Распечатать: Аппетит уходит во время еды РаспечататьОставить комментарий: Аппетит уходит во время еды Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Аппетит уходит во время еды Посмотреть комментарии

9 ноября 2007

ПЕРЕКРЕСТОК

Аппетит уходит во время еды

    Сосиски были на загляденье: розоватые, тугобокие. "Берите, не пожалеете! - ворковала продавщица. - В натуральной оболочке дороговаты, правда..." В кипятке та, что попроще, повела себя странно: окрасив воду в цвета зари, превратилась в серую раздутую гусеницу и развалилась, щекоча ноздри слабым ароматом мяса. А "натуральная" оказалась "куклой", начиненной чем-то вроде горохового пюре без вкуса и запаха. Цены на продукты подскочили, а качество ухудшилось. "Может, изменилась технология? - негодует народ. - Куда смотрит государство?" И правда, куда?

    Гулькайыр ЖОЛДОШЕВА, зам. начальника Госинспекции по торговле и защите прав потребителя при мэрии г. Бишкек:

    Поддержка - предпринимателю, а не потребителю

    - К нам поступает очень много жалоб на некачественный хлеб и продовольственные продукты. С повышением цен стали больше обращаться по поводу хлеба - маленький вес, хуже качество: он слишком рыхлый, для воздушности дают слишком много рыхлителя. Недовольны горожане и тем, в каких условиях пекут и продают лепешки: санитарное состояние цеха отвратительное, готовую продукцию бросают на грязные мешки.

    Наша инспекция входила в состав комиссии при райадминистрации, проводившей рейды по всем пекарням. За сентябрь проверили 19 мини-пекарен, 18 тандырных цехов и более 30 точек по реализации хлебобулочных изделий. Нарушения есть. Зачастую отсутствуют ценники, а на тех, что есть, не указан вес хлеба. Люди должны знать, по какой цене покупают хлеб и сколько он весит. Рейд показал: калькуляций не было, вес буханок и батонов был занижен. Случалось, вместо 300-350 граммов они весили 280 и даже 250 граммов. На все точки, где такое обнаружилось, мы составили протокол об административном нарушении, взыскали административный штраф.

    Нередки жалобы на продовольственные магазины, те же супермаркеты, где очень часто торгуют продуктами с истекшим сроком годности - салатами, пирожными, молочной продукцией. Хотя есть у них и менеджеры, и товароведы. В некоторых супермаркетах цены очень высокие, а сыры стоимостью 700-800 сомов тоже просрочены. Летом одна девушка отравилась купленным у них салатом. Представила справки, и менеджер, не желая антирекламы, заплатил за ее лечение и моральный ущерб 100 долларов.

    Есть претензии у покупателей к фирме "Вилби", которая перестала ставить дату изготовления на банках с селедкой и расфасованной красной икрой. Если на одной-двух упаковках дата есть, на остальных нет. Иногда такое делают специально, чтобы в хорошую продукцию пустить несвежую. Мы взыскивали с них административный штраф, давали предписания. Наказание действовало недолго: теперь "Вилби" опять не ставит дату изготовления.

    Наша инспекция не проводит плановые проверки, нам дано право проверять только при наличии жалобы на конкретное лицо. Все заявления, поступающие к нам, мы отправляем в управление по развитию предпринимательства Министерства экономики. Там их рассматривают, выясняют, была ли такая жалоба, - ведь часто пишут конкуренты. И только если факт подтвердился, мы имеем право проверить и принять меры.

    Раньше никаких направлений не требовалось. Мы проверяли самостоятельно, принимали устные жалобы по телефону (ведь основная часть наших жалобщиков - пенсионеры, им нелегко добираться до инспекции) и выезжали на место с проверкой. Сейчас это запрещено. Потому что, как известно, государство больше поддерживает предпринимателей, а не потребителей.

    Алексей Каплин, технолог компании "Шер":

    Контроль качества сильно ужесточился

    - С подорожанием продуктов у нас в компании технология изготовления колбас не изменилась. Мы просто подняли цену. Колбаса у нас из мяса, и цены свидетельствуют об этом.

    Если колбаса красно-коричневая, это не значит, что в нее добавили краску. Это - термообработка, копченый продукт и должен иметь такой цвет по ГОСТам.

    - Недавно люди купили вашу "Киевскую" колбасу очень жесткую и с сомнительным запахом.

    - Качественная копченая колбаса с нормальным содержанием мяса, всех положенных компонентов, произведенная по правильной технологии, должна быть жесткой, резаться должна с большим усилием. Здесь могло быть такое, что условия хранения не соблюдались. Мы как компания рекомендуем покупать нашу колбасу только в фирменных точках, где есть все условия хранения. Очень много факторов, влияющих на сроки годности. Все мы знаем, как необходимо хранить мороженое: при температуре минус 17 градусов. Больше никакие условия не подходят. Так же и для колбасы есть влажность, температура, даже скорость воздуха, влияющая на сроки годности. У нас существует мобильная бригада супервайзеров, которые проверяют наши фирменные пункты, внедряют там специальные нормативы.

    Если колбаса залежалась в магазине и ее не приобрели, по договоренности с магазинами нам приходится ее забирать. Возврат мы отправляем на фермы, в свиноводческие хозяйства, с которыми сотрудничаем, и его используют как корм, а мы можем приобретать у них мясо по более низким ценам.

