Распечатать: Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса? РаспечататьОставить комментарий: Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса? Посмотреть комментарии

25 апреля 2008

ДВА АВТОРА

Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса?

    Сегодня только ленивый не ругает вузы за низкое качество предлагаемого образования. Нельзя сказать, что государственные органы управления образованием не слышат критики. В то же время непонятно, почему они так слабо реагируют на то, что делают наши близкие и дальние зарубежные коллеги для повышения образовательного уровня граждан. Ведь от него зависит качество нашей жизни, которое обеспечивается внедрением новых технологий во все области жизнедеятельности общества.

    Если присмотреться к опыту наших соседей, включая бывшие советские республики, то нетрудно заметить, как решительно они интегрировали свои образовательные системы в глобальные образовательные процессы, одним из которых является Болонский, наиболее близкий и понятный нам по своим целям, задачам и культурно-образовательным ценностям.

    Когда десять лет назад четыре ведущие страны Западной Европы подписали в Болонье Декларацию о совместных усилиях в преобразовании национальных систем высшего образования, всем профессионалам стало ясно, что решить самостоятельно вопросы качества высшего образования, создания широкого рынка знаний и повышения эффективности научных исследований, проблемы трудоустройства выпускников вузов ни одна даже высокоразвитая страна не в состоянии. Сегодня Болонскую декларацию подписали свыше 40 стран, в их числе Россия, Армения, Азербайджан, страны Восточной Европы и Балтии. Во всех этих странах сегодня активно внедряются новые образовательные технологии, обновляется материально-техническая база образования, расширяется международный обмен студентами и преподавателями, разрабатываются общие типовые документы о высшем образовании на основе единых требований к аттестации и аккредитации вузов.

    Некоторые вузы Кыргызстана уже больше десяти лет самостоятельно осваивают современные образовательные технологии, внедряют новые формы учебного процесса, нацеливающие студентов на получение качественного образования, а не просто на обладание "корочками" о высшем образовании. Особого внимания заслуживает то, что такой подход привлекает в страну иностранцев, желающих получить высшее образование, расширяет академический обмен студентами.

    Так, в Международном университете Кыргызстана с 1993 года учебный процесс строится на основе ключевого понятия современного высшего образования - кредит-час. Поясню. Кредит-час является в мировой практике основной единицей измерения трудоемкости изучения студентом учебной программы. Применение кредит-часа дает возможность сравнить время и результаты обучения студентов в вузах разных стран, что создает основу для признания эквивалентности наших дипломов дипломам зарубежных вузов. В свою очередь, это расширяет возможности наших студентов продолжать образование за рубежом, повышает их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. Построение учебных планов и программ на основе кредит-часов делает наше высшее образование понятным и привлекательным для иностранцев, что призвано увеличить экспорт образования. Для бюджета страны это может стать одной из весьма прибыльных статей. Достаточно сказать, что выручка от экспорта высшего образования в таких странах, как Австралия, Кипр, составляет почти четверть доходной части бюджета.

    В этой связи возникает вопрос, почему мы, располагая привлекательными климатическими, экологическими и туристическими ресурсами, не хотим пополнить государственный бюджет за счет конкурентоспособного профессионального образования?

    Широкое присутствие иностранных студентов на нашем образовательном пространстве заметно изменит общую ситуацию с качеством образования. Сама система высшего образования, открытая и понятная для зарубежных партнеров, значительно снизит коррупцию в высшем образовании.

    Руководствуясь этими соображениями, МУК первым из вузов Кыргызстана подписал Великую университетскую хартию, что по сути является признанием нашего права на обсуждение и реализацию европейских образовательных технологий.

    Вхождение Кыргызстана в евразийские образовательные структуры будет способствовать повышению качества образования и снижению коррупции. В этом смысле никто в мире пока не придумал ничего лучше кредитной технологии. Согласно ей студент непосредственно участвует в определении содержания своего образования, сроков и темпов обучения. Это позволяет студенту строить такую траекторию получения образования, которая делает возможным совмещение обучения с работой. В современных социально-экономических условиях наш студент сможет при такой образовательной технологии заработать деньги на частичную оплату своей учебы. Это повысит его заинтересованность в получении качественного и востребованного на рынке труда образования. Пока же большинство кыргызстанских студентов вынуждены учиться на деньги родителей.

    Что мешает сегодня внедрить кредитную технологию в полном объеме и тем самым заявить о нашем желании непосредственно присоединиться к Болонскому процессу? В первую очередь это нечеткие формулировки такой цели в республиканской стратегии развития высшего образования. Реализовать полностью кредитную технологию в отдельно взятом вузе нельзя. Необходимо установить единые правила для всех участников образовательного процесса. Только в этом случае мы реально обеспечим студенту право выбора вуза, возможность уходить из "родного" вуза в другой для продолжения образования и при желании возвращаться назад. Это дополнительно привлечет иностранных студентов, изъявивших желание проучиться у нас один или несколько семестров, что широко распространено за рубежом.

    МУК выступил инициатором практической интернационализации нашего высшего образования. По нашей просьбе Министерство образования и науки республики разрешило университету выдавать приложение к диплому общеевропейского образца - Diploma Supplement, что, как мы надеемся, поможет нашим выпускникам в продолжении образования и нахождении работы за рубежом.

    Для развития этого процесса надо внести существенные изменения в действующее законодательство, касающееся общей структуры ученых степеней и званий, как это сделали казахские коллеги. Все это будет способствовать росту конкурентоспособности нашего высшего образования. Уже сегодня можно привести в качестве примера привлечение более 600 студентов из Индии и Пакистана в Международную высшую школу медицины МУК.

    Мы обращаемся к педагогической общественности, лидерам, нацеленным на реформирование высшего образования, государственным чиновникам с просьбой повлиять на политическое решение вопроса о нашем отношении к Болонскому процессу.

    Нужен государственный подход к решению этой ключевой проблемы. Только в этом случае мы сможем занять свое место в Болонском экспрессе, а не будем прозябать на перроне в ожидании лишнего билетика.

    Асылбек АЙДАРАЛИЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22662/


Распечатать: Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса? РаспечататьОставить комментарий: Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007