Распечатать: Наука госуправления РаспечататьОставить комментарий: Наука госуправления Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наука госуправления Посмотреть комментарии

30 марта 2007

БЛОГИ

Наука госуправления

    Неразрешимых ситуаций не бывает. Всегда есть какой-то выход. Главное, не переставая искать его. И хотя Кыргызстан за все эти годы топтания на одном месте — 15 лет при Акаеве и почти 2 года при Бакиеве — потерял слишком много времени и сил, тем не менее последние заявления нашего президента говорят о том, что как наша власть, так и общество в целом готовы к осуществлению подлинных реформ и перемен, которые сделают процесс перехода к демократии необратимым. Главное сегодня — не разрушить начавшийся диалог между властью
    и оппозицией, между югом и севером и между госструктурами и народом.

    Надо пахать, как трактор
    Президент должен принимать экстренные и чрезвычайные меры. Работать в режиме, когда отступать уже некуда, остается только сжать волю в кулак и переть вперед, как танк.
    Ведь что такое Кыргызстан? Небольшая страна с населением 5 миллионов с небольшим. Поднять такую страну нетрудно. Глава республики должен подобрать команду, состоящую максимум из 15 — 20 человек. Но чтобы это были грамотные специалисты, знающие свое дело, и ответственные. Наилучшей структурой мне представляется создание кабинета министров, состоящего из министров, наделенных рангом госминистров. Количество этих министров должно быть ограниченным. Чрезвычайно важны, на мой взгляд, госминистры по делам туризма, торговли, сельскому хозяйству, развитию предпринимательства — и все. Госминистр туризма, например, обладающий широчайшими полномочиями, способный заключать международные контракты с различными странами, может в течение года, а то и в считанные месяцы, до наступления туристического сезона на Иссык–Куле, обеспечить такой ошеломляющий туристический сезон, который нам и не снился. Когда в бюджет республики поступят не жалкие 50 миллионов сомов, а в десять раз больше. Ведь так и должно быть, когда на Иссык–Куль приезжают более миллиона зарубежных туристов. Только госминистр, наделенный широкими полномочиями и прежде всего правом выступать от имени государства на международной арене, может быть способным на это. Точно так же и остальные министры, отвечающие за агросектор или предпринимательство, должны быть назначены на эти высокие должности только при условии, если смогут обеспечить экспоненциальный рост основных экономических показателей. Такие люди у нас есть, взять хотя бы того же Данияра Усенова. Если бы перед ним была поставлена такая задача и выставлены жесткие требования, он бы позабыл о своем частном бизнесе и превратил всю страну в течение одного года в державу активно работающих малых предприятий. Для этого у него есть все данные: он знает, как делать деньги, как работать с недвижимостью, как строить заводы по производству цемента, стройматериалов и т.д. и т.п. Следовало только дать ему полную свободу, поставить во главе всего нарождающегося бизнеса в стране, но… с требованием, чтобы был обеспечен темп развития не в 8 процентов, а в 80 и даже 100 в год. Вы думаете, это невозможно? Еще как возможно, особенно если учесть, что сегодня наше производство ушло совсем недалеко от нулевой отметки. Разумеется, для таких госминистров нужно придумать эффективную систему вознаграждения за труд. Чтобы они, отдавая себя работе, не думали о своем благополучии и завтрашнем дне. А в случае, если они не справляются, немедленно и быстро освобождать от занимаемых должностей, замешанных же в коррупции или открытии своего семейного бизнеса, тут же привлекать к судебной ответственности и пожизненному освобождению от участия в госуправлении всех уровней. Нам всем следует пахать, как трактор. Только так можно встать на ноги. Любой руководитель успешного частного предприятия знает, как этого добиться.
    Сазыкбай ТУРДУМАЛИЕВ, предприниматель, председатель партии зеленых “Арча”
    
    Только народ определяет судьбу государства
    Успех в государстве зависит от механизмов развития и от строя государственной системы.
    Для перспективы государственного строя требуется:
    1. Стремление представителей власти строить всенародное государство, где существует справедливость по всем вопросам.
    2. Стремление представителей власти содержать свой народ на надлежащем уровне и правильное направление государственного строя, приводящего к росту данного государства.
    3. Мирное небо над головой, содружество, справедливое отношение представителей власти к своему народу и обеспечение высокого жизненного уровня.
    Государственное устройство Кыргызстана в данный момент не имеет мощной силы. Кыргызстан зависит от тех государств, которые хотели помочь ему, но при этом запутали его во всех отношениях. Дорого ли обходится новый строй для Кыргызстана? Да, очень! Но как стать независимым от тех, кто окружает его? Ответ прост. Он должен использовать свои ресурсы рационально. Он должен быть сильным, чтобы поддержать государственный строй. Он должен быть доброжелательным к собственному народу.
    Создать мир и иметь прогресс в государственном строе — это зависит от каждого из нас, от трудящихся своего государства. Люди со стороны не должны указывать нам дорогу. У каждого государственного строя свои взгляды, свои возможности. Только сам народ определяет судьбу государства.
    И мы должны ответить достойно на разрушающие процессы. Раз произошел разрушительный процесс, достойно выдержать эту ситуацию. Кризисное явление в нашем государстве не должно стать окончательно разрушающим рычагом. Мы должны победить. Мы должны оставаться на своем месте в системе мирового содружества.
    Омурбюбю БЕГАЛИЕВА, философ, общественный деятель
    
