Распечатать: Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание? РаспечататьОставить комментарий: Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание? Посмотреть комментарии

30 мая 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание?

    Идеи интеграции пяти республик нашего региона витают уже давно. Одна из последних - Центрально-Азиатский Союз (ЦАС). Сама же интеграция является естественной по многим причинам. У нас общая история, сходство культур, близость границ, общие водноэнергети-ческие проблемы и вызовы безопасности. Но кроме мнений о пользе такой интеграции есть немало доводов, что лучше повременить с таким объединением...

    Муратбек ИМАНАЛИЕВ, президент Института общественной политики, Чрезвычайный и Полномочный Посол

    Между Западом и Востоком

    - Хотелось бы отметить, что ни одной из центральноазиатских стран пока не удалось создать национальную систему ценностей, которая, с моей точки зрения, лежит в основе стабильного, уверенного развития государства, а также сбалансированной, понятной партнерам и собственному народу, эффективной внутренней и внешней политики. Серьезной проблемой также остается низкий уровень интеграции экономик государств региона в мирохозяйственные связи. Стратегический экономический интерес и Востока, и Запада сфокусирован на энергоносителях Центральной Азии, причем никто не скрывает этого. Вопрос в том, кто быстрее освоит "центральноазиатский нефтегазовый резервуар".

    Но, несмотря на неуспех общего дела, вряд ли ошибусь, если скажу, что Центральная Азия в будущем может стать единым геополитическим и геоэкономическим посредником между Востоком и Западом, Севером и Югом. И для этого существуют реальные возможности. Хочу лишь добавить, что в историко-культурном аспекте Центральная Азия уже на протяжении длительного исторического времени является регионом схождения мировых культур - русской, персидской, китайской, арабской (через ислам). Одновременно Центральная Азия является стыком всех мировых религий. В этом контексте трудно переоценить роль России в сохранении и развитии единого экономического, культурно-образовательного пространства. И Россия обладает большими преимуществами, в частности, широкой социальной поддержкой, ориентированностью на нее элит и многими другими по сравнению с остальными большими игроками на центральноазиатском поле. Необходимо приумножить эти преимущества, в этом заинтересованы и центральноазиатские государства.

    Александр СОБЯНИН, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (Россия)

    Принцип Буратино

    - Что касается Кыргызстана, то он является наиболее подготовленным к вхождению в союз скорее с Россией, нежели с кем-либо еще. Да и тому же Казахстану без России такой сверхсложный проект осуществить не удастся. Так что шансов появления некоей Казахстанско-Кыргызской Федерации или другого подобного образования с участием Кыргызстана, но без России нет никаких. Но, по большому счету, нужно развивать одновременно не какой-то один, а несколько интеграционных проектов. До реальной интеграции еще далеко, а снимать напряжение в двусторонних отношениях Казахстана и Узбекистана, Кыргызстана и Узбекистана, Узбекистана и Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана, в других линиях необходимо уже сейчас. Через интеграцию это зачастую сделать гораздо легче, чем в формате двусторонних отношений.

    Вообще слишком уж много внешних сил, включая Россию и США, да и не только их, заинтересовано в том, чтобы регион Средней и Центральной Азии развивался по принципу бесконечной мыльной оперы: "Региональная интеграция либо возможна, либо невозможна. Если она невозможна, то ее не будет. Если она возможна - она произойдет. Или не произойдет". Это как в сказке о приключениях Буратино: "Если пациент мертв - его можно оживить. Или нельзя оживить".

    По поводу интеграционных инициатив Казахстана могу сказать, что в России к ним отнеслись по-разному, но в целом с плохо скрываемым раздражением. Хотя мне лично не кажется, что вообще имеет смысл реагировать на такие инициативы, если они настолько плохо подготовлены. Но если интеграция где-то и идет вперед, так это в Шанхайской организации сотрудничества. Можно спорить о том, достаточно ли учитываются в этом процессе интересы России, Казахстана, других активных игроков из числа членов ШОС, но президенты стран принимают решения в ходе саммитов, и этого вполне достаточно.

    Марс САРИЕВ, политолог

    Одной семьей

    - Что бы там ни говорили те, кто не заинтересован в процессе объединения наших республик, очевидно: в одиночку каждый только умирает. А от таких бед, как глобальный экономический кризис, можно спастись только всем миром. В случае объединения в рамках ЦАС плюсом для Кыргызстана станет то, что в лице Казахстана он обретет союзника, способного в значительной мере смягчить последствия продовольственного и топливно-энергетического кризисов. Как известно, в наиболее тяжелом положении предстоящей зимой окажутся Кыргызстан и Таджикистан.

    Если политические элиты соседних государств снизят "градус" своих амбиций, то вступление Кыргызстана в Центрально-Азиатский Союз скажется самым положительным образом на нашей экономике. Предпосылки есть уже сейчас: с казахской стороны, например, существенно смягчен таможенный и миграционный контроль в отношении кыргызстанцев. Вместе с этим появилась возможность взаимовыгодного сотрудничества в поставках муки, растительного масла, снят карантинный запрет на ввоз в Казахстан картофеля из Кыргызстана. Минусов в этом союзе для Кыргызстана я пока не вижу. Однако здесь нужно, чтобы было соблюдено одно условие: никаких покушений на государственный и экономический суверенитет Кыргызстана быть не должно. Все должно быть, на мой взгляд, по принципу семейных отношений. Где каждый вносит в "общий котел" свой посильный вклад, и совершенно не имеет значения, каков его размер.

