Распечатать: Власть либо сильна, либо терпит крах РаспечататьОставить комментарий: Власть либо сильна, либо терпит крах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Власть либо сильна, либо терпит крах Посмотреть комментарии

27 апреля 2007

ОБЩЕСТВО

Власть либо сильна, либо терпит крах

    Говорил и хочу повторить вновь: пишу только о том, что думаю сам, излагаю лишь свою собственную точку зрения и выступаю всегда от своего личного имени, и не более того. Говорю об этом потому, что разговор пойдет о достаточно серьезных вещах, а потому считаю нужным предупредить возможные подозрения в какой-либо ангажированнности и заказном характере публикации.

    15 лет независимости Кыргызстана показали, что наша страна, к сожалению, не застрахована ни от революции и попыток новых переворотов, ни от периодических всплесков вражды и столкновений в борьбе за власть, за передел собственности и сфер влияния, ни от конфликтов из-за дележа портфелей, земли, иностранных грантов и инвестиций.

    Наверное, правы те, кто утверждают, что народ представляет собой различные группы интересов - национальных, социальных, профессиональных, религиозных, региональных и т. д. А единым народ становится только перед лицом какой-либо всеобщей опасности, в моменты каких-то общих испытаний. Однако, думаю, более правы те, кто считают, что в повседневной обыденной жизни, когда нет войны, серьезных стихийных бедствий и глобальных природных катаклизмов, единство нации призвана обеспечивать власть. Если же власть не лидирует на этой стезе, то нация исчезает как единый субъект, распадается на группы интересов, которые начинают делить страну по географическим, социальным, родоплеменным или иным признакам. Но если власть действительно является властью, то ей удается сглаживать водораздел, где возможны конфликты, удается консолидировать нацию. К сожалению, ни прежняя власть, ни нынешняя не работала и не работает по главным направлениям, обеспечивающим единство.

    В основе нынешнего политического кризиса я вижу то, что эйфория, связанная со сменой обанкротившегося и прогнившего режима А. Акаева, быстро прошла, а ожидания людей энергичных действий от нового президента не оправдались. Основное требование, ставшее по сути двигателем революции, об отмене результатов сфальсифицированных парламентских выборов не было выполнено. Главное же, новая власть непростительно затянула с конституционной реформой, дав тем самым повод думать, что ее вполне устраивает существующее положение. Именно это стало формальной причиной бессрочного ноябрьского митинга движения "За реформы!".

    Под давлением толпы, когда митинговые страсти грозили вырваться из-под контроля, президент и парламент в считанные минуты сделали то, что не было сделано более чем за год. Как оказалось, этот маневр сыграл всего лишь роль клапана, позволившего слегка разрядить обстановку, выпустить пар из грозящего взорваться котла.

    Последовавшие за этим события еще явственнее обнажили дилетантизм многих политиков как во власти, так и в оппозиции, слабую профессиональную пригодность многих законодателей. Одно дело, когда проблемы возникают в силу объективных причин, и совсем другое, когда они усугубляются из-за плохого управления, ошибок, неумения и нерешительности, а то и прямой корысти управленцев.

    Наблюдая за действиями официальной власти в ходе ноябрьского и в еще большей степени апрельского бессрочных митингов, я, признаться, готов был тоже выступить за смену руководства страны. И вовсе не потому, что поддерживал требования Объединенного фронта. Просто для меня совершенно очевидно, что в обстановке, близкой к хаосу, объективной потребностью, если угодно, категорическим требованием становится повышение роли и влияния исполнительной власти. К сожалению, этого не наблюдалось ни в ноябре, ни в апреле.

    За годы независимости мы уже как-то забыли, что когда-то в СССР едва ли не все товары были дефицитными. Сегодня в магазинах изобилие. Пусть не свое, привозное, но все-таки. Зато появился иной дефицит, куда более опасный - дефицит власти.

    Да, конечно, демократия - это кислород, обеспечивающий полнокровную жизнь - экономическую, общественно-политическую, духовную. Но кто популярно объяснит мне, почему, заигрывая с оппозицией, обеспечивая маргинальной охлократии право на свободу за плату и ежедневную миску чечевичной похлебки создавать и нагнетать напряженность в обществе, власть не заботится о праве законопослушных граждан на спокойное бытие без тревоги за безопасность своих детей и свое будущее?

    Давайте уточним некоторые вещи. Думать, что мы за 15-20 лет можем достичь такой же степени демократизма, такого же баланса между исполнительной, законодательной, судебной ветвями, как, скажем, в Англии, Германии или США, - это химера. при наших уровне развития, состоянии экономики, общей культуре, менталитете, правовом нигилизме сверху донизу, продажности всех и вся чудо невозможно. Либо мы отказываемся от подобных иллюзий, либо обречены на бесконечные конфликты между исполнительной властью и Жогорку Кенешем и на периодически повторяющиеся бессрочные митинги.

    С огорчением наблюдаю, как избранная большинством народа исполнительная власть раз за разом пасует перед давлением "вечных оппозиционеров", "радикальных реформаторов", устроителей "достойного будущего". Поневоле думаю, если она не сможет создать условия для нормализации обстановки в стране и жизни людей, для подъема экономики и утверждения действительно рыночных отношений, обуздать чиновничий беспредел, то это сделают другие. Тут закономерность такова: либо власть сильна, способна объединить усилия общества на решение стоящих перед ним задач, либо она терпит крах. За примерами далеко ходить не нужно.