    Начинать все с низов
    Народовластие идет снизу вверх. Принцип ротации кадров и эффективного управления формируется с первичных структур. В своей книге “Эл бийлиги” (“Народовластие”) я подробно описал, как этого можно достичь в существующих рамках административно–территориального деления Кыргызстана, с учетом нашего менталитета и достигнутых результатов в формировании гражданского общества.
    Открытое гражданское общество базируется на трех опорах — государственном секторе, общественном и коммерческих структурах, образующих равносторонний треугольник. Эти три сектора в равной степени должны участвовать в создании механизма общественного контроля и управления, начиная с самого нижнего звена. Возьмем айыл или село, в котором проживают от силы 100 человек.
    Три упомянутые структуры должны выбрать своих представителей в кенеш или курултай айыла, скажем, по пять человек от каждой структуры, который будет высшим органом управления на местном уровне. Айылские курултаи, решая все задачи айыла, должны делегировать своих представителей в вышестоящие курултаи на уровне айыл окмоту. Последние, в свою очередь, выбирают делегатов для районных курултаев, затем по такой же цепочке формируются областные курултаи и общереспубликанский курултай — высший орган власти в стране.
    Республиканский курултай, собственно говоря, и есть парламент или Жогорку Кенеш, который берет на себя всю законодательную деятельность и принятие важнейших решений государственного уровня. При этом есть еще президент страны, выбираемый в ходе всенародного прямого голосования, который возглавляет исполнительную власть, а вице–президента избирает курултай, но с обязательным условием, чтобы он был представителем другого региона.
    При такой схеме механизм народовластия можно запустить уже в ближайшее время, без коренной ломки и обновления всех госструктур и общества.
    Садырбек НАЗАРОВ, директор Театра юного зрителя, член политсовета Демократической партии Кыргызстана
    
    Курултаи как органы контроля
    Власть должна быть президентской. Президент как глава государства должен обходиться без премьер–министра, нести ответственность за все происходящее в стране. Но необходимо ввести институт курултаев. В качестве эффективных механизмов контроля за действиями всех трех ветвей власти. Эти курултаи должны собираться раз в год и осуществлять мониторинг действий властей. Состав курултая мне представляется оптимальным, если от каждого айыл окмоту на него будут делегированы по два человека. Тогда общереспубликанский курултай будет представлять из себя съезд двух тысяч делегатов от народа. Курултай должен быть наделен самыми широкими полномочиями, играть ключевую роль в кадровой политике на республиканском уровне, иметь право на отзыв неугодных министров, губернаторов и даже выходить с предложением в народ по объявлению недоверия президенту или роспуску Жогорку Кенеша.
    Анарбек УСУПБАЕВ, руководитель производственного предприятия
    
    Президент должен быть арбитром
    Нынешний кризис в госуправлении почти целиком связан с тем, что глава государства возложил на себя непосильное бремя, вникая во все вопросы и мелочи, контролируя как экономику, так и оборону, вопросы национальной безопасности. Все вопросы, связанные с экономикой, должны быть в ведении премьер–министра и кабинета министров. Президент должен отвечать за внешнюю и внутреннюю безопасность, контролировать весь силовой блок, прокуратуру, правоохранительные органы. При этом основной его функцией будет роль арбитра и гаранта Конституции. Как этого добиться? Он должен пристально следить за работой правительства, отслеживать результаты его деятельности. При этом процесс контроля должен быть максимально прозрачным, чтобы в нем участвовали независимые СМИ.
    А что мы видим теперь? Президент много работает, он просто перегружен всеми хозяйственными делами, вдобавок ко всему ему не дают покоя его политические противники, угрожая митингами и даже отставкой.
    Между тем он работает с той же самой изжившей себя старой акаевской командой, при этом жалуется, что в республике нет достойных кадров. Точно так же президент под давлением оппозиции убирает того или иного ответственного работника и назначает вместо него какое–то влиятельное лицо из стана оппозиции. При этом, естественно, чисто деловые и профессиональные качества почти не учитываются. Разве при таком подходе можно сформировать эффективно работающую команду единомышленников?
     Между тем в нашей стране много хороших специалистов и знатоков управления, для которых не составляет особого труда поднять в течение короткого срока район или область. И президент должен создать такие условия, чтобы на ответственные должности люди приходили только в результате конкурсных отборов. Принимать на работу только тех, кто имеет конкретную программу действий, и в случае его утверждения на должность дать не больше года для достижения конкретных результатов. Если человек справляется, поддержать его и усилить мотивацию, обещая повышение в будущем.
    Глава айыл окмоту, справляющийся с работой, должен оставаться весь срок и рассчитывать на новый, а лучший из пяти или десяти глав айыл окмоту становится акимом района. Лучший руководитель района должен становиться губернатором, а лучший среди губернаторов или министров должен быть претендентом на высшие государственные должности в стране. Президент контролирует эффективную работу всей этой цепочки. Только так можно поднять Кыргызстан и избавиться от нынешнего паралича и безвластия в стране.
    Жапар КАЛЫКОВ, предприниматель

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17920/


Распечатать: Наука госуправления РаспечататьОставить комментарий: Наука госуправления Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наука госуправления Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007