Распечатать: А какого ты роду–племени,человек? РаспечататьОставить комментарий: А какого ты роду–племени,человек? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: А какого ты роду–племени,человек? Посмотреть комментарии

31 августа 2007

ОБЩЕСТВО

А какого ты роду–племени,человек?

        Все народы прошли через понятие "род, племя". Это вполне естественное формирование для групп, ведущих одинаковый образ жизни, поскольку род и племя есть нечто вроде расширенного понятия "семья". А в семье, как известно, если и обидят когда, то и защитят, если нужно. В семье люди прячутся, в семье отдыхают, из семьи настороженно поглядывают на тех, кто другой, непохожий. И наше стремление жить среди точно таких же, как ты, людей вполне оправданно: не надо объяснять банальные вещи, они и так понятны, не надо, к примеру, читать Кафку, если все вокруг читают только сказки, и так далее. С членами других семей могут получиться всякие неожиданности. Скажем, ты уважаешь людей, которые не лгут, а в соседнем племени умение соврать, обмануть считается доблестью. Кто-то считает, что у мужчины должно быть несколько жен, а кто-то совсем наоборот: это у жены должно быть несколько мужей. Словом, жить в своей семье, в своем роду, в своем племени гораздо комфортнее, надежнее и проще. Но... несовременно. Народы мира, видите ли, решили расширить понятие "род" до понятия "человечество". Типа зачем нам делиться, если все мы хотим одного и того же - быть сытыми, счастливыми, успешными и любимыми (неназванное добавить). Но осознать это современное требование совсем не просто. Его нужно выстрадать самостоятельно, к нему нужно прийти осознанно. А значит, нужно время. Но не только оно одно. Потому что время спешить не любит. Тянется, длится, перетекает. А жизнь у каждого человека между тем совсем не длинная. И что же делать?

 

     Горячее сердце, холодная голова и чистые руки

    Кажется, именно таким в идеале должен был быть чекист в советские времена. Но не был. Точно такие же требования предъявлялись и членам правящей партии. Но и они им не соответствовали. Имеется в виду массово. Прекрасный идеал бродит из общества в общество, из профессии в профессию, но нигде не может найти себе пристанище. Тем не менее, поскольку он есть в принципе и как идеал устраивает всех, то так называемым публичным людям приходится делать вид, что они стремятся именно к нему, что им не хватает самой малости для того, чтобы стать идеальными, и поэтому народам нужно подождать. А попробовали бы эти публичные люди сказать народам правду о самих себе, представляете, что было бы?!     Но нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Поэтому время от времени то там, то тут происходят революции - для ускорения процесса. А чтоб революций было поменьше (все-таки опасное, нервное это событие), придумали так называемый демократический процесс выборов всякого рода публичных людей. Выборы - это выпускание народного пара, чтоб крышку с "котла" не срывало. Кого выбрал, под тем и живи. И жди, когда он станет идеальным.

    Живущим в Кыргызстане повезло в том плане, что практически все теоретические наработки человечества нам пришлось буквально пощупать собственными руками. В активе у нас изгнание корыстолюбивого президента. Мы смело критикуем парламент (хотя ему от этого ни холодно, ни жарко, но все-таки). Мы стали понимать, что суды - это орудие демократии, а не палаческий меч, мы говорим, что хотим, не боимся начальства, нас перестало пугать слово "политика" и все то, что в нем заключается. Мы стали другими. Но...

    Кто сегодня в Кыргызстане решительно заявит о том, что наши публичные люди приблизились к искомому идеалу, когда о них смело можно сказать, что у них горячее сердце, холодная голова и чистые руки? Сердца, может быть, и горячие, как и у всех нас, потому что горячимся мы по поводу и без оного. У кого-то, может быть, и головы холодные, иной раз такие тактики со стратегией закрутят, что диву даешься: экие мудрецы. Но вот что касается чистых рук, то тут у нас проблема, да еще какая. Ни революцией, ни эволюцией грязь эту снять не удается. Будто бы ее охраняет некая сила. Но что это за сила?

 

     Я, ты, он, она - вместе дружная семья

    Правильно, семейственность, родовая и племенная принадлежность. Причем мы со всеми этими пережитками не только не боремся, но, напротив, совершенствуем их, развиваем, придаем им современные формы. Сегодня многие новые так называемые племена возглавляют... депутаты Жогорку Кенеша. Эти "племена" многонациональны, разношерстны по возрасту и образованию, характеру и темпераменту, но есть в них общее: все зависимы от своего лидера, хотя и он зависим частично от них. Его зависимость объясняется элементарно: ему нужно, чтобы люди вновь и вновь подтверждали его право быть депутатом. Их зависимость куда сложнее. Если ты обозначился не единомышленником, а соперником или всего лишь оппонентом, то плохи твои дела в отдельно взятом регионе. Можно, если захотеть, обозначить эти новые региональные племена как региональную элиту. И вопросить: а что в этом плохого, если правящие элиты есть везде и если это нормальное явление? Но в том-то и дело, что бы мы ни формировали, у нас все время получается одно и то же. Поэтому все властные структуры в регионах так или иначе складываются в зависимости от интересов того или иного главы рода-племени. Он не захочет, и кто-то не станет тем, кем должен был бы в силу своего образования и призвания. ВО ВСЕХ наших регионах вполне обычным является такой вопрос: он человек такого-то (называется имя) или сам по себе? Если отвечают, что сам по себе, то удивлению нет предела: ему что, крылья еще не обломали? Ничего, скоро обломают...     На таком фоне трудно удивляться беззубости так называемых местных газет: их владельцы отлично понимают, что писать нужно так, чтобы ничего такого (!) не написать. Можно из недели в неделю читать отдельные издания, но так и не узнать, чем живет город или район, какие проблемы зреют внутри народа, почему какую-то структуру возглавляет человек, который не должен ее возглавлять, и так далее, и тому подобное. В результате получается так: главные редакторы получают всяческие премии и гранты, рассказывая населению некие умозрительные истории на заданную тему, а население живет словно бы в некоем вакууме, когда неизвестно, что хорошо, что плохо, какие оно имеет права и кто его на пути этих самых прав каждодневно останавливает.

