Распечатать: Из поздней пушкинской плеяды РаспечататьОставить комментарий: Из поздней пушкинской плеяды Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Из поздней пушкинской плеяды Посмотреть комментарии

13 июня 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Из поздней пушкинской плеяды

    Давид Самойлов задолго до своего ухода из жизни как будто пророчески предвидел, как это произойдет с ним самим.

    ...Но если не захочет возвратиться

    Душа, усилья медиков - ничто.

    Она куда-то улетит, как птица,

    На дальнее, на новое гнездо.

    И молодой реаниматор Саня

    Устало скажет: "Не произошло!"

    Это в стихах. А вот как было в реальной жизни. Когда после долгих усилий реаниматоры на какие-то секунды заставили биться его остановившееся сердце, он сказал: "Ребята... все в порядке!"  И тут же ушел навсегда. Легко и просто. Это произошло в 1990 году. На рубеже, за которым великой державе и ее составным 15 республикам было уготовлено столько тяжелых испытаний. Судьба как бы постаралась уберечь своего избранника от горьких разочарований, душевных тревог и новых испытаний. Хотя своим провидческим даром Самойлов и тут предугадал ход событий. В письме Лидии Чуковской, оказавшемся последним в его жизни, поэт писал: "Да, выпало нам жить при последнем акте исторической драмы. Боюсь, что не только героям, но и статистам достанется".

    Участник Великой Отечественной войны, он был автором ставших хрестоматийными строк:

    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    Строфы эти звучали на поэтических вечерах из уст самого поэта, с эстрады в интерпретации профессиональных артистов-чтецов и самодеятельных исполнителей, на подмостках Театра на Таганке. Магическая привлекательность их в удивительном сплетении драматизма ситуации "сороковые, роковые, свинцовые, пороховые..." и тут же неожиданное к трагическому "война гуляет" и отчаянно бесшабашное "а мы такие молодые".

    И следом более зрелое, осмысленное, вошедшее в суть и плоть автора:

    Как это было! Как совпало -

    Война, беда, мечта и юность!

    И это все в меня запало

    И лишь потом во мне очнулось!..

    Признание, выстраданное, идущее из глубин души и в какой-то мере объясняющее поздний прорыв поэзии Давида Самойлова.

    Поэт ушел из жизни 23 февраля, не дожив до своего 70-летия три с небольшим месяца. Ушел, как солдат. Он сделал доклад на организованном им вечере памяти Бориса Пастернака в Таллине, ушел со сцены и за кулисами упал. Реаниматорам удалось завести его мотор, словно только за тем, чтобы он успокоил своих друзей: "...Все в порядке!"

    Юность Самойлова пришлась на годы, овеянные романтикой. Его творческий путь начинался в ИФЛИ. Большинство его институтских товарищей, как и он сам, ушли со студенческой скамьи на фронт. Что с ними сталось, об этом Самойлов скажет много позже:

    Они шумели буйным лесом,

    В них были вера и доверье,

    А их повыбило железом,

    И леса нет - одни деревья.

    Самому ему посчастливилось остаться живым в той чудовищной войне. Хотя можно представить, чего стоило 21-летнему юноше пройти ее всю от и до во фронтовой разведке.

    В литературу Давид Самойлов пришел достаточно поздно - на рубеже 50-60 годов XX века. Хотя стихи он начал писать еще до войны, но первая его книга стихотворений "Ближние страны" вышла в 1958 году. Естественно, в ней было немало произведений, посвященных Великой Отечественной и тому, что ей сопутствовало.

    Следующий сборник - "Второй перевал" - появился через шесть лет. Название книги было предопределено в какой-то мере программным стихотворением:

    Сорок лет. Жизнь пошла

    за второй перевал.

    Я любил, размышлял, воевал.

    Кое-где побывал,

    кое-что повидал,

    Иногда и счастливым бывал.

    Еще через шесть лет вышел третий сборник - "Дни". Такая неспешность поэта с изданием своих сочинений объясняется его повышенной требовательностью к собственному слову. Чтобы оно было нужным людям, требуются годы напряженного труда - таковым было творческое кредо Самойлова.

    Вся его деятельность на литературном поприще как бы служила иллюстрацией к словам его собрата по поэтическому цеху Николая Ушакова: "Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь".

    Литературное наследие Самойлова сравнительно невелико. Наиболее крупным прижизненным изданием стал выпущенный в 1989 году двухтомник его избранных произведений. Но почитатели таланта и исследователи его творчества сходятся во мнении, что ему удалось сказать в стихах все, что он хотел. В них есть и судьба, и боль, и свой мир, и пушкинские легкость и изящество. Как завет воспринимаются сегодня строки Самойлова:

    Пусть нас увидят без возни,

    Без козней, розни и надсады.

    Тогда и скажется: "Они

    Из поздней пушкинской плеяды".

    Я нас возвысить не хочу.

    Мы - послушники ясновидца...

    Пока в России Пушкин длится,

    Метелям не задуть свечу.

    Несмотря на все испытания, которых в достатке выпало на долю людей его поколения, Давид Самойлов прожил удавшуюся, достойную жизнь.

    * * *

    Когда уже надежды нет,

    И опостылел белый свет,

    И невозможно жить с людьми,

    О господи, подай любви!

    Когда нет солнца в небесах,

    И птицы не поют в лесах,

    И в синем море нет ладьи,

    О господи, подай любви!

    Когда почти что свет угас

    И близится последний час,

    Душа в порыве воззови:

    О господи, подай любви!

    Когда уже лежишь на дне,

    Не мысля о грядущем дне,

    Но что-то теплится в крови:

    О господи, подай любви!

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23327/


Распечатать: Из поздней пушкинской плеяды РаспечататьОставить комментарий: Из поздней пушкинской плеяды Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Из поздней пушкинской плеяды Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007