Распечатать: Продать нельзя оставить РаспечататьОставить комментарий: Продать нельзя оставить Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Продать нельзя оставить Посмотреть комментарии

4 апреля 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Продать нельзя оставить

    Кыргызстан стоит на пороге очередного этапа земельной реформы, который будет иметь большие последствия не только для сельских жителей, но и всех граждан страны. Очевидно, что медлить с ним, учитывая плачевное состояние сельского хозяйства, нельзя, однако и бездумная спешка может лишь усугубить проблемы и породить новые ошибки и просчеты, как это мы уже испытали, когда форсировали процесс приватизации крупных хозяйственных объектов, обернувшийся развалом и разграблением народно-хозяйственного комплекса.

    То же может произойти и с землей, если она пойдет на продажу стихийно, без четкого плана, стратегии и закона.

    Гульзат Наматбекова, старший юрист проекта USAID по земельной реформе и развитию рынка земли

    По пути стран, добившихся успеха

    - Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон КР "Об управлении землями сельскохозяйственного назначения" был подготовлен рабочей группой, созданной Комитетом по агропромышленному комплексу ЖК в 2007 году.

    Мы предлагаем дополнения в этот закон, которые позволили бы горожанам становиться собственниками этих земель так же, как и юридическим лицам, которые занимаются выращиванием и переработкой сельхозпродукции. По существующему законодательству собственниками сельскохозяйственных земель у нас могут стать только люди, которые последние два года жили в селе. Причем многие главы айыл окмоту трактуют этот закон так, что собственниками земли могут стать только жители данного айыл окмоту, а жители из других сел и районов уже не могут сделать этого. Правом собственности также должны быть наделены сами айыл окмоту, банки и специализированные финансово-кредитные организации на определенный срок.

    Эти шаги, по нашему мнению и как показывает опыт земельной реформы в Молдове, будут способствовать быстрому развитию рынка земли, росту инвестиций в сельское хозяйство, совершенствованию финансово-кредитных механизмов. Почему в прошлом году остались невозделанными около 150 тысяч гектаров пахотных земель? Потому что нет свободного движения капиталов и людских ресурсов, вызванного главным образом отсутствием соответствующего закона. Крестьяне и фермерские хозяйства сами не в состоянии освоить все имеющиеся в их распоряжении земли, да к тому же и банки не могут обеспечить их кредитами, поскольку у банков нет права собственности на землю, которую крестьянин мог бы предложить в качестве залога. Богатый горожанин или городская компания, имеющие средства и новые технологии, не могут купить пустующие и неиспользуемые земли у нынешних хозяев. Последние, в свою очередь, не имея возможности обрабатывать эти земли, не могут их и продать с выгодой для себя, чтобы переехать в город и заняться там чем-либо более для них привлекательным. Реформы помогут выйти из этого замкнутого круга.

    Раиса Сидоренко, зам. председателя Комитета по земельно-аграрным вопросам и экологии ЖК КР

    Земля будет принадлежать тем, кто умеет возделывать ее

    - Такова объективность. Тот, кто может и умеет возделывать землю, не потеряет ее, а тот, кому это дело не по душе, рано или поздно лишится этой собственности. Что мы и видим на примере нынешнего Кыргызстана, когда многие тысячи формальных владельцев земельных участков в сельских районах давным-давно побросали их, уехав в города или даже покинув республику. Предлагаемый законопроект решает данную проблему в пользу заинтересованных граждан Кыргызстана и во благо экономики страны.

    Конечно, мы не знаем, как воспримет депутатский корпус наши предложения. В конце концов, именно они поставят точку в этом споре, и будет принят новый закон о земле. Но в стенах Жогорку Кенеша достаточно народных избранников, которые выступают как представители аграриев и которые будут лоббировать данный закон. Впрочем, во всем мире происходит концентрация земли в руках тех, кто работает с ней, что создает условия для зарождения крупных крестьянско-фермерских хозяйств и использования новых технологий и современной сельскохозяйственной техники. А много ли можно добиться на землях, которые разбиты на крохотные участки, подобно лоскутному одеялу? Даже простой полив превращается в головную боль. Так что этот процесс, каким бы болезненным он ни казался, необходим, если мы хотим двигаться вперед.

    Самирдин Жумашев, заместитель директора Государственного агентства по регистрации прав на недвижимое имущество при правительстве КР

    Рынок недвижимости станет динамичным

    - Убежден, что должны быть сняты все ограничения с граждан Кыргызстана, которые хотят и могут заняться сельским хозяйством. Те, кто имеют деньги, должны иметь право купить землю в любом уголке Кыргызстана и заниматься сельским хозяйством. То же касается и юридических организаций, занимающихся переработкой сельхозпродукции или имеющих хоть какое-то отношение к проблемам села. Они должны иметь право покупать эти земли и использовать их по назначению. При этом надо снять всякие ограничения на площади приобретаемых земель. Если человек или юридическое лицо может, пусть покупает 500, тысячу и даже 10 тысяч га. Главное, чтобы это были наши граждане, а не иностранцы.

    Если мы будем затягивать эти реформы, то сельское хозяйство будет оставаться убыточным и страдать от недостатка капитала и инвестиций, притока новых идей, двигаясь к полному краху.

