Распечатать: Противоречия в Основном Законе сняты РаспечататьОставить комментарий: Противоречия в Основном Законе сняты Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Противоречия в Основном Законе сняты Посмотреть комментарии

16 января 2007

ПОЛИТИКА

Противоречия в Основном Законе сняты

    Если бы некоторые депутаты Жогорку Кенеша не спешили так c принятием ноябрьской Конституции, то и весь парламент не оказался бы в столь несерьезном и неприглядном свете. А будь они (депутаты) хотя бы чуточку помудрее, подальновиднее и посдержаннее, не пришлось бы им в течение двух месяцев дважды переписывать и принимать Основной закон. А причин для этого, как оказалось, более чем достаточно.
    Как принималась новая редакция Конституции 9 ноября 2006 года, мы все прекрасно помним. Подготовлена она была за два дня, а принята за две минуты. Причем подавляющее большинство депутатов проголосовало за нее, даже не ознакомившись с содержанием, “оказав доверие согласительной комиссии”. И это главный закон государства, от которого зависит состояние и будущее страны и ее граждан! Разве можно подходить к его написанию по правилам КВН: “Быстро спросили, быстро ответили”, как это сделали оппозиционные лидеры?
    В результате такой поспешности Конституция КР оказалась буквально нашпигованной недочетами и противоречиями. Например, в безудержном стремлении значительно расширить депутатские полномочия и возможности и закрепить их в новой редакции парламентарии упустили из виду, что кроме законодательной ветви власти существует еще и исполнительная — правительство, взаимоотношения и работа которого с Жогорку Кенешем должны быть четко определены и расписаны. Несколько позже депутат Исхак Масалиев признался: “Принятая нами 9 ноября Конституция содержала множество неточностей и подводных камней”.
    Один из таких камней и стал причиной того, что, следуя букве Основного закона, члены правительства подали в отставку. В итоге “новаторская” деятельность депутатов привела к патовой ситуации в стране. Оказалось, что после отставки кабинета министров сформировать новое правительство с участием действующего парламента невозможно. Нормы, заложенные в Конституции от 9 ноября, загнали Жогорку Кенеш и страну в правовой тупик. Главная загвоздка заключается в том, что сегодняшний парламент, состоящий из 75 членов, принимает решения большинством в 38 голосов, в то время как по “ноябрьской” Конституции парламент должен состоять из 90 депутатов, а его решения легитимны только при 46 голосах.
    Противоречий и недостатков в “ноябрьской” Конституции оказалось столько и они были настолько серьезными, что их невозможно было устранить, не изменив Жогорку Кенеш. Это признали и сами депутаты, которые в своем заявлении, подписанном 55 парламентариями и спикером Маратом Султановым, написали, что “оказались в правовом тупике”.
    Естественно, встал вопрос: как урегулировать сложившуюся ситуацию? По–хорошему, парламент после отставки правительства тоже должен был объявить о самороспуске, а его члены пойти на новые выборы. Но это уже из разряда фантастики. Не для того парламентарии готовили новую Конституцию, которая расширяет их привилегии и полномочия, чтобы рисковать ими и своими креслами на новых выборах.
    Другим вариантом выхода из правого ступора мог быть роспуск парламента президентом. Понятно, что в этих условиях Курманбек Бакиев как гарант Конституции обязан принять все меры для обеспечения единства государственной системы, стабильного, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Многие политические партии Кыргызстана подписались под обращением к главе государства, в котором призывали К. Бакиева взять на себя ответственность и организовать в ближайшее время новые выборы Жогорку Кенеша в соответствии с нормами ноябрьской Конституции.
    Согласно ей все законы и правовые акты должны были быть приведены в соответствие с остальными законами не позднее шести месяцев после вступления ее в силу, то есть до 9 мая 2007 года. Этого времени, по мнению М. Султанова, было бы достаточно для совершенствования законодательной базы и внесения поправок в Конституцию. Но, как отметил спикер 11 января 2007 года на заседании Совбеза, “в связи с уходом правительства в отставку возникла проблема по фундаментальным вопросам, а именно по формированию правительства и по правомочности принятия решения Жогорку Кенешем”.