    - Алексей, сейчас легче стало с новыми законами, постановлениями правительства? Предпринимателей почти не проверяют...

    - Эта информация до меня доходит впервые, что не проверяют. За последние два года контроль настолько ужесточился, что маленькие предприятия в городе не выдерживают. Контролируют очень серьезно. Сейчас даже Евросоюз прорабатывает программу HASPP у нас в Кыргызстане, пытается ее внедрить. Это стандартизация контроля на производстве. Можно получить сертификацию HASPP, если у вас на производстве все идеально, если соблюдаются все нормативы. Мы в эту программу потихоньку вступаем, будем сертифицироваться.

    Муктасар АЗИМХОДЖАЕВА, зав. отделением гигиены питания городской санэпидемстанции:

    А наказывать нельзя

    - Сегодня сняты все преграды для желающих заняться предпринимательской деятельностью. Но нормативно-правового акта, обязывающего бизнесменов получать разрешительные документы в центрах Госсан-

    эпиднадзора, нет. К нам предприниматели обращаются лишь в тех случаях, когда намерены реализовать лицензируемые продукты. Тогда мы выезжаем на места, даем санитарное заключение, соответствует ли их магазин или точка питания своему назначению. Затруднено выполнение закона о санэпидблагополучии, обязательного для всех предпринимателей, действующих в Кыргызстане. Потому что согласно 194-му постановлению правительства работники органов государственного санитарного надзора имеют право осуществлять проверку один раз в год при наличии направления от комитета по поддержке предпринимательства. Там, если посчитают нужным, дают направление, посчитают ненужным, не дают.

    В мае принят 72-й закон о порядке проведения контроля субъектов предпринимательства. Согласно ему все органы государственного надзора, прежде чем выезжать в тот же колбасный цех, должны предупредить предпринимателя, что приедут к нему с проверкой. Предупредить письменно и не позже чем за 10 дней. Я, как жительница КР, обязана это выполнять.

    Раньше, когда видела нарушение, я должна была сразу составить протокол и штрафовать. По новому закону протокол составляю, а штрафовать не имею права: "Должностное лицо обязано разъяснить субъекту предпринимательства предмет и суть нарушений и вправе лишь вынести письменное предупреждение". Введено в этот государственный документ и такое понятие, как презумпция добросовестности субъекта предпринимательства.

    Правительством столько дано предпринимателям. А сколько у нас однодневок-"нелегалов", которые не о здоровье людей пекутся, а только о деньгах. Они  получают в лучшем случае патент и на его основании начинают деятельность. Кто-то, чтобы убежать от госнадзора, работает не днем, а ночью. Откуда мы можем знать, кто? Иногда этого даже местное самоуправление не знает.  Рынок завален лепешками, которые продают с грязных тачек реализаторы, производителей не найдешь. Даже спросишь: как тебя зовут, скажут: не знаю, как меня зовут! Потому что не несут ответственности. Это боль.

    Шайыр БООБЕКОВА, заведующая сектором мясо-молочной отрасли отдела сертификации пищевых продуктов Кыргызстандарта:

    За качество мы не отвечаем

    - Раньше в те же сосиски кроме мяса и привычных наших крахмалов добавляли муку, яичный белок, молоко. А сейчас - пищевые добавки, соевый белок. Поэтому вкус теряется. Так же теряются вкусовые качества хлеба, куда добавляют разные улучшители, рыхлители... Хотя внешний вид, может быть, улучшается.

    Мы пользуемся стандартами советских времен: и рецептура та же, и нормы закладки. Но у нас изменился закон. Принят новый - о техническом регулировании. По нему полномочия проверяющих органов сократились. Мы за качество продукции ответственности не несем, за нее отвечает только производитель. По этому закону, по 639-му постановлению правительства, мы проверяем только показатели безопасности, а также на пестициды, присутствие токсичных элементов. И внешний вид, маркировку смотрим. Органолептические показатели - вкус, цвет, запах продукта и то, что касается рецептуры, нормы закладки, должен проверять Госнадзор. Но из Кыргызстандарта его убрали, передали по министерствам. Государственный надзор пищевых продуктов проводит санэпидемстанция. Инспекционный контроль мы должны осуществлять раз в год. А сертификат выдавать на три года, на два и на год. Сейчас правительство и президент предпринимателям помогают и хотят, чтобы проверяющие органы сократились, меньше их контролировали, чтобы дать широкую дорогу для производства.

    Производители у нас нынче очень грамотные, все законы, все постановления правительства читают. У них все закрыто, у них собаки. Предупредишь, придешь, а они через забор спрашивают: кто пришел, зачем? И могут сказать: мы сегодня не работаем...

    Не знаю, может быть, действительно это правильный закон? Ведь законы у нас разрабатываются в соответствии с мировыми стандартами. Вообще, говорят, рынок должен регулировать. Производитель должен отвечать, а потребитель - смотреть, что покупает. Один раз купит, а в другой не станет. И тогда уже производитель задумается: почему так? Мне кажется, постепенно к этому придем.

    Зоя ИСМАТУЛИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/20709/


Распечатать: Аппетит уходит во время еды РаспечататьОставить комментарий: Аппетит уходит во время еды Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Аппетит уходит во время еды Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007