Распечатать: Пиратству — бой РаспечататьОставить комментарий: Пиратству — бой Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Пиратству — бой Посмотреть комментарии

23 мая 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Пиратству — бой

    Нелегальная продукция - аудио- и видеодиски с музыкой, фильмами и прочими игрушками - извечная проблема не только нашей страны, но и зарубежья. Естественно, заинтересованы в лицензионной продукции ее авторы, а также те, кто помог материально раскрутиться. Но как бы ни боролись с контрафактом, он был и есть. И будет? Может, в этой тонкой сфере появится тот, кто искоренит всю нелегальщину? Однако, как показывает практика, у нас пиратского товара прибывает. Появились и местные мастера-записыватели. Подпольные. Немудрено, что

    с прогрессивной техникой можно сотворить не одну партию музыкальных альбомов. Но некоторым покупателям абсолютно все равно, что брать.

    Эрнест АБДЫЖАПАРОВ, кинорежиссер

    Выкрали и продали

    - Решение проблемы с аудио- и видеопиратством есть. Но вопрос, хотим ли мы этого? Значит, кому-то сверху выгоднее пиратская, нежели лицензионная продажа. Да и общество воздействует на недобросовестных продавцов, изготовителей контрафактной продукции. Если бы каждый прекратил покупать "пиратки", то внес бы вклад в борьбу с нелицензионной продукцией. Кроме того, насколько я знаю, у нас аннулирован закон о наказании распространителей дешевых некачественных копий. А ведь воруется художественный, интеллектуальный труд. Какая речь может идти о духовной культуре, воспитании? Это показатель, в каком обществе мы живем.

    В первую очередь государство должно принять меры. Но если их нет, то, значит, существующая ситуация на руку. В итоге замкнутый круг. Что же делать художнику, который не в силах что-либо изменить?

    На своем опыте я понял, что наши отечественные фильмы интересны публике. Мой "Боз салкын" до выхода на экран попал в руки "пиратов" и тут же был выпущен на дисках в огромном количестве. Мы подготовили тестовый диск для отчета международным организациям. Вот эта копия и была продана недобросовестным человеком всего за полторы тысячи сомов. Но, с точки зрения широкого просмотра, растиражированные копии были нехорошими. На тот момент мой фильм пребывал на доработке, и представляете мое состояние, когда разошлась неокончательная, сырая версия. Техническая сторона была слабая. Посмотрев дешевую работу, зрители подумали, что фильм не закончен и ждали продолжения. На самом деле это не так. Совсем иное мнение у тех, кто посмотрел настоящую лицензионную версию.

    В итоге пострадали я, автор картины, продюсеры. Труд был выкраден, продан. Финансы не были возвращены.

    Но это послужило нам уроком. На данный момент эксклюзивный окончательный вариант "Боз салкын" и еще одной моей картины "Айыл окмоту" переведен на русский язык и представлен ценителям кино. До этого мной они не выпускались с русским переводом. Впервые в истории нашего кинематографа оба фильма были номинированы в российской академии "Ника" и получили не только популярность среди поклонников кино у нас, но и в России. Сейчас у меня стартует новый проект "Влюбленный вор". Если бы были предполагаемые вырученные средства от моих прежних работ, то пришлись бы весьма кстати в создании моего нового фильма.

    Но, может быть, вопрос борьбы с пиратством временный. А нам важен отклик. Нам нужна коммерциализация искусства, востребованность. Вопрос должно также поднимать киноруководство.

    Ясно одно: любое художественное произведение должно быть запатентовано, необходим закон для уголовного наказания за воровство. А так называемая база отсутствует. Понятно, что некоторую контрафактную партию правоохранительные органы могут уничтожить, но полностью искоренить - нет. А ведь от пиратства поступают сумасшедшие деньги тем, кто в этом заинтересован.

    К примеру, один из моих фильмов шел в кинотеатре и параллельно на Ошском базаре продавались его копии. Диски расходились со свистом. "Пираты" тиражировали его ночами тысячными партиями. Вот такой опыт приобрели я, актеры и другие, кто участвовал при создании картин.

