Распечатать: Год беспокойных цен РаспечататьОставить комментарий: Год беспокойных цен Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Год беспокойных цен Посмотреть комментарии

20 ноября 2007

ЭКОНОМИКА

Год беспокойных цен

    Не знаю, что насчитают по итогам года финансисты и статистики, но уже сегодня совершенно очевидно, что инфляция в Кыргызстане перешагнула все прогнозируемые и мыслимые границы. Коварство законов экономики заключается в том, что они, в отличие, скажем, от законов физики, срабатывают не мгновенно и зримо, а действуют скрытно и обнаруживаются зачастую слишком поздно, когда хозяйственный организм государства поражен полностью и его лечение требует значительного времени, огромных усилий и больших издержек.

    Не вызывает сомнения, что истоки нынешнего беспрецедентного за последнее десятилетие роста цен на основные продукты питания следует искать в бездарном и недальновидном правлении Аскара Акаева и часто сменяемого правительства. Но вот то, что цены на некоторые главные на обеденном столе продукты взлетели в мгновение ока на 150-300 процентов, - прямая вина руководства нынешнего.

    То, что произошло в Кыргызстане в июле-октябре 2007 года, не вписывается ни в какие нормы и рамки законов экономики. Зато нашло убедительное подтверждение давнее правило: если государственная власть самоустраняется от контроля за ценами и их регулирования, на авансцену выходят спекулянты, перекупщики, недобросовестные торговцы и беспринципные дельцы от политики, которые устраивают ценовую вакханалию.

    К сожалению, в экономике абсолютное большинство количественных взаимосвязей выявить чрезвычайно сложно. Однако и здесь есть проверенные временем, четкие и общеизвестные взаимозависимости. Одна из них устанавливает прямую связь между интенсивностью инфляционных процессов и темпами увеличения денежной массы. Когда эти темпы ускоряются, уходят в отрыв от роста объемов производства, инфляция набирает обороты независимо от того, рыночные или командные рычаги превалируют в экономике государства. Разница лишь в том, что там, где главенствует рынок, стремительно взлетают цены, а в обществе с административно-командной  системой с прилавков исчезают товары. И то и другое представители старшего поколения в Стране Советов проходили.

    С точки зрения здравого смысла и законов экономики остается неразрешимой загадкой: за счет чего в республике в конце сентября - начале октября произошло резкое снижение курса доллара по отношению к сому при одновременном безудержном росте цен на все основные продукты на внутреннем рынке. Ответ здесь может быть только один: как и в случае с ценами на муку, хлеб, растительное масло, главную роль сыграли закулисные махинации игроков на валютном рынке, решивших не упустить момент и сорвать свой куш.

    Если за первое полугодие доллар похудел по отношению к сому всего на 1 процент, или с 38,32 до 37,96 сома, то к концу сентября - почти на 10 процентов, или более чем на 3 сома сразу. Хотя объективных причин для такого падения курса не было. Для подкрепления данной позиции сошлюсь на мнение первого зампреда Центробанка России Алексея Улюкаева: "Все, что мы знаем об американской валюте, - у нее сейчас много больных мест. Это прежде всего дефицит торгового и платежного балансов США. Но, с другой стороны, то, что мы знаем об устойчивости американских финансовых рынков, о производительности труда в Америке и так далее, говорит нам, что экономика США сама по себе весьма устойчива. И все эти негативные и позитивные моменты постоянно действуют в разных пропорциях. Сейчас они ведут к тому, что курс доллара снижается. Может ли он снизиться очень резко? Нет, не может. Потому что это противоречит интересам всех держателей долларовых активов всех стран мира. Чрезмерное обесценивание доллара никому не выгодно. Ни тому, кто занимает в долларах, ни тому, кто одалживает в долларах. Никому. Поэтому я считаю, резкого падения доллара быть не может".