    В новые родоплеменные отношения втянуты учителя элитных школ, врачи, предприниматели, торговцы, спортсмены. И эта тенденция в целом по республике имеет очень большие перспективы. Тем более что формировать новый парламент в ближайшее время будут так называемые партии, которым в нашей стране уже несть числа и которые будут прибывать ежечасно и ежемесячно. Некоторое толкание локтями в связи с этим будет во всех регионах, однако полагаю, что, в общем-то, территория (читай умы и голоса избирателей) уже давно поделена и застолблена. Отдельные граждане уже находятся в оппозиции (!) друг другу, поскольку один точно знает, что его депутат будет депутатом вечным, а другой так не считает. Тем не менее первый, поедая выданную депутатом муку (при высоких на нее ценах!), в чем-то завидует второму, потому что в глубине своей души хочет быть не только сытым, но и свободным в выборе. А зависть, как известно, мать многих неприятностей. Так что осмелюсь предположить, что и многочисленные партии не помогут нам сформировать демократический парламент. Мечтать, конечно, не вредно, но реальность - это все-таки реальность.

     В связи с этим очень интересно беседовать на так называемые "политические" темы с так называемым простым народом. Кто такой аким и чем он отличается от мэра? Не знаю. Кто является вашим районным (городским, парламентским) депутатом? Не знаю. Если вы избирали кого-то из них, то как это сказалось на вашей жизни? Никак. В какой стране мы живем? В Кыргызстане, а что? Что такое ШОС и чего наша страна ждет от участия в нем? Не знаю. Какая идеология является главной для нашей страны? Не знаю. О чем вы думаете прежде всего, когда думаете о государстве? Почему так трудно жить, почему такой дорогой хлеб, такие дорогие коммунальные услуги, почему мы вообще не знаем, что у нас происходит и что будет завтра? Чего вы боитесь больше всего? Старости, нищеты, одиночества, болезни. Кто поможет вам, если это случится? Не знаю. И это граждане свободного Кыргызстана спустя два года после НАРОДНОЙ революции!

    Хотя политические деятели, идя на очередные выборы, называют их (не вслух, что вы, Боже упаси!) иначе - электоральное болото. Это самое "болото" пассивно относится ко всему, что происходит. Одни не хотят, другие не верят, третьих все устраивает, четвертые боятся. Поэтому это "болото" усиленно подкармливают непосредственно в канун выборов - наши граждане в массе своей еще не циничны: съел мясо, выпил водку, так и отдам хорошему человеку свой голос. И... оставляют наедине со своими кочками после выборов. Если когда-либо в Кыргызстане родится такой лидер, который сможет зажечь сердца "болотных" людей, полагаю, только тогда у нас и начнутся перемены.

 

   Не живем, а учимся?

  Такое впечатление, что граждане Кыргызстана живут не в режиме реального времени, а как бы вне времени. Все чего-то ждут. Пенсионеры реального повышения пенсий. Министерства, управления, бизнес и культура - реальных реформ. И все вместе - мгновенного и быстрого прорыва Кыргызстана в богатое и стабильное будущее. Самые нервные пока что уезжают в уже богатые и более или менее стабильные страны. Оставшиеся будто бы все время слушают автоответчик: ждите, ждите, ждите. Спонсоров. Инвесторов. Умных решений правительства. Куда б ни пришел по своим профессиональным обязанностям, где б ни нашел безделье и нерасторопность, всюду один ответ: конечно, наша структура слишком громоздкая, ее нужно совершенствовать, нужно упразднять (создавать), ликвидировать (привносить), а пока что проблемы были, есть и будут. Сколько будет длиться это ПОКА?! Такое впечатление, что страна (на уровне министерств, а также дальше Бишкека, на нижних властных структурах) совершенно неуправляема. Ни ОДНУ проблему сегодня не то что решить, но даже понять ее происхождение, мотивы и причины не удается. Язык не поворачивается назвать многих чиновников элементарными бездельниками: ведь вот же суетятся, все объясняют, стараются, даже потеют и после этого, усталые, идут в отпуск. Они же как бы работают. Но если НЕТ результатов их деятельности, тогда кого мы вообще обманываем? Самих себя?

     Мы празднуем очередную годовщину провозглашения независимости Кыргызстана. Но как, когда нам всем стать независимыми от собственной замкнутости в родоплеменных отношениях и вспомнить наконец о том, что есть еще и государство?! Как? Ничто так не разрушает идеи государственности, как закоснелые, ленивые, жадные граждане. В поисках личного богатства (или хотя бы не нищеты) здесь и сейчас мы утратили духовные идеалы, заставляющие человека изо дня в день держать ответ перед совестью. Когда-то кто-то "процитировал" черта: "Мне не важно, признаете ли вы факт моего существования; важно, чтобы не иссякло разрушительное начало на земле". А ведь разрушение - это не только ломка чего-то существующего, это еще и нежелание РАБОТАТЬ в принципе. 

    Людмила ЖОЛМУХАМЕДОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19792/


Распечатать: А какого ты роду–племени,человек? РаспечататьОставить комментарий: А какого ты роду–племени,человек? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: А какого ты роду–племени,человек? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007