    АНДРЕЙ, любитель кино и музыки

    Главное - дешевле

    - Когда я узнал, что цена на пиратские аудио- и видеодиски составляет порядка двадцати сомов, удивился. Мне, честно говоря, без разницы, какую продукцию покупать. Главное - дешевле. Конечно, качество хромает. Но, извините, зачем мне платить баснословную сумму за лицензионный фильм? Тем более что на пиратских прилавках товар появляется свежий. То бишь только что появившийся в телевизионном прокате фильм буквально через несколько дней, а то и раньше, выдается покупателю в кинопрокат. А мое любимое кино из разряда классики, которое давно ходит на рынке, приобрету подороже. Но однодневки - нет. Поэтому я покупал пиратские диски. У меня уже целая коробка набралась. Со временем они мне надоели. Их не жалко выкинуть. Если будет акция по уничтожению контрафактной продукции, лично принесу для проката трактором.

    К тому же есть возможность выхода в Интернет, где можно найти новинки в

    аудио-, видеообласти. С появлением в моем компьютере Интернета предпочтение отдаю сайтам, которые предоставляют просмотр фильма или прослушивания музыки. Технология такова, что я сам могу записать на диск с Интернета фильм и смотреть сколько угодно посредством телевизора или сохранить в своем компьютере. Получается, что при желании я сам могу тиражировать копии дисков. 

    Шамиль АИЛЬЧИЕВ, заведующий сектором анализа аудио-, видеопиратства управления авторского права и смежных прав Государственной патентной службы КР

    Авторские права соблюдаются

    - У нас есть Конституция, Закон об авторском праве, в Гражданском кодексе предусмотрен раздел "Интеллектуальная собственность", в Уголовном кодексе одна из статей закрепляет нарушения авторских и смежных прав патентообладателей. Есть Кодекс КР об административной ответственности. Мы работаем на основании этих законов, которые закрепляют все нормы охраны авторского и смежных прав. В основном мы опираемся на нормативный акт об авторском праве, где предусмотрены личные, имущественные и неимущественные права авторов. Заключаем лицензионные договоры с пользователями на право использования объектов авторского и смежных прав.

    В Законе об авторском праве закреплены нормы, но не все хотят их исполнять. Существуют пользователи, которые без разрешения автора используют его труд. Такая категория именуется "пиратами".

    Ежеквартально мы мониторим, анализируем рынок аудио-, видеопродукции. Проверяем каждую торговую точку - откуда завозится, какова продажа и так далее. Мелкие, да и большие точки реализации приобретают товар на "Дордое", а также "Джунхае". А себестоимость таких дисков мизерная - от 25 сомов. Если взять частного предпринимателя, то с накруткой в Бишкеке или другом уголке республики их продают от семидесяти до ста сомов. Прибыль от пиратства реализатор имеет большую.

    На "Дордой", "Джунхай" продукция поступает из КНР, Казахстана, России и Узбекистана. В том числе у нас есть подпольные, неконтролируемые цеха, которые работают по патенту. Платят мелочь - пятьсот, тысячу сомов, а выпускают на много миллионов сомов. И распространение идет нелегально со всеми нарушениями прав авторов и правообладателей. Получается, без разрешения создателя выпускается его творчество и не выплачивается авторский гонорар. К пользователям мы относим телерадиокомпании, кафе, ночные клубы, концертные площадки, театры и другие заведения, которые вносят определенную плату за использование объектов авторского и смежных прав. В свою очередь Госпатентная служба КР выдает авторам это вознаграждение.

    ГПС КР заключены двусторонние соглашения с Российским авторским обществом, а также с авторскими обществами Узбекистана, Казахстана, Турции. То есть мы охраняем права зарубежных авторов и исполнителей, делаем им перечисления.

    С тех же самых концертов зарубежных артистов, которые проходят у нас, проводим сбор авторского вознаграждения и направляем авторам.

    Что касается наших пиратов, которые выпускают, к примеру, диски российских исполнителей, то относительно пресечения правонарушения нам всячески содействует Россия. Участвуем в семинарах, конференциях. На внутреннем рынке нам содействуют правоохранительные органы (на основании Инструкции о порядке взаимодействия Госпатентной службы КР с правоохранительными органами от 2001 года). К совместной работе подключены Генпрокуратора, финполиция, таможня и органы внутренних дел.

    Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности (чем руководствуются органы внутренних дел, финполиция), в их обязанность входят выявление и пресечение правонарушений в сфере высоких технологий. Если они могут прийти с проверкой в подпольные студии записи, то мы проводим мероприятия в основном в ЦУМе, на "Джунхае", "Дордое" и в других торговых точках Бишкека и областей КР.

    При изымании пиратской продукции наши сотрудники участвуют в качестве специалистов - устанавливают, действительно ли продукция пиратская. Кстати, на "Дордое" вообще нет лицензионной - ее невыгодно продавать (сюда приезжают в основном оптовики). А цена на лицензионную со всеми документами от трехсот сомов и выше.

