Распечатать: Какой хлеб мы едим? РаспечататьОставить комментарий: Какой хлеб мы едим? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Какой хлеб мы едим? Посмотреть комментарии

1 мая 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Какой хлеб мы едим?

    Прошлогодний ажиотажный взлет цен на хлебобулочную продукцию заставил заговорить о продовольственной безопасности. Тотчас стали подниматься вопросы увеличения урожайности и посевных площадей, стимулирования сельских товаро-производителей, своевременной закупки за рубежом недостающих объемов зерна. При этом был упущен один из ключевых вопросов: способна ли страна хранить такие запасы? Своими мнениями по этому поводу поделились эксперты.

    Александр ШЕФНЕР, директор независимой хлебной инспекции

    Нужен закон о зерне

    - Зерно - живой организм и требует к себе должного отношения. Сегодня мы много говорим о том, что надо больше выращивать, забывая, что нужно еще суметь сохранить. Больным вопросом остается зараженность хлебных запасов вредителями. При Союзе этому вопросу уделялось пристальное внимание. Перед началом уборки зерновых элеваторно-складские хозяйства обязаны были провести подготовку материально-технической базы, санитарную обработку помещений. Сегодня такая работа практически не ведется, поэтому потери нередко достигают половины натурального веса.

    Почему возникло такое положение? Одна из причин, на мой взгляд, - огромное число производителей. Одних мельниц у нас более трех тысяч, не говоря уже о количестве фермеров и крестьян, выращивающих пшеницу, причем далеко не все из них специалисты. Вторая причина - отсутствие компетентной службы, которая бы предоставляла услуги по химобработке запасов. Сельские товаропроизводители предоставлены самим себе: кое-кто самостоятельно пытается газировать помещения, завозит препараты, но, как правило, эффект при этом практически нулевой. Ну а самое главное упущение - это то, что мы до сих пор не имеем закона о зерне, который есть в каждой развитой стране. Это привело к полной безответственности как производителей зерна, так и тех, кто призван его хранить. Заниматься зерном следует разрешать лишь тем, кто способен соблюдать все санитарные правила, ведь допуская зараженность в одном месте, мы способствуем ее повсеместному распространению. Решением этой проблемы прежде всего должен озаботиться наш Минсельводхозпром.

    Марс АМАНАЛИЕВ, руководитель Озонового центра при МЧС

    Налицо повсеместная зараженность

    - С 2002 года в Кыргызстане реализуется госпрограмма по выведению из использования озоноразрушающих веществ. Одним из них является бромистый метил, применяемый в сельском хозяйстве для защиты зерна от насекомых-паразитов. На протяжении трех лет мы работаем над внедрением альтернативы этому веществу, а также новых безопасных технологий хранения зерновых на хлебоперерабатывающих предприятиях и в крестьянско-фермерских хозяйствах. При этом столкнулись с серьезной проблемой: как выяснилось, в республике практически перестали обрабатывать зерно при хранении, что привело к повсеместной зараженности.

    В советское время все зерновые запасы хранились централизованно в восьми крупных государственных элеваторах, рассредоточенных по всей стране. При этом была возможность "оптом" обрабатывать все зерно. После обретения независимости и проведения аграрно-земельной реформы условия хранения резко ухудшились. Теперь оно в основном хранится на частных складах и подворьях. Загрузка элеваторов уменьшилась, большинство из них пришли в упадок и не отвечают необходимым требованиям.

    Ныне правительство предпринимает меры по обеспечению госзапаса продовольственного зерна, говорится о закупке 100 тысяч тонн. Возникает резонный вопрос: а сумеем ли мы обеспечить его сохранность? Госматрезервы заключают договоры по хранению с несколькими частными комбинатами. Недавно по стране прокатилась череда громких дел, связанных с хищением зерна. По мнению наших специалистов, эти потери отчасти вызваны и несоблюдением технологий хранения. Мы были там и видели это зерно. Так, партия, которая перевозилась из Кара-Суу в Кара-Балту, буквально кишела насекомыми.  Как можно при этом не терять продукцию?

    Вячеслав РУДЕНКО, директор Республиканской государственной семенной инспекции при Минсельводхозпроме

    Для нас это ЧП

    - Не только продовольственное зерно обеспечивает продовольственную безопасность, ключевая роль в этом отводится и производству семенного материала. Его объемы в республике составляют порядка 130-140 тысяч тонн. Наши семхозы производят порядка 60-70 тысяч тонн в год. По ГОСТам в семеноводстве при хранении вообще недопустимо наличие амбарных вредителей в зерне. Для нас это ЧП, однако такие факты встречаются повсеместно.

    За рубежом фермер не хранит у себя зерно, а сразу сдает на элеваторы. Получил деньги - и нет головной боли. У нас же он вынужден держать продукцию в своем хозяйстве. В лучшем случае это сарай, в котором проведена побелка или поверхностная обработка каким-либо препаратом. Также стоит отметить, что лишь половина складских помещений отвечает необходимым условиям хранения. Так, в феврале этого года в Кеминском районе по госзакупкам была приобретена партия семян. При потеплении, когда стали проверять всхожесть, она упала на 20-30 процентов. Начали разбираться, оказалось, семена поражены амбарными вредителями. Как-то хранили семенной материал в Караколе и в Джалал-Абаде, через год он практически весь превратился в шелуху.

