Распечатать: Иссык–Куль в опасности РаспечататьОставить комментарий: Иссык–Куль в опасности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Иссык–Куль в опасности Посмотреть комментарии

9 февраля 2007

БЛОГИ

Иссык–Куль в опасности

    — Иссык–Кулю грозит опасность! — то и дело слышишь от кыргызстанцев. — На побережье идет огромное нерегулируемое строительство. Потоки туристов увеличиваются. Природоохранные законы не работают. Хищническое, потребительское отношение к высокогорному чуду чревато катастрофой.
    Законы у нас исполняются
    Иссык–Куль — особо оберегаемая территория. Во–первых, десять лет назад Кыргызстан ратифицировал Рамсарскую конвенцию о водно–болотных угодьях. И Иссык–Куль вошел в список особо охраняемых водоемов. Под защиту попали питающие его реки, озерца, болотца вокруг него, флора, фауна. Во–вторых, там биосферный заповедник. И, естественно, особый контроль.
    В соответствии с законодательством КР все строительство, которое может отрицательно повлиять на окружающую среду, должно получить положительное заключение государственной экологической экспертизы. Эксперты проверяют, куда будут сбрасываться сточные воды, где будут размещаться отходы. Если строят без экологической экспертизы, у нас есть полномочия приостановить строительство. Но такое бывает редко.
    Бизнесмены, которые возводят пансионаты последние пять лет, люди денежные, продвинутые. Естественно, строят нормальные очистные сооружения. Беспокойство больше вызывают муниципальные очистные — Балыкчы, Каракола, Чолпон–Аты. Они все действуют, мягко говоря, неудовлетворительно. Мы неоднократно обращались и к губернаторам области — сколько их было! — и к главам райадминистраций. Безрезультатно. Упор они делают на то, что нет финансирования.
    Деньги, конечно, нужны очень приличные — порядка пяти миллионов долларов только на очистные Чолпон–Аты, они вообще разрушены. Работает только механическая очистка, канализационные стоки отстаиваются в лучшем случае. Но биологическая, очищающая микроорганизмами, не действует. А ведь туда сбрасывает не только город, многие здравницы. Мы ищем инвесторов, даем проектные предложения. Давно, лет пять, занимается именно очистными Чолпон–Аты японская компания Jica, надеемся, она найдет средства на реконструкцию.
    Радует то, что в озеро стоки не сбрасываются — отводятся из водоохранной зоны за дорогу, в сад. Я думаю, никто не сбрасывает и в речки, которые питают озеро: это категорически запрещено.
    Не надо говорить, что законы у нас не исполняются. Даже то, что на стадии государственной экологической экспертизы идет исполнение закона, говорит о том, что они исполняются. Особенно сейчас, когда мы интенсивно развиваем предпринимательство. Инспектор имеет право проверить пансионат один раз в сезон. А то и в сезон не дадут. Нужно получить разрешение от департамента при Минпромышленности.
    А то, что идет застройка… Есть водоохранные полосы, установленные постановлением правительства, водоохранные зоны — для Иссык–Куля такая зона — 500 м. Там запрещено определенное строительство, определенная хозяйственная деятельность, скотные дворы например. Без проекта не имеют права строить. Если в проекте идет нарушение, которое может нанести урон окружающей среде, дается отрицательное заключение. За прошлый год у нас было порядка десяти отрицательных заключений.
    Проблем достаточно много. Так, у нас в республике нет ни одного полигона по утилизации отходов, только свалочные. Это тоже нужно решать.
    Таисия НЕРОНОВА, начальник отдела информационно–аналитического обеспечения и экообразования Госагентства по охране окружающей среды
    
    Не брать больше, чем озеро может дать
     В 2004 году Иссык–Куль был номинирован на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как культурно–природный ландшафт. Здесь единое целое составляют достопримечательности природы и культуры — изумительные виды, остатки ушедших цивилизаций, начиная с каменного века, руины старинных городов, скрывшихся под волнами… Это все создает неповторимый культурный регион не только Кыргызстана, но и мира, где “варилась” своя цивилизация.
    Приехавшая к нам Сюзан Дени, эксперт ИКОМОС — независимой международной организации по охране наследия, была очарована кыргызским морем. Ее заключение — Иссык–Куль достоин войти в Список мировых сокровищ. Но г–жа Дени увидела Балыкчы, Каракол, знает, что есть Кумтор — участки сильного антропогенного воздействия на природу, озеро, котловину. И предложила не включать эти территории в охранные зоны. Взять под защиту лишь земли нетронутые, где сохранились болотистые места, где зимуют птицы. Смысл рекомендаций эксперта — сделать систему охранных зон, регулируемой застройки, систему охраняемого ландшафта так, чтобы разумно использовать природно–культурный потенциал, не брать больше, чем он может дать.
    Процедура внесения в Список наследия и имеет в виду разработку тех механизмов, которые все это держат под контролем. Только тогда памятник должен быть принят в Список ЮНЕСКО.
    Это престижно и почетно для страны. Список памятников публикуется, рассылается во все международные организации и крупные турфирмы. На него ориентируются туроператоры, прокладывая маршруты: если памятник в Списке, значит он уникален. Второе — само государство подтягивается, принимает меры к сохранению этого наследия. А если памятнику будет грозить катастрофа природного или техногенного характера, в его спасении примет участие мировое сообщество: оно тоже берет на себя ответственность за раритет.
    В ноябре 2004 года мы отозвали номинационные документы из ЮНЕСКО, чтобы внести поправки, предложенные экспертом. Дважды собиралась комиссия по охране памятников. Но произошло событие марта 2005, работы остановились. Жаль. Включение в реестр мировых ценностей стало бы серьезным барьером от нещадной эксплуатации озера. Там сейчас строительный бум. Отсутствие единой политики в застройке, в использовании рекреационных ресурсов Иссык–Куля приведет к тому, что побережье будет переполнено, чрезмерно застроено. Значит, больше людей, машин, то есть увеличится нагрузка на природный комплекс. Все это может привести к беде, если не создать условий самоочищения озера.
    Джумамедель ИМАНКУЛОВ, директор научно–исследовательского проектного бюро “Кыргызреставрация”
    