    А вот мнение научного руководителя Государственного университета - Высшей школы экономики России Евгения Ясина. Говоря о "долларовой лихорадке", он отмечает, что людей взбудоражили прогнозы о скорой "кончине" доллара: якобы через 3-4 года он перестанет быть мировой резервной валютой и серьезно обесценится. Но, возражает экономист, о скорой кончине американской валюты говорят уже лет пять. И пока этого что-то не происходит. Безусловно, американская экономика переживает не лучшие времена. Иракская проблема отражается на общем деловом климате, продолжает расти государственный долг, и США уже не могут себе позволить то, что раньше. Но в то же время американская экономика продолжает оставаться самой сильной в мире. На душу населения в Америке приходится по 38 тысяч долларов ВВП в год, а в Европе - в среднем по 25 тысяч, в России - 10 тысяч. Почувствуйте разницу.

    Не менее странная ситуация сложилась и с российским рублем. Если в первом полугодии рубль по официальному курсу стоил 1,48 сома, в середине сентября - 1,49, то в середине октября - 1,41. И это при том, что сегодня российский рубль признан одной из наиболее авторитетных и устойчивых валют не только на пространстве стран Содружества, но и в мире.

    По данным Федеральной службы госстатистики, потребительские цены на товары и услуги в России в июне - сентябре выросли на 1,8%, в том числе на продовольственные товары на 1,8%. У нас этот рост значительно выше.

    За март - октябрь этого года рубль потяжелел по отношению к доллару на 4 %, а сом - на 8. Остается лишь получить вразумительный ответ - за счет чего? Сказать, что за этот период покупательная способность сома резко пошла в гору, финансовая система Кыргызстана окрепла, а инфляция сошла на нет, язык не поворачивается.

    На небывалый за последнее пятилетие в Кыргызстане всплеск инфляции повлияли несколько причин как объективного, так и субъективного характера. К главной из объективных причин следует отнести подорожание на мировых рынках продовольственных товаров, и в первую очередь зерна, молочных продуктов, растительного масла. Что касается причин субъективных, то тут я бы поставил на первое место недальновидную кредитно-денежную политику Нацбанка.

    Лично для меня остается загадкой, какова же реальная величина денежной массы в нашей республике. К примеру, в отчете Нацстаткомитета Кыргызстана за 2005 год со ссылкой на Нацбанк сообщается, что объем денежной массы (М2Х) на 1 декабря 2005 г. определен в сумме 20709,9 млн. сомов. Но в конце апреля 2006 г. тот же Нацбанк обнародовал в СМИ данные, согласно которым денежная база равна 15595 млн. сомов.

    Идем дальше. 17 апреля 2007 года в статье "Печатным станком экономику не поднять" я писал, ссылаясь на официальные сведения Нацстаткомитета и Нацбанка, что на 1 декабря 2006 г. денежная база в сравнении с той, что была годом раньше, увеличилась на 42,5 %, достигнув 29,5 млрд. сомов. Это было беспрецедентное в истории независимого Кыргызстана увеличение денежной массы почти на 9 млрд. сомов за один календарный год.

    Спустя месяц в нашей газете, со ссылкой на слова председателя Нацбанка Марата Алапаева, сообщалось, что на данный момент денежная масса измеряется 32,5 млрд. сомов ("МСН", 15 мая 2007 г.).

    Опровержения Нацбанка ни на первую, ни на вторую публикацию не последовало. В связи с этим возникает вопрос: почему главный банк Кыргызстана передал в СМИ сведения о размере денежной базы на 6 октября нынешнего года в 28,03 млрд. сомов? И сколько же денег реально находится в обращении в стране на данный момент?

    Но даже если принять данные Нацбанка за достоверные, выходит, что сомовая масса в республике с 16 марта по 6 октября 2007 г. увеличилась на 26,8 %. В среднем за эти семь месяцев денежная масса разбухала ежемесячно более чем на 3,8 %. Тем самым Нацбанк способствовал тому, что инфляция брала все больший разгон. Ведь прямым следствием этого было повышение заработных плат и социальных выплат за счет печатного станка, а не за счет развития сфер производства и повышения производительности труда.

    Говорил и повторяю: на данном этапе, при сегодняшнем уровне зарплат бюджетников и социальных выплат, государство просто обязано решать проблемы их повышения. И можно только приветствовать, что оно пошло на этот шаг. Не снимается эта проблема с повестки дня и в самой ближайшей, да и среднесрочной перспективе. Повышать размеры выплат этим категориям граждан крайне необходимо уже потому, что разрыв между бедными и богатыми в стране растет год от года. И хотя данные шаги правительства влекут за собой определенную инфляционную отдачу, на мой взгляд, сегодня они имеют больше плюсов, нежели минусов.

