Распечатать: Учительница бедная моя РаспечататьОставить комментарий: Учительница бедная моя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учительница бедная моя Посмотреть комментарии

28 марта 2008

ДВА АВТОРА

Учительница бедная моя

    Мой преподаватель любил повторять: "Не беда, что вы сдаете недоделанные курсовые. Но прошу вас, когда будете делать детей, доделайте их. А то потом недоделанные дети сдают недоделанные курсовые. И никак не прервать этот круг".

    Именно эти слова я вспоминаю каждый раз, когда речь заходит о проблемах современной системы образования, поскольку все добрые начинания останавливаются где-то в середине пути. И, как следствие, ситуация в системе образования если и меняется, то только в худшую сторону. Руководители вузов обвиняют школы, что те выпускают серую массу. Директора школ жалуются на недостаточное финансирование и намекают, что в первые классы к ним приходят физически ослабленные и не подготовленные к учебному процессу дети. Качество дошкольного образования спросить не с кого, поскольку это звено в нашей образовательной системе фактически отсутствует. При этом и те, и другие, и третьи говорят о проблеме педагогических кадров. Казалось бы, на решение именно этой проблемы нужно направить усилия в первую очередь. Однако уровень наших педагогов снижается год от года.

    Далека от мысли обвинять абсолютно всех учителей в непрофессионализме. Конечно, есть педагоги, которые пришли в школу по призванию, а не потому, что не нашли более высокооплачиваемой работы. Но, увы, таких людей очень мало. Казалось бы, тем выше должен цениться труд настоящих профессионалов. Но этого не происходит. Так, в нынешнем году педагоги, подготовившие победителей городской олимпиады школьников, получили только благодарственное письмо, в прошлом им вручили китайский миксер. Средняя же зарплата учителя составляет всего 1800 сомов. А нагрузки на педагогов растут с каждым годом, ведь фактическое количество учеников в школах в полтора раза превышает нормативное. Из-за нехватки средних образовательных учреждений 80 процентов сельских и 70 процентов городских школ работают в две смены, а 9 и 19 процентов соответственно в три.

    И вот что удивительно: из нищенского учительского жалованья деньги еще и постоянно вычитаются на различные "благотворительные" нужды. Так, по данным исследования, проведенного специалистами ЮНИСЕФ, учителей вынуждают покупать марки различных организаций, лотерейные билеты, книги отечественных мыслителей, подписываться на республиканские газеты. Учителя, которые являются самой незащищенной и социально обездоленной группой специалистов, обязаны поддерживать различные марафоны и телемосты. Например, в фонд празднования юбилея Таласской области у бедных педагогов вычли трехдневную зарплату. А в Иссык-Кульской области во время одного из марафонов каждой школе установили план - 10 тысяч сомов. Где возьмут эти деньги школы, которые, как известно, являются некоммерческими структурами с четко распланированным бюджетом, никого не волновало.

    Стоит ли удивляться, что одна из главных проблем современной системы образования Кыргызстана - нехватка квалифицированных кадров? Что опытные педагоги уходят из школы, а молодые люди просто не хотят сюда идти? Что из 72 тысяч школьных учителей доля педагогов старше 45 лет составляет 65 процентов? Более 11 процентов учительского корпуса - люди пенсионного возраста (свыше 60 лет). Молодых же специалистов в средних учебных заведениях всего 10 процентов. Получается, что у опытных педагогов нет не то что достойной смены, а вообще никакой.

    Однако наши чиновники от образования не хотят видеть очевидных причин и не перестают удивляться дефициту педагогов.

    - Ежегодная потребность в учителях не изменяется и составляет 4-5 процентов, - отметила министр образования и науки КР Ишенкуль Болджурова. - Складывается парадоксальная ситуация. Государство выделяет более 62 процентов грантов на педагогические специальности. Потребность в учителях должна была быть полностью перекрыта, но этого не происходит.

    Ответить тут можно только известной фразой: кормить надо лучше, чтобы не улетели. Но вот, кажется, эта простая мысль пришла в голову и чиновникам: Законом "Об образовании" предусмотрены надбавки за педагогический стаж, обещаны регулярные повышения зарплаты, для закрепления молодых специалистов в школах объявлена программа "Депозит молодого учителя". Но снова удивляются чиновники, "эти программы не смогли в полной мере выполнить свою задачу".

    Но ведь обещаниями сыт не будешь. А деньги, предназначенные учителям, все время теряются где-то по дороге. Так, вопрос о реальной выплате надбавок был поднят только в прошлом году, после того как группа педагогов подала в суд на Министерство финансов и выиграла дело. Процесс пошел? Не тут-то было.

    Сначала учителям объявили, что погашения будут производиться не деньгами, а государственными ценными бумагами. Потом решили, что все же деньгами, но позже. При этом чиновники сделали вид, что оказывают педагогам великую милость. Например, министр финансов КР Тажикан Калимбетова даже пожурила парламентариев, которые приняли решение о выплате надбавок.

    - Этим депутаты нанесли стране ущерб в особо крупных размерах. Эти деньги можно было направить на обновление энергетического оборудования или другие цели, - заявила Калимбетова.

    Таким образом, министр финансов, во-первых, предлагает жить по принципу "всем, кому должен, прощаю", а во-вторых, считает выплаты учителям ущербом государственным интересам.

    По той же причине не сработала и программа "Депозит молодого учителя". Напомню, проект стартовал в 2004 году. Согласно его условиям на имя молодого учителя, принимающего участие в конкурсе, открывается личный счет, куда государство ежемесячно перечисляет по три тысячи сомов. По условиям контракта деньги получают лишь те, кто отработал в школе три года. Сошедшие с дистанции в середине пути не получают ничего - деньги с их счета снова возвращаются в бюджет. В 2007 году свой депозит должны были получить первые 136 молодых специалистов. Однако деньги до адресата так и не дошли. Произошло это, по словам советника министра образования и науки Абдрашева, "из-за отсутствия четкого взаимодействия экономического отдела с районными отделами образования". При этом депозит был урезан, и ежемесячная выплата стала составлять всего 2 тысячи сомов. А за вычетом всех налогов и отчислений на руки каждый получает лишь 59 тысяч 616 сомов. Почти вполовину меньше изначально заявленной суммы.

    В общем, все слова о необходимости поднять престиж профессии педагога, которые сегодня произносятся с самых высоких трибун, остаются лишь декларацией о намерениях. Поэтому, господа чиновники, когда будете делать новую программу для учителей, доделайте ее - иначе в результате мы снова получим недоделанных учителей, которые будут выпускать недоделанных учеников.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22326/


Распечатать: Учительница бедная моя РаспечататьОставить комментарий: Учительница бедная моя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учительница бедная моя Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007