    Искоренить контрафактную продажу нельзя, можно только сократить. К примеру, у нас низкие штрафные санкции - пятьсот-тысяча сомов. Пирату не проблема их выплатить и завтра же открыть новый павильон. Чтобы обосновать уголовное наказание, необходимо выявить крупный ущерб.

    Много случаев тиражирования труда национальных авторов. Как выйдет лицензионный диск, тут же появляется пиратский по заниженной цене. На базаре он может стоить и пятьдесят сомов. Советуем авторам обратиться в правоохранительные органы и к нам.

    По моему мнению, в дальнейшем нужно проводить работу по ужесточению мер. Прежде чем предоставлять торговую точку предпринимателю, те же самые налоговики, органы местного самоуправления должны выяснить, чем будут торговать.

    Если предприниматель намеревается реализовывать аудио- и видеопродукцию, необходимо требовать разрешения и договора с правообладателями.

    Наша служба занимается регистрацией заявок и охраной интеллектуальной собственности. Какие-то санкции мы не можем налагать.

    Цены на лицензионную продукцию устанавливают правообладатели.

    Юлия СУШКОВА, корреспондент "МСН"

    Зачем хранить хлам?

    Что говорить, убого смотрятся многочисленные полки, которые расположились в городе, с яркими некачественными картинками на коробках с видеоверсиями фильмов. Но постоянно люди толкутся возле дисков и выбирают киношку по душе. А что? Цена символическая. Да и выбор более или менее. А зайдешь в фирменный магазин: продукция красиво упакована, и при просмотре картинка не прыгает - четкая, звук чистый. Перевод профессиональный и не слышно гнусавого голоса звукача.

    Однако действительно, почему мы говорим о борьбе с нелицензионкой, но не поднимаем вопрос о том, отчего представители лицензионки не заботятся о том, чтобы обеспечить покупателей широким выбором кино или музыки? И речь идет не только о новинках, но и шедеврах прошлого столетия. Да и стоит урезать сумму на товар. Но у легальщиков крупные материальные заботы. В отличие от пиратов им нужно платить налоги, в том числе таможенные сборы, потратиться на приобретение авторских и смежных прав. Хотя наверняка и пиратам нужно какому-нибудь начальнику отстегнуть копейку. Не могут же они так свободно себя чувствовать на рынке. Но если верить госструктуре, есть и добросовестные бизнесмены, которые приносят свой контрафакт на истребление. Так, на недавнюю акцию "Стоп пиратству!" торговец заявился с партией дисков и выступил перед публикой. Подобное мероприятие по уничтожению продукции проходит ежегодно. Это, выходит, еще раз говорит о том, что производство плохих фильмов и музыки набирает обороты. Но избавляться от мусора нужно. Зачем хранить хлам?

    Имеются и другие случаи, когда конкуренты сводят счеты друг с другом. То есть аналогичный павильон с контрафактными дисками подает жалобу на своего же товарища. В итоге наведывается инспекция. Хотя и сами стукачи могли бы быть подвергнуты штрафным санкциям.

    Сейчас на нашем рынке три фирмы, которые на официальном уровне легально представляют интересы мировых киностудий. То есть на законных основаниях не тиражируют, а привозят лицензионные фильмы на дисках голливудских и российских правообладателей. Но это малый перечень законопослушных граждан. Одна из таких организаций - студия "М-star", которая заключила договор с Госпатентной службой КР и выпускает лицензионную продукцию кыргызских авторов. "М-star" вместе с автором устанавливает цену. Восемь процентов от продажи уходит создателям. Как правило, на лицензионном диске может быть записана одна картина (или один сборник). 

    Но с высокими технологиями, компьютерным оборудованием и прочими ноу-хау нынешнего века пираты умудряются изготавливать и хорошего качества диски. Здесь и цена повыше.

    Кстати, на недавней сессии Жогорку Кенеша депутат Зайнидин Курманов выступил с поправками в законопроект об авторском и смежных правах. Как отметил народный избранник, сейчас любой желающий может получить нужное ему произведение. Использование объектов авторского и смежных прав требует совершенствования деятельности в сфере новых цифровых и компьютерно-сетевых технологий. Новые изменения в закон посвящены техническим средствам, установят контроль правообладателя за использованием произведения в виртуальном пространстве. Помогут ли нам новые поправки - опять же вопрос времени.

    Юлия СУШКОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23036/


Распечатать: Пиратству — бой РаспечататьОставить комментарий: Пиратству — бой Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Пиратству — бой Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007