Распечатать: Все в сад РаспечататьОставить комментарий: Все в сад Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Все в сад Посмотреть комментарии

22 февраля 2008

ДВА АВТОРА

Все в сад

    Мой ребенок ходил в очень хороший детский сад. Не буду указывать его названия, чтобы это не было воспринято как реклама. Скажу лишь, что и сейчас, через два с половиной года после выпускного, мы вспоминаем всех его работников с благодарностью.

    Однако хорошее редко бывает дешевым. Этот принцип сработал и в нашем случае. Платили мы за свое чадо немаленькую сумму, которая к тому же регулярно росла. После очередного повышения цен мой муж недовольно спросил: "И за что это мы платим такие деньги?" И я отправилась искать другое дошкольное учреждение. В ближайшем муниципальном детском саду вежливая заведующая сказала мне, что заведение у них хорошее, поскольку у каждого ребенка своя кроватка. Хотя я по простоте душевной полагала, что такой "сервис" подразумевается изначально. В другом саду мне объяснили, что в каждой группе у них по 45-50 человек. "Но вы, мамаша, не переживайте, - подбодрили меня. - Половина из них всегда болеет". Подходя к третьему, я услышала, как воспитательница громко велела малышам: "Заткнулись и тихонько окапываемся в песочнице. Ферштейн?"

    После моего исследования рынка "дошкольных образовательных услуг" нам с мужем стало понятно, за что, собственно, мы платим деньги, и наш сын остался в своем дорогом детском саду.

    С тех пор ситуация в Бишкеке только усугубилась. Рождаемость растет. Внутренняя миграция тоже. А вот количество детских садов, увы, нет. В прошлом году в столице был открыт всего один новый детский сад - в новостройке "Энесай". Местным жителям удалось добиться того, чтобы было перепрофилировано здание начальной школы. Власти обещают, что вот-вот откроется дошкольное учреждение в жилмассиве "Кок-Жар".

    Если же говорить сухим языком цифр, то сейчас в Бишкеке функционирует 75 детских садов, причем 10 из них специализированные, для детей с теми или иными отклонениями в развитии. Рассчитаны все эти заведения на 10 тысяч малышей. На деле же в них воспитываются более 16 тысяч дошколят. Частные заведения, плата в которых превышает 100 долларов, большинству родителей не по карману. Вот и получается, что дошкольным образованием охвачены менее 25 % маленьких бишкекчан. По республике в целом эта цифра меньше в три раза.

    С недавних пор наши власти вроде бы обратили внимание на данную проблему. Президент даже издал указ "О защите и поддержке детей", который вступил в силу 30 августа 2007 года. В числе прочего глава государства поручил "провести инвентаризацию зданий дошкольного образования с целью выявления причин и оснований их продажи, перепрофилирования с последующим принятием соответствующих мер в установленном действующим законодательством Кыргызской Республики порядке". Однако вряд ли это изменит ситуацию. Большинство зданий, где когда-то воспитывались дети, давно проданы в частные руки, причем на законных основаниях. А закон обратной силы не имеет. На строительство же новых у государства нет средств.

    В результате очень многие дети младше семи лет на целый день остаются под присмотром старших братьев или сестер, а то и вовсе одни. Кроме того, в школу подготовленными приходят лишь 40 из 100 городских детей, в селе готовы грызть гранит науки лишь 8 процентов малышей (здесь учитывается подготовка не только на специальных курсах, но и под руководством родителей).

    У этой проблемы есть и еще одна сторона. К дошкольному образованию есть лишь примерные требования. Ни воспитатели, ни педагоги, ни тем более родители точно не знают, чему детей учить стоит, а с чем лучше подождать до школы. И если в детских садах существует определенная методическая программа, то на всевозможных курсах стараются обучить малыша по полной. Да и многие излишне усердные мамы и папы слишком рано загружают ребенка наукой.

    - Дайте малышам прожить в детстве, - говорит детский психолог Елена Ищенко. - Есть закономерности возраста, через которые перепрыгнуть нельзя: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Чтобы дошкольник превратился в школьника, у него должны развиться определенные психические функции, тренировать которые заранее невозможно, поскольку у детей до шести лет они отсутствуют. В результате мы перегружаем детей лишними знаниями, что приводит к стрессам и нервным срывам. Отсюда чрезмерная агрессивность или, наоборот, пассивность большого количества детей.

    Бьют тревогу и медики. Все больше наших детей испытывают серьезные затруднения с чтением и письмом, то есть страдают дислексией и дисграфией. Такие дети допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Им тяжело дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, й - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.

    - На возникновение этих заболеваний влияют самые разные причины, в том числе и наследственный фактор,- говорит врач-терапевт Татьяна Яковлева. - Однако ученые считают, что свою роковую роль здесь играет и слишком ранняя попытка научить ребенка читать и писать. Еще бы, у ребенка еще не сформирован артикуляционный аппарат и фонематический слух. Он еще не научился четко слышать и произносить звуки. А его уже заставляют изображать их на бумаге и узнавать в тексте.

    Конечно, педагоги, врачи и психологи не предлагают отказываться от занятий с ребенком. Наоборот, в дошкольные годы у ребенка должны сформироваться многие необходимые функции. Например, именно в этом возрасте он должен научиться фантазировать, общаться, видеть себя со стороны. Ребенок должен уметь анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать.

    А поскольку детских садов у нас еще не скоро будет хватать на всех, то выход один - заниматься с ребенком самостоятельно.

    - Но обучение должно происходить в непринужденной игровой форме, через специфические детские виды деятельности - рисование, лепку, работу с песком, глиной, водой, занятия пением и танцами, - напоминают психологи. - Побольше читайте с ребенком. И главное, постоянно с ним играйте.

    Пока же в школу у нас приходят дети, которые читают, считают, говорят по-английски, и одновременно те, кто еще не вполне научен связно говорить. А учить приходится всех, причем по одинаковой программе. В результате одним детям учиться трудно, другим - скучно. И в большинстве случаев интерес к знаниям пропадает у всех. Так что, похоже, нам всем пора вспомнить, что дошкольное воспитание - первая образовательная ступень. И именно за ней должны следовать все остальные.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21905/


Распечатать: Все в сад РаспечататьОставить комментарий: Все в сад Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Все в сад Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007