    Во избежание накала политических страстей, способных привести к расколу республики, депутаты предложили третий, компромиссный вариант выхода из ситуации. Они подготовили поправки в Конституцию от 9 ноября и внесли их на рассмотрение президента.
    Вот что по этому поводу сказал М. Султанов: “Многие депутаты Жогорку Кенеша с пониманием отнеслись к решению правительства уйти в отставку и полностью формировать правительство на базе новой Конституции в целях недопущения разночтений в принимаемых решениях и избежания конфликтов в будущем. Поэтому большинство депутатов, понимая всю ответственность сложившейся ситуации, приняли решение внести новую редакцию Конституции”, подчеркнув, что обсуждение проекта от 30 декабря прошло открыто с участием большинства депутатов и процедура принятия новой редакции была такой же, как при принятии Конституции от 9 ноября.
    Данные поправки исправили ляпы, допущенные в прежней редакции, и улучшили Основной закон, приведя его к юридическим нормам.
    Например, статью 2 дополнили положением, предписывающим, что “государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за пределы полномочий, предусмотренных Конституцией и законами”.
    В тексте статьи 15 Конституции от 9 ноября имелось противоречие, когда предусматривалось, что никто не может быть арестован иначе как по решению суда и одновременно этой же статьей определялось, что каждое арестованное лицо срочно, до истечения 24 часов, должно быть приведено в суд для решения вопроса о законности его ареста. В этой связи в новой редакции, принятой 30 декабря, было снято это противоречие, и нынешняя редакция данной статьи предусматривает, что арест может быть осуществлен только решением суда, а правоохранительные органы могут лишь задержать гражданина и представить его в суд на предмет законности его задержания.
    Статьей 39 было предусмотрено, что “Кыргызская Республика оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь за счет государства”. Это означало, что за счет государства все граждане, включая социально уязвимых, а также не ограниченных в средствах, имеют право получать бесплатную юридическую помощь. Кроме того, данное положение противоречило пункту 4 статьи 15, где предусматривалось, что бесплатная юридическая помощь гражданам за счет государства оказывается лишь в случаях, предусмотренных законом.
    Что касается президентских полномочий, то они дополнились лишь тем, что главе государства было возвращено право назначения глав местных государственных администраций, определения условий оплаты труда государственным служащим и назначения руководителей военных ведомств самостоятельно, без участия ЖК и премьер–министра. При этом президента лишили права осуществлять роспуск Жогорку Кенеша и назначать референдум по вопросам изменений и дополнений в Конституцию. В частности, теперь президент не сможет назначить референдум по Конституции без согласия 60 % депутатов ЖК КР.
    Сколько бы ни кричали оппозиционеры, что Конституция от 30 декабря возвращает страну к “монаршему” управлению, это не соответствует действительности. Сейчас им невыгодно озвучивать то, что значительно расширились полномочия самого ЖК. Например, по редакции Конституции от 30 декабря депутаты получили право давать согласие на привлечение судей местных судов к уголовной и административной ответственности. Раньше этими полномочиями обладал Конституционный суд.
    Расширились их возможности и при формировании правительства, как по количеству дней (56 дней), так и по количеству возможностей (4 раза). Более того, Конституция от 30 декабря не позволяет президенту отклонять кандидатуру на должность премьер–министра и членов правительства.
    В то же время за Жогорку Кенешем сохраняются полномочия по объявлению импичмента президенту, а депутатам гарантируется, что они не могут быть распущенными со стороны главы государства, в случае если не будет сформировано правительство или при выражении ему недоверия. Если правительство не будет сформировано, президент может объявить лишь досрочные выборы, и только в случае выражения повторного недоверия президент обязывается отправить в отставку правительство или назначить досрочные выборы Жогорку Кенеша. Причем в последнем случае депутаты смогут участвовать в новых выборах в Жогорку Кенеш, сохраняя свой мандат.
