Распечатать: Кому нужна монетизация РаспечататьОставить комментарий: Кому нужна монетизация Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кому нужна монетизация Посмотреть комментарии

14 марта 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Кому нужна монетизация

    Этой весной в Бишкеке ожидается повышение тарифов на транспорт. Одновременно с этим столичные власти обещают провести монетизацию льгот, то есть заменить безналичные льготы денежными компенсациями. Столичный градоначальник Данияр Усенов обосновывает это необходимостью оживления муниципального транспорта. Что об том думают заинтересованные стороны?

    Данияр УСЕНОВ, мэр Бишкека

    Монетизация должна быть дифференцированной

    - Монетизация льгот на транспорт в Кыргызстане, за исключением города Бишкека, прошла еще в 2005 году. Тогда столицу обошли, потому что суммы монетизации не покрывали никаких затрат на транспорт, это могло сильно ударить именно по бишкекчанам, особенно по пенсионерам.

    Что мы предлагаем сейчас?

    Во-первых, провести монетизацию. Без этого нельзя говорить о взвешенной экономически целесообразной тарифной политике. Иначе сегодняшние троллейбусы и маршрутки вымрут так же, как когда-то большие городские автобусы. Безусловно, это трудная задача, но ее надо решать.

    Во-вторых, мэрия Бишкека предлагает провести монетизацию раньше, чем повышение тарифов. Люди получат деньги до того, как повысятся тарифы.

    В-третьих, монетизация должна быть дифференцированной. Скажем, пенсионеры, получающие до 1000 сомов, получат, по нашим расчетам, ежемесячно 150 сомов. Это значит, что человек при проезде в общественном транспорте в 5 сомов (автобусы и троллейбусы) сможет 15 из 20 рабочих дней ездить за наш счет (в пункт назначения и обратно). Пенсионеры, которые получают до 2000 сомов - а это основная категория, - получат по 100 сомов. Получающие до 3 тысяч сомов будут получать 70 сомов. Получающим пенсии 4 тысячи сомов и выше - это фактически равно нынешней средней зарплате по стране, -  мы, думаю, платить не будем. То есть мы хотим помочь именно тем, кто не защищен, кому не хватает доходов.

    Много вопросов о школьниках. Мы сейчас пофамильно отобрали 7 тысяч школьников из малообеспеченных семей, тех, кто живет далеко от школы, которым действительно нужна помощь. Ведь в городе есть школы и детские сады, где выплаты в месяц за одного ребенка составляют от 4 до 10 тысяч сомов, куда родители сами возят своих детей. То есть существуют разные категории. Наша позиция - защитить малоимущих.

    Хотел бы подчеркнуть, что тарифы на пассажирский транспорт не изменялись с 1999 года. С тех пор сильно изменились цены на ГСМ, на запчасти, нужно учитывать и инфляцию. Мы намерены ежегодно включать монетизацию в бюджет. Поэтому те суммы компенсаций, которые я назвал, будут ежегодно индексироваться. Вот такие предложения у мэрии для депутатов городского кенеша, окончательное решение в конце марта будут принимать они.

    Зинаида ЗАЖИГАЕВА, председатель ООСЗН им. Л. М. Фомовой

    Мы в тревоге за наши завоевания

    - Вопрос о монетизации льгот мы ставили ранее и в прошлом году добились ее проведения на селе. Сегодня льготные категории граждан получают эти компенсации. Нерешенным остался лишь вопрос монетизации в Бишкеке. Дело в том, что пенсионеры здесь уже много лет пользуются льготами на муниципальном транспорте. Они бесплатно ездят в автобусах, троллейбусах и по льготному тарифу с 9 до 17 часов в маршрутках. Мы в тревоге за эти завоевания, которых с таким трудом добились в свое время.

    Как мы узнали, городские власти хотят установить размер компенсации льгот в 150 сомов в месяц, то есть по 5 сомов в день. Столько же будет стоить проезд в муниципальном транспорте. Планируется также установить тарифы в автобусах и троллейбусах 5 сомов и в маршрутках - 7 сомов. Для пенсионеров это неприемлемо. Взять хотя бы тех, кто сегодня подрабатывают за 600 сомов в месяц. Они лишатся этой возможности, ведь плата за проезд будет "съедать" их скудный заработок. Получается, что пенсионеров загоняют в еще большую бедность. Тогда нужно предоставить им хотя бы социальный транспорт. Я думаю, это они заслужили.

    Конечно, есть люди преклонного возраста, которые уже не могут самостоятельно передвигаться. Для них предлагаемые деньги стали бы хоть каким-то подспорьем. Но те пенсионеры, которые еще способны заработать копеечку и ездят вечером на рынок, чтобы попросить бесплатную картошечку и морковочку, высказываются категорически против.

    На наш взгляд, можно сделать монетизацию для тех, кто в ней нуждается. А те, кто, так сказать, еще шевелятся, пусть себе ездят, как раньше. Для них это, может быть, последняя возможность повстречаться с друзьями, посетить наши собрания, съездить на кладбища. Иначе они будут просто погибать.

