Распечатать: Еще раз о реформе власти РаспечататьОставить комментарий: Еще раз о реформе власти Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Еще раз о реформе власти Посмотреть комментарии

28 сентября 2007

ДВА АВТОРА

Еще раз о реформе власти

    Сознаю, как много неразрешенных вопросов стоит перед властью. И все же убежден: начинать реформы надо с Конституции республики. Необходимо формировать правовое государство.

    Следует, исходя из мирового опыта, разработать и принять Конституцию долговременного действия. Неизменность положений Основного закона дает возможность стабильного развития общества. Чем меньше изменений в правилах поведения гражданина, юридического лица, властных структур государства, тем стабильнее общество. Ни по каким меркам и нормам нельзя признать нормальным то, что в Конституцию независимой республики, принятую в мае 1993 года, уже внесено около 200 изменений и дополнений, а состоит она всего-то из 97 статей.

    Следует исключить из Конституции возраст должностных лиц, на какой срок назначается или избирается то или иное лицо, их профессиональную пригодность, какое количество или какой состав должен быть в тех или иных государственных органах, разграничение их полномочий. Все это можно внести в конституционные и другие законы и не "засорять" Основной закон.

    В соответствии с этим требуется пересмотреть законы о президенте, о Жогорку Кенеше, о суде, о Центризбиркоме, о Нацбанке, о Счетной палате, о прокуратуре и др.

    Мировой опыт подсказывает важность четкого отделения законодательной и исполнительной власти и применения права вето исполнительной власти, то есть президента, на законодательное решение. С другой стороны, должно быть право законодательной власти отстранять от должности представителей исполнительной и судебной власти. Разделение и ограничение исполнительной и законодательной ветвей является основой демократического правления.

    Крайне нерационально используются силы, средства и время при разработке проектов. Уже несколько раз за последние годы по 100-200 человек собирались на конституционные совещания, было подготовлено с десяток проектов. За последние 2,5 года были задействованы в этом процессе многие сотни людей. Весь этот труд пошел "коту под хвост", и мы пришли туда, с чего начинали свой путь, то есть к Конституции 2003 года.

    Проект Конституции США был написан одним лицом, Дж. Медисоном. Конечно, он имел глубокие познания в Римском праве, Билле о правах, Великой хартии вольностей, в трудах Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо и др. Они были использованы при написании проекта Конституции США, которая действует вот уже 230 лет без серьезных изменений. В России проект Конституции готовило всего лишь несколько государствоведов - ученых и практиков, и менять ее никто не думает.

    В процессе подготовки изменений и дополнений в нашу Конституцию можно было привлечь 3-5 профессионалов конституционного дела. Они смогли бы справиться с этой работой за сравнительно короткий срок и качественно. А после этого пусть граждане страны вносят предложения, а специалисты, подготовившие проект, отстаивают его и обоснованные предложения учитывают. Терапевт не будет выполнять работу хирурга, а педиатр работу стоматолога. У нас же всем дозволено писать Конституцию.

    В Конституции следует в первую очередь гарантировать права и свободы человека и гражданина, а равно определить основы общественного строя и государственного устройства.

    Все демократические страны взяли за основу принцип: народ и только он является источником государственной власти. Народу придается исключительное право в управлении государством. Чем чаще избирает народ власть, тем демократичнее управляется государство.

    Предлагаю перейти на республиканскую форму правления, где главой государства и исполнительной власти является президент, избираемый на четыре года народом. Опыт нашего молодого государства показал, что при возникновении конфликтной ситуации президент ссылается на премьер-министра, а тот, в свою очередь, на президента, принимаются противоречащие друг другу решения. Это лихорадит экономику государства, многие граждане вынуждены выезжать на заработки в другие страны. За годы независимости в кресле премьер-министра побывало 16 персон.

    В нашей стране управлять исполнительным органом должен президент и нести ответственность перед народом, парламентом, судом.

    Считаю, что для развития демократических устоев депутатов Жогорку Кенеша нужно выбирать не более чем на три года (Казахстан - 3 года, Япония - 3 года, США - 2 года и т.д.), чтобы постоянно чувствовали ответственность перед избирателями. Если депутат соответствует предъявляемым требованиям, он будет переизбираться вновь и вновь.

    Еще в 1991 году я предлагал сократить депутатский корпус до 60-70 человек. К этому мнению бывшее руководство тогда не прислушалось. Однако время показало целесообразность сокращения депутатского корпуса. В настоящее время один представитель в парламент (сенат и палату представителей) США избирается от 551 тысячи населения, в Российской Федерации (Совет федерации и Госдуму) - от 232 тысяч, в Казахстане - от 140 тысяч, а у нас один депутат приходится на 68 тысяч населения.

    Третья ветвь власти - судебная. Ее предстоит реформировать в целях создания единой и самостоятельной системы. Она должна быть наделена правом оценивать и выносить компетентно вердикт по конституционности действий законодательной и исполнительной власти, а также привлекать к ответственности должностных лиц. Обладая такими полномочиями, судебная власть могла бы сдерживать другие ветви власти.

    Предлагается объединить Верховный и Конституционный суды для выработки единообразной судебной практики.

    Президент и его исполнительный орган, Жогорку Кенеш, Верховный суд должны быть равноправны, разумеется выполняя каждый свои полномочия, то есть те самые три ветви власти, которые выработало человечество, задействуют и у нас, что и требуется закрепить в Основном законе. Надо в ближайшее время принять новую редакцию Конституции, чтобы избежать в будущем противостояния в гражданском обществе. Только тогда наступит стабильность в стране.

    После принятия новой Конституции следует перейти к следующему этапу законотворчества, то есть провести сплошную экспертизу законодательства (многие законодательные акты требуют доработки, а отдельные противоречат друг другу). Далее. Необходимо изучить административно-территориальное деление страны и внести коррективы. Рассмотреть, какие министерства и госорганы дублируют друг друга, более того, внутри самих министерств и госорганов проверить нагрузку должностных лиц. И по результатам изучения представить предложения по сокращению армии чиновников.

    Конституция должна обеспечить реальную власть нашему народу, быть долговечной, и тогда гражданское общество будет созидать, а не противостоять власти.

    Джумабек АБАКИРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/20164/


Распечатать: Еще раз о реформе власти РаспечататьОставить комментарий: Еще раз о реформе власти Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Еще раз о реформе власти Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007