    Другая проблема - крысы. По международным стандартам все семена должны затариваться в мешки и реализовываться только с этикетками. К сожалению, этого у нас не получается. Крестьяне постоянно жалуются, что грызуны рвут мешки и смешивают семена.

    Несколько лет назад мы разрабатывали закон о зерне, и он был практически завершен. Почему он так и не был принят, неизвестно. А такой закон нужен, и он должен быть суров. Сегодня у нас порядка полутора сотен семеноводческих хозяйств занимаются зерновыми колосовыми и кукурузой. Начинаешь предъявлять им претензии по санитарным условиям, они оправдываются, мол, не к кому обратиться для проведения химобработки. Чтобы такого не было, в республике должно быть минимум два передвижных отряда, которые бы выполняли эту работу. На эту проблему должно обратить внимание правительство.

    Валерий НОВИКОВ, директор ОАО "Буудай-Кара-Балта"

    Не имеем права допускать такое

    - Прогнозируется, что к концу маркетингового года (31 мая) в мире останется всего 109 миллионов тонн зерна. Это самый низкий показатель за последние тридцать лет. Три года подряд мировое сообщество проедает больше зерна, чем производит, и положение стало очень тяжелым.

    У нас на элеваторе хранится более 40 тысяч тонн зерна. Оно завозится из России и Казахстана и имеет отличное качество. "Грязное" зерно у наших фермеров и крестьян мы не принимаем, а такая продукция сегодня почти у каждого третьего. Ведь даже при заражении одного-трех процентов потери будут огромными. И тогда народ спросит с правительства, Госматрезервов и нас: "Почему допустили такое в тяжелое для страны время?" Для сохранения запасов требуется лишь провести химическую обработку. И у нас такая возможность есть, а вот у 250 тысяч мелких хозяйственников ее нет. Там царит полный бардак. В лучшем случае некоторые промывают зерно в ваннах, другие сдают на мельницы, тоже неподконтрольные государству. Затем эта грязная мука попадает в пекарни. И мы все это едим.

    Николай ОЖЕРЕЛЬЕВ, национальный консультант Озонового центра при МЧС

    Следует восстановить службу

    - Сегодня буквально по пальцам можно пересчитать предприятия, занимающиеся защитой хлебных запасов. Это "Кара-Балта- Дан-Азык", "Ак-Суу- Дан-Азык" и "Алтын- Дан-Азык" и парочка на юге. Во времена Союза эти мероприятия проводила специальная экспедиция по защите хлебных запасов. Было задействовано порядка 45 высококвалифицированных специалистов с минимальным производственным стажем 3-5 лет, были и корифеи, проработавшие по 25-30 лет. Мы регулярно занимались их подготовкой, проводили обучающие мероприятия, отправляли на стажировки в Алма-Ату, Ташкент, Краснодар. Сегодня таких работников осталось пять-шесть, но и те не имеют допуска к данной деятельности, связанной с угрозой для жизни. Поэтому сейчас как никогда назрела необходимость создания республиканской специализированной мобильной службы. Для этого необходимо укомплектовать ее специалистами-фумигаторами, оснастить их спецоборудованием и транспортом для перевозки ядов и инвентаря. Озоновым центром разработаны новые технологии по проведению химобработок против вредителей зерна. В нашем распоряжении имеются необходимые химические препараты и оборудование. Мы апробировали методы борьбы с вредителями, позволяющие добиваться 92-95-процентной эффективности. Нужна лишь поддержка республиканских органов власти.

    Максим ЦОЙ, корреспондент "МСН"

    Не ценим то, что имеем

    Многие хозяйки уже с опаской относятся к приобретаемой на рынках муке. На сите, которым они ее просеивают, остается много "мусора". И это неудивительно, ведь, по свидетельству экспертов, в килограмме зерна, хранящегося на местных элеваторах, можно обнаружить более 250 личинок насекомых-вредителей, тогда как предельно допустимое содержание - 15. Амбарные вредители плодовиты: при благоприятных условиях они способны откладывать до 800 яиц в месяц, в зависимости от вида. Ущерб, наносимый ими, колоссален. Пораженное зерно теряет свои продовольственные, фуражные и семенные качества. Продукты жизнедеятельности вредителей содержат токсичные вещества и вызывают кишечные отравления.

    В соответствии с ГОСТами все предприятия обязаны контролировать наличие вредителей в зерне и продуктах его переработки и дважды в год проводить химзащитные мероприятия. Однако на деле эти требования повсеместно игнорируются.

    При зараженности зерна даже на 3 процента потери достигают 30 тонн с каждой тысячи, в денежном выражении это составляет порядка 300 тысяч сомов. Между тем, по подсчетам экспертов, обработка такого объема зерна потребует около 30 тысяч сомов. О целесообразности и выгодности соблюдения правил хранения говорят цифры, вот только непонятно, почему до сих пор ничего не предпринимается.

    Максим ЦОЙ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22772/


Распечатать: Какой хлеб мы едим? РаспечататьОставить комментарий: Какой хлеб мы едим? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Какой хлеб мы едим? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007