Распечатать: Идейная пропитка РаспечататьОставить комментарий: Идейная пропитка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Идейная пропитка Посмотреть комментарии

25 апреля 2008

ДВА АВТОРА

Идейная пропитка

    В  Кыргызстане отсутствует арт-рынок. К такому выводу пришли участники круглого стола в Музее ИЗО, стартовавшего в рамках проекта "Однокурсники Б-62". О развитии отечественного изобразительного искусства рассуждали художники Нурдамир Конгурбаев, Жамалбек Кожахметов, Алымкул Ботаканов, искусствоведы Гульчехра Токтосунова и Людмила Прыткова.

    Пора, считают они, браться за реформу образовательного процесса, ведь результатом устаревших методик становится невостребованность молодых художников. В унисон живописцам вторят и педагоги, предлагая активно сотрудничать с иностранными коллегами, благо те всегда готовы помочь.

    По мнению немецкого художника Максима Нероды, одного из организаторов выставки "Посылка для Кыргызстана", инициативу строительства местного арт-рынка должна проявить кыргызстанская молодежь.

    - Согласен с тем, что арт-рынка в Кыргызстане нет, но есть другой - сувенирный. И художественные учебные заведения готовят кадры для него. Образование ведется по старинке - молодой художник приобретает навыки по изготовлению конечного продукта. Похожая ситуация и в России. Будучи студентом одного из новосибирских технических вузов, я всерьез увлекся изучением истории искусств. В этом городе готовят художников три учебных заведения. Ни одно из них не соответствует европейским стандартам преподавания, где учат творить, не отклоняясь от общепринятых норм. Поэтому молодежь вынуждена самостоятельно организовывать выставки в кафе, подвалах.

    Что касается меня, то с современным искусством я познакомился благодаря Интернету и посещению частных курсов художника Константина Скотникова. Помимо литературы по рисунку, печатной графике и истории искусств в его библиотеке собрана целая серия изданий по современному искусству. В Бишкеке такие возможности открывает клуб "АртИст", во главе которого стоят энтузиасты Муратбек Джумалиев и Гульнара Касмалиева.

    Еще одна беда кыргызстанских мастеров - информационный вакуум. Молодежь не в курсе художественных мероприятий, проводимых в столице. Например, параллельно с реализацией проекта "Посылка для Кыргызстана" мы проводили воркшоп, где желающие могли не только познакомиться с современным искусством, но и проявить талант в этой области. Однако на занятия приходили социологи, журналисты, дизайнеры и не было ни одного студента из Академии художеств или чуйковцев. Это говорит о пассивности молодежи и ее замкнутости, в чем немалая "заслуга" ее педагогов. Жаль, что нет конкретного человека, который бы взял на себя миссию налаживать контакты с вузами других стран, приглашать известных художников и искусствоведов. Что касается Кыргызского национального музея изобразительных искусств, то, на мой взгляд, его руководству стоит делать ставку на профессиональных менеджеров, которые могут сдвинуть дело с мертвой точки.

    - В Кыргызстане много пожилых художников, которые занимаются своим, устоявшимся искусством, - высказалась выпускница бременской Академии искусств Летиция Норкайт. - Но мир изменился, и с ним изменилось искусство. Старшее поколение кыргызстанских художников противится ступить на новый путь. В Европе дело обстоит иначе. Например, в художественных вузах Германии академическое образование не является первостепенным. Основной упор делается на профессиональные дисциплины. Студентов с самого начала отпускают в свободное плавание в поисках идей. За группой присматривает профессор, с которым молодежь находится в постоянной дискуссии. Но он не указывает молодым мастерам, как воплотить в реальность замысел, а ведет диалог на теоретическом уровне. Кроме того, авторов обучают организации собственных выставок.

    На круглом столе в Музее ИЗО, посвященном проблемам художественного образования в Кыргызстане, директор колледжа "Дизайн и реклама" Алексей Немых высказал мнение: "Зачастую уровень самих педагогов оставляет желать лучшего, а потом мы удивляемся, откуда у студентов тяготение к китчу. Необходимы учебные материалы, на которых можно было бы воспитывать художественный вкус молодежи, а также организация стажировок для преподавателей".

    По мнению искусствоведа Людмилы Прытковой, молодое поколение существенно отличается от своих родителей. И здесь традиционные методы обучения не всегда срабатывают. Выход искусствовед видит в сочетании новаторских идей молодежи и творческом подходе к своей работе художников-преподавателей, которые не будут слепо копировать уже известные наработки.

    - Мы должны не только сохранить свою самобытность и традиции, но и стараться соответствовать уровню XXI века, - считает Прыткова.

    Шагать в ногу со временем во многом помогают меценаты. В прошлом году заметным событием культурной жизни столицы стал арт-проект "Эпоха", организованный одним из столичных банков. До этого подобных выставок в Музее ИЗО не проводили.

    По мнению Максима Нероды, на счету которого участие в обучающей программе "Культурные менеджеры из Средней и Восточной Европы Фонда Роберта Боша", "Эпоху" сложно назвать выставкой современного искусства.

    - На мой взгляд, это скорее своеобразные action или поп-культура, - говорит он. - Но первые шаги сделаны, и на этом не следует останавливаться.

    - Этот проект я восприняла как своеобразный культурный отчет о пятнадцатилетней независимости Кыргызстана, - заявила  Летиция Норкайт. - За это время кыргызстанские художники попробовали себя в разных жанрах искусства. Замечу, что среди представленных работ были и такие, что вполне соответствуют уровню европейского современного искусства, где художественное творчество органично сочетается с наукой. Ведь сегодня слово "искусство" не значит "красиво". Здесь главное, чтобы произведение выражало идею мастера.

    - Утверждать, что у нас отсутствует художественный рынок, неправильно, - уверена искусствовед и хранитель Научно-исследовательского музея Национальной академии художеств Гульчехра Токтосунова. - Он просто не развит и находится в зачаточном состоянии. Нужны конкурсы, художественные программы, гранты. Молодые художники должны почувствовать поддержку со стороны государства. Мастеру всегда легче найти свой путь в искусстве, если он осознает свою значимость и нужность.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22663/


Распечатать: Идейная пропитка РаспечататьОставить комментарий: Идейная пропитка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Идейная пропитка Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007