Распечатать: Уроки  домоводства РаспечататьОставить комментарий: Уроки  домоводства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Уроки  домоводства Посмотреть комментарии

27 марта 2007

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Уроки домоводства

    Худо-бедно, но этот отопительный сезон мы пережили без особых потрясений. По указанию президента Курманбека Бакиева тарифы на электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение остались прежними. Обратите внимание, “по указанию президента”. Так что нынешние цены на свет и тепло не соответствуют рыночным реалиям. А это значит, что не в этом году, так в следующем, но цены на коммунальные услуги будут расти.
    Уже сегодня значительную часть семейного бюджета “съедает” квартплата. При этом оплачиваем мы нормативы потребления, а не фактически использованную воду и полученное тепло. В советские времена, когда львиную долю расходов брало на себя государство, вопрос, сколько и за что мы платим, мало кого волновал. Сегодня все больше кыргызстанцев интересуются: “Почему цены на услуги повышаются, а их качество снижается?”.
    Энергетики в один голос твердят: растут мировые цены на энергоносители — растут и коммунальные платежи, поскольку больше половины затрат составляет суммарная стоимость газа, электричества, материалов плюс разные виды налогов. Оставшаяся часть идет на ремонт и обслуживание городского хозяйства.
    Однако смущает вот что: наши коммунальные службы работают крайне неэффективно, а за их нерадивость расплачиваемся мы, поскольку все мыслимые и немыслимые затраты и потери перекладываются на плечи населения. Чтобы снизить себестоимость услуг, необходимы модернизация отопительных систем, использование энергосберегающих технологий, реконструкция теплотрассы. То есть меры, принятие которых не зависит от потребителей коммунальных услуг.
    Однако способы изменения функционирования жилищно-коммунальных служб существуют. Внедрение эффективных форм взаимодействия между населением и поставщиками коммунальных услуг — главная задача партнерского проекта Фонда “Сорос — Кыргызстан” и Бишкекского городского кенеша “Бишкекский дом”. Для этого в рамках проекта проводятся консультации специалистов, обучающие семинары. Кроме того, Фонд “Сорос — Кыргызстан” проводит конкурсы на получение различных грантов. Победителем одного из них стало ТСЖ “Альменда”, объединяющее жителей двух домов микрорайона № 5.
    — Грант Фонда “Сорос — Кыргызстан” мы изначально намеревались использовать для установки счетчиков тепловой энергии, — говорит председатель ТСЖ “Альменда” Людмила Светличная. — Я была директором двух школ, поэтому знаю, как счетчики позволяют не только экономить средства, но и контролировать уровень подаваемого тепла. Однако выиграть конкурс оказалось легче, чем найти подрядчика. Фирмы, к которым мы обращались, запросили такие деньги, что гранта нам хватило бы на покупку (без установки) счетчика только для одного дома. Но в конце концов нам повезло. Свои услуги нам предложил бывший начальник отдела сбыта южного района теплосети, а ныне частный предприниматель Николай Сим. Благодаря его помощи мы установили современные счетчики в обоих наших домах. Только за первый месяц их эксплуатации каждый из жильцов заплатил за отопление приблизительно на 30—35 % меньше.
    Однако Людмила Светличная и команда ее единомышленников не собираются ограничиваться этим. Их главная задача — изменить отношение жильцов к своему дому. Установку счетчиков Людмила Викторовна использовала как повод для разговора с жильцами. Опытный педагог, к встрече она подготовилась основательно.
    — Предварительно мы попросили всех ответственных квартиросъемщиков наших двух домов ответить на различные вопросы, касающиеся сферы коммунальных услуг. Выяснилось, что 98 % жильцов не знают, сколько и за что они платят. Получается, что почти все просто вносят “квартплату”, не вдаваясь в суть изменений. Еще хуже обстоит дело в области прав и обязанностей, связанных с управлением и содержанием общего имущества дома. Поэтому на собрание жильцов мы пригласили специалистов, которые могут квалифицированно ответить на вопросы, касающиеся коммунальных услуг.
    Квартиросъемщиков интересовало: почему в доме в одной квартире тепло, а в другой холодно? Почему из крана с горячей водой долго течет холодная? Почему в начале отопительного сезона батареи долго остаются чуть теплыми?
    — Эти проблемы связаны с особенностями проектировки, заложенной при строительстве и проведении теплотрассы, — объяснил Николай Сим. — В советские времена, когда температура воды была 95 градусов, потери тепла не ощущались. Но, учитывая состояние нашей ТЭЦ, мы должны радоваться тому, что имеем.
    Однако президент общества защиты прав потребителей “Вигенс” Владимир Плужник предложил жильцам бороться за свои права.
    — Любая организация, которая предоставляет услуги населению, обязана заключить с потребителями договор. Потребителем может выступить и частное лицо, и ТСЖ. В любом случае мы готовы помочь правильно оформить этот документ. Это позволит в дальнейшем избежать проблем, если понадобится обратиться в суд. А то, что в суде можно и нужно отстаивать свои права, — факт. Например, недавно жители дома, расположенного по ул. Молодежной, 37, судились с Бишкектеплосетью. Эта организация уже заменила отопительную систему всего дома. И это не стоило жильцам ни копейки. Так что не бойтесь обращаться в суд. Тем более что дела, касающиеся защиты прав потребителей, не очень громоздки. Единственно, следует помнить, что все свои претензии вы должны зафиксировать документально, поскольку суды верят бумагам. Если вы утверждаете, что в квартире было холодно и ребенок заболел, то представьте справку от врача. Если в результате перепадов напряжения сгорела бытовая техника, нужно подготовить стандартное заявление, форму которого можем предоставить мы. Лучше, если заявление подадут сразу несколько соседей, поскольку скачок электронапряжения наблюдается в целом районе. Однако если у вас на чердаке лежит давно сломанный телевизор, не надо пытаться получить компенсацию еще и за него. Соответствующие службы будут делать замеры, проводить экспертизу, так что обмануть их не удастся. И учтите: претензии к “Северэлектро” по поводу сгоревшей техники вы должны подать в течение суток. Позже никакие жалобы рассматриваться не будут. Поэтому, как только вы поняли, что утюг, холодильник, телевизор не работают, пишите заявление и отправляйте его по почте, взяв соответствующую квитанцию. Если из крана течет “ржавая” вода, снимите это на видеокамеру. Затопили соседи, вызывайте соответствующую службу: Бишкектеплосети, если бежит горячая вода, и Бишкекводоканал — если холодная. Они должны приехать, зафиксировать факт и установить причину потопа. Если протек стояк перекрытия, претензии вы будете предъявлять коммунальным службам, если это не стояк, то вы предъявляете претензии в письменном виде соседу.
    — В общем, нужно учиться отстаивать свои права, — подвела итог встречи Людмила Светличная. — Ведь наш дом состоит не только из квартир, но и общего имущества — крыши, подъездов, подвалов, инженерных сетей и оборудования. Заботиться о котором, кроме нас, некому.
    Наталья ТИМИРБАЕВА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17845/


Распечатать: Уроки  домоводства РаспечататьОставить комментарий: Уроки  домоводства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Уроки  домоводства Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007