    Но здесь, с моей точки зрения, чрезвычайно важно учитывать вот какой момент. О том, что у нас порой инфляция искусственно вздувается базарными заправилами, наглядно и убедительно свидетельствует то, что всякий раз, едва правительство заявляет о намерении повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, цены на базарах на основные продукты питания подрастают, как правило, опережая по срокам эти повышения. Именно здесь необходим жесткий контроль госвласти, которая должна строго следить за получаемой деловыми кругами нормой прибыли.

    Разумеется, дело руководства страны - выбрать наиболее приемлемый для общества путь развития, принять самое подходящее решение. Но оно не может позволить себе одного - понадеяться на то, что все само собой образуется. История показывает, что так не бывает.

    Понятно, нынешнее правительство не может и не должно отвечать за то, что зарубежные кредиты и инвестиции направлялись по большей части не в те отрасли, за счет которых можно было бы ускорить темпы экономического роста. Время безнадежно упущено. Однако руководство, поддержавшее предложение о завершении строительства Камбаратинской ГЭС-2 своими силами и за счет собственных средств, должно отчетливо сознавать само и подготовить к этому своих сограждан, что миллиарды сомов, вложенные в него в 2008-2009 годах - это не что иное, как замороженные и ничем не обеспеченные на ближайшие два года деньги. В лучшем случае Камбарата-2 начнет давать энергию к 2010 году. Тогда как десятки миллионов сомов через оплату труда гидростроителей, а также персонала, производящего для стройки цемент, материалы, технику, хлынут на потребительский рынок, подстегивая инфляцию.

    Пока эта ГЭС начнет работать на экономику республики, она в ближайшие 2-2,5 года послужит усилению социальной напряженности. К этому надо быть готовыми.

    Кстати, наверное, многие уже забыли 1998 год, когда инфляция, достигшая в России 84 %, сильно потрепала и кыргызстанскую экономику. Бывший тогда министром финансов республики Таалайбек Койчуманов признавался, что он реально ощутил холодное дыхание надвигающейся катастрофы. Однако все обошлось.

    Сегодня ситуация не в пример проще и легче. Не могу сказать, что у нашей экономики сохранились огромные незадействованные резервы. Но то, что они есть, вряд ли у кого вызывает сомнения. Пространство для маневра на антиинфляционном поле у правительства, пусть и не такое уж большое, все же имеется.

    На мой взгляд, мы плохо используем опыт других стран по сдерживанию инфляции. Путей же здесь пре-

    достаточно. Во-первых, нам не мешало бы разобраться с издержками производства естественных монополий. Очевидно, что практически у всех из них есть резервы для снижения этих издержек. Скажем, сокращение разбухших штатов, освобождение от кадрового балласта в виде родственников, близких, друзей, земляков и т.д., отказ от излишней расточительности, переход на режим жесткой экономии, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий. К сожалению, как правило, естественным монополистам проще повысить тарифы или цены, чем заниматься не очень приятной, достаточно кропотливой и трудоемкой работой.

    Во-вторых, совершенствование механизма квотирования и импорта продовольствия и его таможенно-тарифного регулирования.

    В-третьих, стимулирование и улучшение производства, закупок, переработки и реализации отечественной сельхозпродукции.

    В-четвертых, развитие собственного промышленного производства, особенно потребительских товаров, более широкое их импортозамещение.

    В-пятых, приближение к современным требованиям банковской системы, гарантирование вкладов населения от форс-мажорных обстоятельств, чтобы повысить доверие граждан к банкам и заставить людей хранить свои сбережения на депозитах, а не под подушкой.

    Думаю, перечень подобных мер при желании можно без труда продолжить. Однако дело не в объеме перечня и не в частностях. Дело в принципиальном подходе к проблеме. А он пока не внушает оптимизма.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/20850/


Распечатать: Год беспокойных цен РаспечататьОставить комментарий: Год беспокойных цен Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Год беспокойных цен Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007