Распечатать: На сытной должности стрелка РаспечататьОставить комментарий: На сытной должности стрелка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На сытной должности стрелка Посмотреть комментарии

21 марта 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

На сытной должности стрелка

    Нам, живущим в XXI веке, уже трудно разобраться: кем же все-таки был Булат Окуджава больше - поэтом или прозаиком. Ведь в его послужном списке пьеса, два киносценария, романы "Бедный Авросимов", "Путешествие дилетантов", "Свидание с Бонапартом", повести "Будь здоров, школяр", "Глоток свободы" (книжный вариант журнального "Бедного Авросимова"), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль", книжка для детей "Фронт приходит к нам".

    Но его современники не забывают и вряд ли когда забудут, что в литературу он пришел и сразу же полюбился читателям как поэт.

    Людям моего поколения несказанно повезло, что в годы нашей юности и в студенческие лета с нами были песни Окуджавы, был сам поэт и бард Булат Окуджава, подаривший нам всем в удивительные и незабываемые 60-е годы, естественно, XX века "надежды маленький оркестрик под управлением любви".

    Все наши незатейливые студенческие пирушки в общежитии, наши летние или зимние туристические походы по Подмосковью с просиживанием до рассвета у костра или у открытой дверцы печурки в заброшенной крестьянской избе были щедро сдобрены песнями Окуджавы.

    Конечно, пели мы и песни Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Ады Якушевой, Юлия Кима, Александра Галича, многих других, но наиболее популярными в нашей среде того времени были песни Высоцкого и Окуджавы. Мы припадали к ним, как к светлым родникам надежды.

    Вряд ли кто более точно и емко выразил роль последнего в становлении людей, родившихся в довоенные, военные и послевоенные годы, как это сделал Евг. Евтушенко: "Сколько б жизнь меня ни ухудшала, я из тех, в ком вечен Окуджава".

    ...Семнадцатилетним Булат Окуджава в 1942 году ушел добровольцем на фронт. Служил солдатом-минометчиком, радистом. Был ранен. Выздоравливал в госпиталях. Много позже он так, с грустной иронией, рассказывал сыну о своей солдатской доле.

    Мой сын, твой отец -

           лежебока и плут

    Из самых на этом веку.

    Ему не знакомы

           ни молот, ни плуг,

    Я в этом поклясться могу...

    Когда погорельцы

           брели на восток

    И участь была их горька,

    Он в теплом окопе

          пристроиться смог

    На сытную должность

          стрелка...

    Воспоминаниями о войне, о друзьях-фронтовиках пронизаны его песни "До свидания, мальчики", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Песенка о пехоте". О том же и песня, написанная по просьбе режиссера Андрея Смирнова к кинофильму "Белорусский вокзал".

    Сегодня даже как-то не верится, что было время, когда Булата Шалвовича хотели исключить из партии как антисоветчика, пацифиста и пошляка. Но ведь это было. Из истории этого не вычеркнуть.

    Прозелитам власти активно не нравились его "Ванька Морозов", "Голубой шарик", "Из окон корочкой несет поджаристой...", "Мне нужно на кого-нибудь молиться...", "Бумажный солдатик", "Всю ночь кричали петухи..." и т. д. А еще больше им не нравилось то, что поэт был чересчур уж самостоятельным и независимым.

    Когда правозащитника и диссидента Александра Гинзбурга судили, в Центральный Дом литератора на собрание писателей пришел председатель Мосгорсуда, чтобы объяснить общественности "состав преступления". Первым резким оппонентом служителя Фемиды был Окуджава.

    Когда правозащитник Юлий Даниэль был лишен всех литературных заработков, Булат Шалвович предложил ему печатать переводы с армянского под его тогда уже известной фамилией - Окуджава.

    Когда Юрия Корякина, опять же за инакомыслие, выгнали отовсюду, первым с вином и хлебом к нему пришел Булат Окуджава. Он всегда был человеком действия и смелого поступка. Казалось, он всю жизнь находился в теплом окопе на сытной должности стрелка, воюя против чванства, подлости, несправедливости.

    Предлагаемый сегодня стих поначалу был назван автором "Молитва". Однако опасаясь возможных осложнений с цензурой, он прикрыл его именем французского поэта, представив как "Молитва Франсуа Вийона". В сборники же более позднего времени стих вошел под названием "Франсуа Вийон".

    *  *  *

    Франсуа Вийон

    Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,

    господи, дай же ты каждому, чего у него нет:

    мудрому дай голову, трусливому дай коня,

    дай счастливому денег... И не забудь про меня.

    Пока Земля еще вертится, - господи, твоя власть! -

    дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,

    дай передышку щедрому, хоть до исхода дня.

    Каину дай раскаяние... И не забудь про меня.

    Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,

    как верит солдат убитый, что он проживает в раю,

    как верит каждое ухо тихим речам твоим,

    как веруем и мы сами, не ведая, что творим!

    Господи мой боже, зеленоглазый мой!

    Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,

    пока ей еще хватает времени и огня,

    дай же ты всем понемногу... И не забудь про меня.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22262/


Распечатать: На сытной должности стрелка РаспечататьОставить комментарий: На сытной должности стрелка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На сытной должности стрелка Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007