федоров и Жоробаев начали совершенствоваться. Были распечатаны так называемые индекс-принты (листы с покадровой распечаткой негативов), созданы каталоги и подкаталоги. На все это потребовалось много сил, времени, фантазии и денег. Зато теперь нужный кадр можно найти без особого труда.

    С недавних пор Александр Федоров и Алимжан Жоробаев хранят не только свои снимки. Личные архивы им передают фотографы, которые уезжают из страны, или родственники умерших мастеров.

    Зачем в кино фотограф

    Я всегда думала, что кадр из фильма, который используется в постерах, на афишах, рекламных плакатах, - это кусочек видеопленки. Так сказать, стоп-кадр. Оказалось, нет. На съемочной площадке рядом с режиссером и оператором всегда присутствует фотограф. И снимает все то, что видит. Потом именно эти кадры используются в рекламных кампаниях по всему миру. В советские времена существовала даже специальная норма. Студия должна была отправить по шестьдесят комплектов фотографий в "Рекламфильм", "Союзинформкино" и сто комплектов в "Совэкспортфильм" после каждого отснятого фильма.

    К сожалению, с развалом Союза эта практика была забыта. Первые фильмы независимого Кыргызстана были отсняты без участия фотографов. В результате на Западе не сумели организовать полномасштабную рекламную акцию некоторых наших фильмов, поскольку не было необходимого исходного материала.

    - Причем работа фотографа в кино начинается раньше, чем работа оператора, - говорит Александр Федоров. - Подбор актеров начинается с фотопроб. Нередко на это уходят метры пленки. Например, когда искали исполнителя на роль мальчика в фильме "Белый пароход", мы сфотографировали, наверное, всех мальчиков Кыргызстана соответствующего возраста и национальности. Причем ребенок, который позже был утвержден, пробовался третьим. Он сразу всем понравился. Но Шамшиев - режиссер фильма - посчитал, что трех кандидатов недостаточно.

    Лица этих мальчуганов и сегодня хранит фотопленка. Как хранит она и тысячи других лиц и событий страны.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23343/


Распечатать: Архиважный архив РаспечататьОставить комментарий: Архиважный архив Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Архиважный архив Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007