Распечатать: Девять дней одного года РаспечататьОставить комментарий: Девять дней одного года Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Девять дней одного года Посмотреть комментарии

24 апреля 2007

ОБЩЕСТВО

Девять дней одного года

    По сути дела, то, что происходило на площади в минувшие девять дней, есть отражение того, что происходит в обществе. А в обществе нашем идут очень сложные глубинные процессы по выработке правил (и признания их большинством), по которым ему жить. Речь идет не только о Конституции, а первую очередь о тех принципах, которые определяют каждодневную нашу жизнь. Что в этом направлении радует? В первую очередь то, что, кажется, мы наконец-то начинаем называть вещи своими именами. Истерику - истерикой, лукавство - лукавством, жадность - жадностью и так далее.

    Какое, казалось бы, в этом достижение? Очень большое. После того как развалился Советский Союз и практически исчезли вышколенные пропагандисты и агитаторы, которые твердо и жестко определяли, что такое хорошо и что такое плохо, люди этому так обрадовались, что не заметили, как перешли всякие грани нравственных пределов. Оказалось, что быть свободным - это совсем не просто. И почти два десятилетия мы только и делали, что заступали за эти грани, удивляясь тому, что НИКТО нас не останавливает. А кто должен остановить, как не собственный внутренний голос совести? Но какая там совесть, если ХОЧУ и НИКТО не запрещает?!

    Так появилась система ультиматумов: надавлю, и все отдадут как миленькие землю, заводы, да все, что угодно. Пиком этих ультиматумов стало требование... власти. Поразительно, что реализатором такой ультимативной "идеи" стал Феликс Кулов, который явно претендует на то, чтобы его позиционировали с понятием "интеллигентность"!

    Как такое вообще могло произойти? Видимо, тюрьмы ограничивают возможности человека свободно развиваться не столько в физическом плане, не только в плане моральном, когда само стремление одного человека распоряжаться свободой другого человека способствует их (обоюдному) нравственному слому, но в большей степени в плане интеллектуальном. Кулов пропустил созревание каких-то процессов в нашем обществе и сделал ставку на принципы вчерашнего дня. Во времена Акаева он, будучи чиновником, прошел отличную школу ультиматумов, при этом неважно, боролся ли с ними (как бы) или способствовал их развитию. Он твердо усвоил: дави, нажимай, и рано или поздно ты свое получишь. По сути дела, он проиграл в тот час, как только решил реализовать свои привычные приемы на более высоком уровне. Ему бы вовремя остановиться, оглядеться: а слышит ли его общество, понимает ли, разделяет ли ожидания? Но он этого не сделал. Его ничему не научило обстоятельство выхода из правительства, которое он создал себе и стране исключительно по личной воле: капризный ультиматум не прошел еще в декабре прошлого года. Но он снова уперто пошел привычным путем. И как итог - рядом с ним оказались мальчишки, которым захотелось поиграть в политическую "войнушку", говорливые соратники, также утратившие представления о реальности, которая имеет обыкновение стремительно меняться, но не было тех, кто на самом деле отражал бы ожидания общества.

    Не хочется никого обидеть, но на площади практически не было людей, которые хотя бы в общих чертах осознанно подходили к идее устранения власти. Что значит "сменить власть"? Чем это чревато? Почему нужно делать это, маршируя на площади, а не опираясь на дорогостоящую законодательную базу, ради создания которой мы содержим весьма обременительный (здесь - в финансовом смысле) для страны орган под названием "парламент"? Такими вопросами как бы митингующие не утруждали себя. Им было достаточно только одного: если такое действо получилось в марте 2005 года, то почему бы его не повторить и сегодня? Или все-таки был какой-то финансовый интерес? Нельзя же представить, чтобы люди "просто так" вдруг захотели устроить переворот в стране, не так ли? Бессмысленному "кетсин" отдельные политологи пытались придать хотя бы видимость смысла, но нельзя наполнить водой кувшин, который не имел дна изначально.

    Надо отдать им должное. Какую-то часть идеологической "работы" они все-таки выполнили, заполняя "нужными" комментариями огромное поле Интернета. Однако, если внимательно всматриваться в эти посевы, легко обнаружится то, что уже через день-два стало более чем очевидным: интернетовские посты заполнены в основном голосами ультиматумщиков. Своей истерикой, обнародованием "устрашающих" высказываний они, конечно, хоть чего-то добились. Кажется, в парламенте заговорили о том, что Интернет пора "пропалывать". Не надо. Легковерных людей в нашем обществе остается все меньше и меньше, в том числе и благодаря Интернету. Не стоило, на мой взгляд, изымать и газеты "Агым" и "Кыргыз руху": к утру следующего дня они бы просто устарели и воспринимались бы как исторический курьез. Тут была только одна опасность: а все ли слои населения сумели бы правильно сориентироваться во вчерашней и сегодняшней информации? Но, мне думается, пора уже взрослеть всем, кто в принципе читает газеты. Прошли времена, когда "верить" совершенно нечитаемой передовице газеты "Правда" надо было неукоснительно, иначе возможны были варианты. Так что пусть бы читали, зачем останавливать развивающийся мыслительный процесс?

    Безусловно, СМИ играют в любом обществе важную роль, поэтому и они сейчас делятся на те, что дальше ультиматумов не идут, и на те, что стараются быть объективными. Но, кажется, общество это уже начинает осознавать.