    Учитывая эти и другие поправки, внесенные в Конституцию КР 30 декабря, на заседании Совета безопасности КР 11 января т. г. Марат Султанов обратился к президенту Бакиеву с просьбой подписать Закон “О новой редакции Конституции Кыргызской Республики”, принятый 30 декабря. Члены Совета безопасности также единогласно предложили К. Бакиеву подписать эту редакцию Конституции.
    Кроме того, Совбез рекомендовал президенту подписать внесенный закон, а Жогорку Кенешу — ускорить избрание судей Конституционного суда, кандидатуры которых были представлены президентом. Исполняющим обязанности премьер–министра и министров поручено до формирования нового состава правительства продолжить исполнение должностных обязанностей.
    Позицию ряда депутатов по этому вопросу высказал Исхак Масалиев. Он, в частности, заявил, что “новая редакция Конституции от 30 декабря устранила противоречия и несоответствия, имевшиеся в Конституции от 9 ноября, укрепила положение граждан, ослабив вседозволенность государственных органов”.
    Неожиданным стало выступление депутата Азимбека Бекназарова, который возвестил через СМИ: “9 ноября мы приняли Конституцию, согласно которой стали парламентской республикой, а сегодня, если президент подпишет, Кыргызстан станет суперпрезидентской республикой. Этот проект сводит на нет сам принцип Конституции”. Неожиданным это заявление стало потому, что несколько ранее тот же Бекназаров говорил совершенно обратное: “Конституция, принятая 30 декабря, — это изменения и дополнения в Основной закон от 9 ноября, и пусть президент сам решает, подписывать ее или нет. Если он подпишет Конституцию, то, конечно, это будет меньшее зло, чем роспуск Жогорку Кенеша, и более мирный путь”.
    Удивил всех и еще один активный член штаба “За реформы!” Эдиль Байсалов, который призвал не драматизировать ситуацию с новой Конституцией. “Она не отменяет завоеваний ноябрьских событий. Утверждать, что уточнение дополнительных полномочий главы государства (назначение главы Минобороны и председателя СНБ, глав местных администраций) восстанавливает авторитарное государство и дает возможность для узурпации власти, некорректно. Проблема у нас, как мы убеждаемся вновь и вновь, не в тонкостях и оттенках конституционной конструкции, а в политической культуре, устойчивости таких демократических институтов, как принцип разделения власти, активность политических партий”, — сказал он в интервью.
    Как видим, оппозиция сама толком не знает, чего хочет. То ее представители заявляют одно, то совершенно обратное. Но хочется напомнить, что они, как представители народа, должны в первую очередь думать о тех, кто их избрал депутатами — простых кыргызстанцах, и заботиться о благе своего народа, а не только о своем личном.
    Конституция — это не игрушка. Это свод главных законов, по которым будет жить республика. Поэтому играть с нею опасно. И депутаты просто обязаны принимать такие законы, которые будут работать на благо народа Кыргызстана, не забывая о том, что сначала нужно принимать первостепенные законы (например, бюджет республики на грядущий год), а не второстепенные — распределение комитетов Жогорку Кенеша и своих должностей в этих комитетах.
    К счастью, эти перипетии позади. 15 января президент К. Бакиев подписал новую редакцию Конституции, принятую 30 декабря. В очередной раз Курманбеку Бакиеву удалось удержать политическую ситуацию под контролем. Конституция возвращена в правовое поле, принята и вступила в силу. Теперь можно жить и работать, зная, что страна вновь обрела свой главный закон. Теперь всем нам нужно работать, чтобы мечты о социально–экономическом возрождении Кыргызстана стали обретать реальные очертания и воплощаться в жизнь.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16901/


Распечатать: Противоречия в Основном Законе сняты РаспечататьОставить комментарий: Противоречия в Основном Законе сняты Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Противоречия в Основном Законе сняты Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007