    Маратбек ЧЫМЫРБАЕВ, гендиректор городского департамента транспорта мэрии Бишкека

    Льготами не пользуются разве что сами транспортники

    - На сегодня в Бишкеке существует около 30 категорий льготников. Ни в одной другой стране мира столько нет. Они были введены при Советском Союзе в популистских целях. Кого там только нет: военные, постовые, почтальоны и т.д. Создается впечатление, что льготами не пользуются разве что сами транспортники. Такого быть не должно. Все они должны платить за проезд, и пусть на эти цели им выделяют деньги их ведомства.

    С таким отношением к муниципальному транспорту мы его угробили. Вымерли все автобусы. На мой взгляд, как во всех цивилизованных странах, должно быть небольшое число категорий льготников: участники Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-инвалиды, дети до семи лет и другие. Остальные должны оплачивать проезд. Иначе Бишкек вообще останется без муниципального транспорта. Сегодня осталось всего два автобусных маршрута, 60-70 троллейбусов.

    Поэтому я считаю правильной и своевременной идею монетизации. Положены тебе деньги на проезд - получи и пользуйся. Хочешь - езди, хочешь - нет. Это твое право. Но это не значит, что им можно разъезжать с утра до вечера, число поездок должно быть ограничено. Зачем нужен льготный проезд, при котором водитель троллейбуса при виде льготника спешит проехать мимо?

    Бурул СУЙУНАЛИЕВА, начальник главного управления социальной защиты и гуманитарной помощи Министерства труда и социального развития КР

    Адресная доставка средств

    - Монетизация введена с той целью, чтобы средства, выделенные из республиканского бюджета, доходили непосредственно до льготника (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, воины-афганцы и другие). Раньше эти деньги перечислялись на счета транспортных организаций.

    В регионах монетизация прошла безболезненно. От ее проведения прежде всего выиграли сельчане, у которых практически нет доступа к общественному муниципальному транспорту. Кроме того, нужно отметить, что по традиции у кыргызов перевозкой пожилых людей занимаются родственники, поэтому самостоятельно они достаточно редко пользуются общественным транспортом.

    Есть особая категория льготников - инвалиды, которые не могут самостоятельно передвигаться, но льгота им положена по закону. Монетизация дала всем им возможность пользоваться этим правом. Если раньше общественным транспортом пользовались около 20 процентов льготников, то сегодня мы всем до единого выплачиваем денежную компенсацию. Надо отметить, что эта сумма в несколько раз больше той, которую мы перечисляли транспортным организациям.

    В Бишкеке ситуация иная. Кроме льготников в столице правом бесплатного проезда в городском транспорте наделены также пенсионеры. За них платит город. Мы неоднократно встречались с представителями различных общественных организаций и НПО, и в основном они высказывались против монетизации. По той простой причине, что в Бишкеке льготники чаще пользуются транспортными услугами. Если дать им по каким-либо расчетам денежные выплаты, этих денег им может хватить на одну-две поездки в день. Сейчас же они могут свободно разъезжать неограниченное число раз. Для пенсионеров это большое подспорье, ведь многие стараются по возможности подрабатывать.

    Максим ЦОЙ, корреспондент "МСН"

    Учесть интересы каждого

    Безналичная форма льгот на транспорте действительно показала свою неэффективность. Пенсионеры и инвалиды постоянно жалуются на то, что водители всех мастей неохотно останавливаются для них, а то и вовсе оставляют на остановках. И все оттого, что получить плату с обладателя пенсионного удостоверения нельзя. А иногородние пожилые сограждане, в свою очередь, недоумевают, почему горожанам разрешено ездить бесплатно, а им - нет.

    Эти и другие вопросы, казалось бы, должна снять монетизация, воспринимаемая в нынешних рыночных условиях как неизбежность. Она под-разумевает замену безналичной льготы на денежную компенсацию и сулит адресность, прозрачность и мобильность обслуживания каждого льготополучателя. Свою выгоду при этом имеют и поставщики льготных услуг. Казалось бы, кто против?

    Как оказалось, есть и такие. Это пенсионеры, которых в первую очередь должны коснуться эти нововведения. В принципе они не против, лишь бы был предложен достойный денежный эквивалент.

    И ныне предлагаемые мэрией условия вряд ли найдут положительный отклик среди пенсионеров. Преобладающее большинство из них не загорится желанием обменять возможность неограниченного бесплатного либо льготного проезда в общественном транспорте на предложенные месячные компенсации в 150, 100 и 70 сомов. Конечно, за исключением тех, кто не в состоянии передвигаться по городу самостоятельно. На эти деньги особо не разъездишься, да и существенным денежным подспорьем к скудной пенсии их назвать трудно, если принять во внимание постоянно растущие цены на продукты первой необходимости. Поэтому можно предположить, что большинство пенсионеров не захотят лишаться права бесплатного проезда, которое они считают одним из своих важнейших социальных завоеваний последних лет. По их словам, для них это не роскошь, а одна из возможностей выживания. Наверняка свое слово скажут и родители, чьих детей собираются лишить возможности льготного проезда.

    Максим ЦОЙ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22182/


Распечатать: Кому нужна монетизация РаспечататьОставить комментарий: Кому нужна монетизация Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кому нужна монетизация Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007