    Так что здесь нет альтернативы. Надо всемерно поддерживать процесс продажи и купли земель сельскохозяйственного значения, чтобы они оказывались в руках тех, кто может успешно и умело обрабатывать их. А те, кто не умеют и не желают возиться с землей, должны иметь возможность ее продать.

    Абдыжапар Калыков, эксперт по недвижимости

    Еще не время идти на такой шаг

    - Я категорически против принятия подобного закона. Сегодня наша страна не готова к этому. Надо подождать еще как минимум пять лет, а после уже идти на такой шаг, если будет такая надобность. Представьте, что будет, если горожане - как физические лица, так и юридические - получат такую возможность? Естественно, сельские труженики, которые сегодня влачат полунищенское существование, лишатся земельных наделов, продав их горожанам. Таким образом примерно 70 процентов населения страны лишится земли и последнего средства существования. Конечно, Земельный кодекс в его нынешней форме носит дискриминационный характер по отношению к горожанам, не позволяя им стать владельцами земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли могут покупать и, естественно, продавать друг другу только сами сельчане. И это справедливо для нынешнего этапа нашего развития.

    Мои оппоненты, приводя контраргументы, говорят, что такая ситуация не способствует привлечению инвестиций в сельское хозяйство, что горожане богаче и, став владельцами сельскохозяйственных земель, будут лучше осваивать их. Приводятся также аргументы в пользу того, что с принятием нового закона банковские структуры также смогут использовать более эффективно земельные наделы в качестве залогового имущества. Если послушать их доводы, то выходит, чтобы привлечь инвестиции в сельские регионы, надо лишить сельчан земельной собственности. Но это же абсурд. Я уверен, что те, кто лоббирует принятие такого закона, в той или иной степени отстаивают интересы крупных землевладельцев, которые озабочены лишь своим кошельком. Тем не менее со временем принятие закона, дающее горожанам возможность приобретать сельские земли, может стать оправданным и необходимым. После того как мы наведем должный порядок в сельском хозяйстве, в том числе и осуществим массированные инвестиции по государственным программам поддержки регионов, научим крестьянина быть хозяином на земле, когда уровень жизни крестьян сравняется с уровнем жизни горожан, только после этого можно будет вводить закон, уравнивающий в правах на землю горожан и сельчан. Когда у сельчанина появится такой же шанс стать полноценным горожанином, как у горожанина крестьянином-фермером, готового поменяться с ним местами. Проводить же в жизнь такой закон в нынешних условиях - значит ускорить процесс обезземеливания крестьян.

    Замир ОСОРОВ, корреспондент "МСН"

    Сделать это в интересах народа, а не латифундистов

    - Ряд депутатов Жогорку Кенеша так же, как и значительная часть представителей состоявшегося класса землевладельцев и фермеров, поддерживают проект USAID, называя это вторым этапом земельной реформы. Однако есть и немало противников подобных предложений. В частности, против этого выступает член Комитета по земельно-аграрным вопросам и экологии ЖК Мурат Джураев, хотя в этом же комитете есть депутаты, которые не согласны с ним.

    Доводы противников законопроекта сводятся к беспокойству, что в итоге этих реформ положение крестьянина может только ухудшиться. Особенно это касается приграничных районов Кыргызстана, где данный законопроект лишь ускорит изъятие земли у наших крестьян и перехода ее в руки иностранных граждан через подставных лиц.

    А те, кто ратуют за реформы, уверены, что медлить с этим нельзя и не нужно бояться - риск есть всегда, но надо двигаться вперед.

    Конечно, в чем-то правы и те и другие. Реформы нужны, но проводить их следует без спешки, подходя дифференцированно к конкретным условиям каждого района и региона. На мой взгляд, начинать реформы следует с приграничных районов, отдельные участки которых остаются под угрозой потери или постепенного захвата соседями.

    Именно эти участки нуждаются в первую очередь в приватизации, чтобы в итоге они оказались в собственности состоятельного горожанина или авторитетного юридического лица, способного внедрить в сельское хозяйство передовые технологии. Чтобы сделать эти земли привлекательными для приватизации, следует подумать о государственной поддержке, льготных кредитах, наличии соответствующей охраны и поддержки со стороны правоохранительных органов. Именно так поступает Израиль. Такую же политику проводит и Узбекистан, всячески поддерживая хозяйства на границе с Кыргызстаном, что хорошо известно каждому, кто хотя бы раз пересекал государственную границу нашей республики с этой страной. Кстати, еще несколько лет назад представители казачьих общин Кыргызстана выдвинули предложение о передаче им в собственность приграничных земель республики, чтобы они основывали там свои хозяйства, а заодно помогали нашим пограничникам в охране госграницы.

    В общем, есть варианты решения существующих проблем. Главное, двигаться вперед, не стоять на месте и по ходу дела корректировать и вносить изменения и дополнения в этот непростой процесс, именуемый повышением качества управления землями сельскохозяйственного назначения.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22414/


Распечатать: Продать нельзя оставить РаспечататьОставить комментарий: Продать нельзя оставить Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Продать нельзя оставить Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007