    Верные спутники ультиматумов - истерика и лукавство. Какой, в самом деле, ультиматум без надрывной истерики, кликушества, топанья ногами и свиста? Это уже не ультиматум, а так, надутые губы. Но если впадать в истерику в нашем обществе пока что еще почему-то не стыдно, то лукавство стараются засунуть как можно дальше, упаковать его так, чтоб сразу в глаза не бросалось. Только подумалось: злосчастный Кулов, и как это он теперь будет выбираться из заваренной им самим каши? Как тут же обществу предъявляют пресс-конференцию, на которой явно измученный генерал (от чего только устал, если на площади появлялся периодически и ненадолго?) вдруг говорит: провокаторы хотели пойти на "Белый дом", и откуда они только взялись в наших рядах, не знаю. И в самом деле, какие странности: я всех призывал прийти на площадь и сделать переворот, одежки красивые сшил и яркие флажки дал в руки, день "мирной" передачи власти назначил, народец попытался свято выполнить мои заветы, и я в этом еще и виноват?! Лукавство настолько очевидное, настолько грубо состряпанное, что даже скучно. Если генерал не хотел "ничего такого", так где он был в те часы, когда это началось? Его слова: собирал, мол, в это время бумаги, обдумывал процесс - добивают окончательно. Мальчиков на амбразуру (хорошо, что все закончилось так, как закончилось, а не иначе), а сам - в бумаги носом? Ничего себе полководец фронта!

    Но и в случае с Феликсом Куловым я лично против всяких там наказаний, за исключением отчислений на восстановление порядка в городе - выбитые стекла, изуродованные машины и так далее. На восстановление здоровья пострадавших, с какой бы стороны они ни были, а также на прочие текущие расходы, возникшие в результате его умственной деятельности. Не надо из него в очередной раз делать героя, он уже и так под не своей одеждой под названием "харизма" стоять не может: не его это костюм, совсем не его. Я согласна с мнением, что действиям Кулова нужно дать нравственную оценку, чтоб в другой раз ему неповадно было мнить себя главнокомандующим каких бы то ни было формирований. Как говорится, на его истеричный фронт ответим всеобщим презрительным "фи"!

    Но на какой почве, если разобраться, все еще прорастают в нашем обществе ультиматумы, истерики, лукавство и прочие такие гадости? Ответ очевиден: на ЖАДНОСТИ элиты. Помнится, в 90-е годы, когда началась так называемая прихватизация, новоявленные адепты капитализма лукавыми умильными голосами говорили: не бойтесь появления в обществе богатых, станем богатыми мы, щедро начнем делиться и со всеми прочими. Ага, как говорится, щас. Поэтому что питает любые попытки переворотов? Желание одних стать еще богаче, надежда других при очередной дележке разжиться более или менее крупными крошками. И неважно, что при этом под нож попадает страна.

    Какое-то время мне казалось, что таласцы странные люди, голосуют против... золота. Нам, мол, его не надо. Но потом стало понятно, что ими руководит в таких обстоятельствах. Они не хотят потерять ПОСЛЕДНЕЕ свое достояние. Потому что золото как бы общее и уж точно не их, а земля, свежий воздух и чистая вода - это то, что они имеют реально. Это такая защита от особенностей национальной политики, когда в результате самых выгодных проектов почему-то обязательно страдает большинство и начинает процветать меньшинство. Но если новому правительству удастся разрешить этот парадокс в данном конкретном случае, тогда, думается, идея региональной разобщенности страны, какие бы формы она ни принимала, перестанет наконец быть для нас актуальной. Важно, чтобы и этот процесс пошел.

    Так что как ни крути, а политика есть-таки концентрированное выражение экономики. Нам спешно нужно начинать богатеть. Всей страной, а не отдельным ее гражданам. И тогда богатому человеку не придет в голову брезгливо удивляться: зачем этому бедолаге покупать (влезая в долги!) нормальную стиральную машину, ах, у его жены руки от холодной воды болят, да неужели?! А тому не придет в голову брать у первого из рук бесплатный плов, фактически закладывая за него свою голову. Ведь что такое коррупция, если разобраться? Кто-то что-то постоянно забирает у общества, а общество с этим ничего поделать не может. Или все-таки может? Неужели мы доживем до таких времен, когда вора публично назовут вором и даже накажут, отняв неправедно нажитое? Если доживем, тогда митингам действительно конец. А тем, кому хочется мнить себя главнокомандующими, придется идти в экономику, вот где сразу видно, кто и на что способен. Это я к тому, что даже мои непродвинутые, неполитизированные соседи на очередной своей минуте политинформации (а как же в наше время без них?) радостно отметили: каков новый-то премьер-министр, а? Поехал в Астану по политическим делам, а попутно пристроил туда нашу фасоль, про которую годами все только и говорят: куда девать, да куда девать? Нашел сбыт для картошки и подыскал хороший заказ для швейников. Оказывается, и от политиков может быть толк. Ох как хочется в это поверить...

    Людмила ЖОЛМУХАМЕДОВА.

    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/18243/


Распечатать: Девять дней одного года РаспечататьОставить комментарий: Девять дней одного года Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Девять дней одного года Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007