    Законы у нас не работают
    Иссык–Куль — моя стихия. Я с 1975 года занимаюсь застройкой Иссык–Кульского курортного района, с того времени, как он был объявлен курортом союзного значения. Москвичи из ЦНИИП градостроительства вместе с нашими специалистами всех отраслей разработали проект районной планировки. Он предусматривал развитие Иссык–Куля на 25—30 лет. Потом на основании проекта создали генплан крупных курортных комплексов для взрослых и детей.
    Начали наводить порядок. Из прибрежной зоны были вынесены более 200 здравниц — многие предприятия имели на берегу домик, халабуду, никаких законов об охране природы, зон ограничений не существовало. Убирали от самой воды кошары, которых было немало, здравницы, не имевшие очистных сооружений. На Рыбачинском судоремонтном заводе начали делать комплексные очистные. Одно очищало 200 кубометров стоков в сутки и могло обслужить курорт на 500 мест. Некоторые из них и поныне функционируют.
    По проектно–планировочным документам предусматривалась общая вместимость побережья на 160 тысяч отдыхающих единовременно. Но экологи, другие специалисты подсчитали нагрузку на побережье и остановились на цифре 100 тысяч. Из них 40 тысяч — вместимость круглогодичных здравниц.
    Такой документ был принят тогда. С ним мы до сих пор живем. Потому что с развалом СССР все бюджетное финансирование прекратилось, началась продажа земельных участков, прихватизация оздоровительных учреждений. Свыше 90 процентов всех пансионатов ныне в частной собственности. Что плачевно, отдельные оздоровительные учреждения поделены так, что имеют 10, 15, 20 хозяев. А у пансионата “Береке” их 70! У кого один или несколько коттеджей, у кого корпус, у кого комната… Икс приватизировал двухэтажный корпус, но вокруг — чужая территория, ни клочка своей земли. Он давно судится с основным владельцем, но тот ни метра земли не дает. А как отдыхающим у Икса пройти к пляжу, например?
    Началась заборомания. Взял участок, обнес его трехметровой оградой: мое! Больше ничего не строит. В соответствии с генпланом у озера устанавливается стометровая пляжно–парковая зона строгого режима. Эта полоса общего пользования на всех цивилизованных курортах мира. По ней прогуливаются. А у нас высоченные заборы перегораживают “строгую” зону и прямо в воду уходят. На сегодняшний день в селе Бостери землю разделили между частниками. Они ограды себе понастроят, а куда идти местному населению?
    В республике есть Госагентство по архитектуре и строительству, которое должно проводить архитектурную и градостроительную политику в КР. У них в каждом районе, каждом городе свои архитектурные службы и ГАСК — Госархстройконтроль. Они что–то пытаются сделать. Строит кто–то на берегу без проекта, самовольно, они предписания дают, передают в прокуратуру, судятся… Тьма таких примеров. Но вся беда в том, что нет у нас в стране порядка, никто никого не слушает. Частники считают: это мое, что хочу, то и делаю. Раньше был порядок. Я 11 лет работал главным архитектором Иссык–Кульской области. Если кто–то самовольно начинал строить, мы могли нанять бульдозер, снести сооружение и за счет самовольщика восстановить всю территорию. Или посадить нарушителя — самовольное строительство было уголовно наказуемо. Сегодня закон не работает.
    Эсенжан БЕКТАШЕВ, председатель Союза архитекторов КР
    
    Отдых на свалке
    Недавно на пресс–конференции российский посол Валентин Власов сказал, что на Иссык–Куле ему больше всего понравилась чистота: на пляже ни одной бутылки, ни одной консервной банки. Многие журналисты посмеялись: где отдыхал дипломат? Если в “Радуге”, тогда понятно: дорогущий пансионат. Но во многих других — мусор сплошь и рядом.
    Четыре сезона подряд я отдыхаю в центре Чолпон–Аты и хожу на городской пляж. Если в первые годы там еще можно было как–то пройти, то минувшим летом было не протолкнуться, так много отдыхающих. А мусора — сотни килограммов! Люди загорали прямо на отбросах. Пляж соседнего санатория “Голубой Иссык–Куль” не уступал городскому по засилью “останков” — пищевых отходов и бутылок.
    Строится на Иссык–Куле много, но в основном элитное, не для народа. Понятно, была бы страна элитная… А народ уходит в частный сектор, где отдых дешевле.
    Герман ЛОМКОВ, независимый фотокорреспондент

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17215/


Распечатать: Иссык–Куль в опасности РаспечататьОставить комментарий: Иссык–Куль в опасности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Иссык–Куль в опасности Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007