    Атай МОЛДОБАЕВ, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете

    Объединиться можно, но...

    - Если говорить об идее создания Центрально-Азиатского Союза, то она, как известно, была впервые озвучена Нурсултаном Назарбаевым во время визита в Кыргызстан в апреле прошлого года. Более того, при поддержке кыргызского руководства на двусторонней основе были созданы Межгосударственный совет, Совет министров иностранных дел, а также инвестиционный фонд с уставным капиталом 100 миллионов долларов США. Причем следует отметить, что аналогичный фонд был учрежден и в Таджикистане, где идея экономической интеграции центральноазиатских государств была также поддержана.

    Однако в остальных государствах региона усталость от подобного рода интеграционных проектов весьма высока. Поэтому к данной инициативе Казахстана относятся весьма скептически, рассматривая в ней очередной интеграционный крах. Прежде всего отказ отдельных стран региона от участия в данном проекте сам по себе делает интеграцию маловероятной. При этом международные эксперты отмечают, что главной причиной для отказа является преследование собственных национальных интересов государства - инициатора проекта, в дан-

    ном случае Казахстана.  Во-вторых, разрыв в социально-экономическом положении государств региона весьма велик. Рано или поздно это может неблагоприятно сказаться на процессе объединения.

    В этом контексте интеграция рассматривается как способ усиления роли доминирующих стран в регионе. При этом велика вероятность неравномерного и неравноправного распределения ресурсов. Наконец, противоречия между странами региона в разрешении спорных вопросов могут значительно воспрепятствовать реализации проекта. На современном этапе более действенным механизмом могла бы послужить региональная кооперация стран во всех возможных сферах деятельности, одновременно являясь предпосылкой для дальнейшей интеграции государств региона.

    Дмитрий ОРЛОВ, корреспондент "МСН"

    Точка пересечения

    Впервые о том, что надо объединяться, сразу же после распада СССР заговорил казахский президент Нурсултан Назарбаев. В 1992 году он выдвинул идею образования единого союза тюркоязычных государств. Но тогда идея интеграции не получила никакого практического воплощения.

    Спустя два года - в 1994 году - казахской стороной был предложен еще один проект: "О формировании Евразийского союза государств". Его преамбула, кажется, написана не 14 лет назад, а будто вчера: "В настоящее время все страны СНГ продолжают испытывать глубокий кризис во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, идеологии, межнациональных отношениях". Проект Евразийского Союза был рассмотрен Советом глав стран СНГ. Но дальше этого ничего не сдвинулось и тут. И так до 2007 года, пока Казахстан вновь не предложил объединиться, уже в качестве Центрально-Азиатского Союза...

    Сравнительно недавно вопрос о создании ЦАС опять поднимался на высшем уровне. Казалось бы, очевидно: ничто не мешает объединению хотя бы части постсоветских республик. Тем более что причин для этого - явных и скрытых - предостаточно. Однако не все так просто. Противники интеграционных процессов сходятся во мнении, что страны Центрально-Азиатского региона имеют разные исходные условия для объединения. Причем не только с внешнеполитической, но и с экономической точки зрения.

     Амбиций у лидеров соседних республик действительно много. Никто не хочет чувствовать себя в качестве "младшего брата". Поэтому процесс объединения и не имеет той скорости, о которой мечтают в регионе. В частности, во время своего последнего визита в Казахстан президент Узбекистана Ислам Каримов сказал, что для начала необходимо создать свободную экономическую зону между странами региона и только потом говорить о создании политического союза. Эксперты считают, что это всего лишь интеллигентно сказанное "нет" узбекским лидером.

    Однако неправильным было бы думать, будто никаких интеграционных процессов между нашими странами вообще не происходит. В частности, мы просто вынуждены собираться на сезонные встречи, чтобы решить самый больной для региона вопрос - водноэнергетический, вопрос политической воли президентов центральноазиатских государств.

    На недавнем Евразийском медиа-форуме в Алматы министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин перечислил три главных принципа интеграции. Первый - сугубая добровольность. Второй - сугубая прагматичность. И третий - не только элитная, но и социумная поддержка (проще говоря, поддержка простого народа). Судя по всему, жители региона прекрасно понимают необходимость интеграционных процессов. Потому что всем очевидно: каждой из стран региона необходимо строить здоровую экономику и здоровое общество. А делать это вместе намного легче, чем порознь. Ну а можно ли при этом ставить знак равенства между демократией и стабильностью и насколько стабильность в нашем регионе соответствует западным ожиданиям - не суть важно. Странам Центральной Азии куда важнее вместе противостоять общим вызовам.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23142/


Распечатать: Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание? РаспечататьОставить комментарий: Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Интеграция: "неравный брак" или шанс на выживание? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007