 

    Встреча с надеждой

    С удовольствием пользуюсь предоставившейся возможностью сказать слова признательности и похвалы в адрес силовых структур. Мы уже как-то привыкли по инерции критиковать милицию за неспособность усмирить криминалитет, навести порядок на улицах наших городов, за беспредел, чинимый самими блюстителями порядка. Но ночь с четверга на пятницу показала, что не все у нас так уж безнадежно и что есть в стране силы, способные в случае чего навести и поддерживать порядок.

    В связи с этим считаю глубоко неверными и социально опасными обвинения, с которыми поспешили выступить некоторые идейные вдохновители бессрочного митинга в адрес силовиков. Они-де превысили свои полномочия. Если встать на позицию авторов этих демагогических заявлений, получается, что милиционеры и омоновцы должны были выступать в роли статистов и чучел для избиения неуправляемой толпой. Именно решительные и профессиональные действия милиции и ОМОН в ночь с 19 на 20 апреля позволили разрядить непредсказуемую, чреватую серьезными угрозами обстановку без серьезных потерь и последствий. И думаю, немного нашлось таких, кто бы не поддержал предложение депутата Жогорку Кенеша Исхака Масалиева о хотя бы денежном вознаграждении работников милиции за напряженный, практически круглосуточный труд в дни бессрочного митинга.

    К еще одному обнадеживающему признаку апрельской акции я склонен отнести то, что в среде оппозиционно настроенных депутатов и лидеров нашлось достаточно трезвых и здравомыслящих людей, прекрасно осознающих бессмысленность и тупиковость требований Объединенного фронта о добровольном и досрочном сложении Курманбеком Бакиевым президентских полномочий.

    Отдаю себе отчет, насколько сейчас нелегко лидерам Объединенного фронта признавать свое поражение. Правда, кое-кто по привычке продолжает твердить, что в результате ликвидации апрельского противостояния никто не выиграл и не проиграл, что здесь нет и не может быть победителей и побежденных. Мне кажется, это не более чем фигура утешения. От разгона бессрочного митинга выиграли уже хотя бы мы, рядовые бишкекчане. Правда, отдельные фронтовики заявляют, что не считают бессрочный митинг законченным и что не намерены отказываться от митингов и шествий как от средства борьбы за реформы, думаю, это все же больше попытка сохранить хорошую мину при плохо организованной и проведенной игре. Многие прекрасно понимают, что митинговый ресурс в наших условиях заметно пошел на убыль. И уже даже за деньги и посулы мифических благ все труднее собирать на площадях многотысячные толпы и тем более ими управлять. Да и урок, который преподали митингующим сотрудники силовых органов в ночь с 19 на 20 апреля, надо полагать, кое-кому запомнится надолго. Как показывает история, лучше и дольше всего человеку запоминается урок поротой задницы.

 

    Что происходит со страной и с нами?

    После стычек и столкновений в ходе "мирного" бессрочного митинга вопрос о глубине залегания вражды и ненависти в сердцах и душах определенной части "сторонников" оппозиции выплеснулся на поверхность. Дежурные попытки лидеров оппозиции обвинить во всплесках зла и насилия неких провокаторов от власти малоубедительны и несостоятельны.

    Считаю, что ответственность за происходящее сегодня в стране несет политический класс. Говоря "политический класс", я имею в виду не только президента, правительство, депутатов, но и лидеров оппозиции, и вообще всех тех, кто так или иначе оказывает влияние на ход событий в столице, области или республике. На мой взгляд, беда кроется в том, что политический класс демонстрирует полную недееспособность и неумение оценить реальные вызовы времени и адекватно ответить на них. Разные его полюсы показывают нежелание или неспособность объединить усилия и вместе идти к общей цели. Весь послереволюционный период идет мышиная возня вокруг должностей, за места на пирамиде власти, идет поиск врагов.

    Наша беда в том, что сегодня у гражданского общества нет общенациональной идеи, способной объединить народ, нет понимания того, что может способствовать национальному сближению, на каких идеях удалось бы консолидировать общество. Попытка создать эту идею не удалась при 15-летнем правлении Акаева, ничего не получается с этим и у нынешней власти. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Искусственно сформировать общенациональную идею невозможно. Прежде всего власть сама должна понять, перед какими ключевыми вызовами стоит сегодня государство.

    Корень зла суверенного Кыргызстана следует искать в том, что Аскар Акаев, которому так поверили кыргызстанцы, первым предал провозглашаемые им идеалы, его слова и проповедуемые им принципы находились в резком противоречии с конкретными делами. Не скупясь на клятвенные заверения верности принципам демократии, социальной справедливости, рыночной экономики, приоритета прав человека, первый президент мало что сделал для претворения их в жизнь. Но кто из нас, положа руку на сердце и не кривя душой, возьмет на себя смелость заявить, что новая власть извлекла из этого должный урок и резко изменила курс?

    В настоящий момент требование лидеров Объединенного фронта о досрочной отставке президента снято с повестки дня. Но остается в силе главное требование времени - доверие граждан к власти. Вернуть же его может власть, ответственная перед обществом, власть, у которой слово не расходится с делом.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/18278/


Распечатать: Власть либо сильна, либо терпит крах РаспечататьОставить комментарий: Власть либо сильна, либо терпит крах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Власть либо сильна, либо терпит крах Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007